Заработная плата в СССР есть выраженная в денежной форме доля работника в той части общественного продукта, которая выплачивается государством в соответствии с количеством и качеством труда каждого работника.
Экономический закон распределения по труду, действующий в социалистическом хозяйстве, требует дифференциации оплаты труда; труд квалифицированный и тяжёлый должен оплачиваться выше, чем труд неквалифицированный и труд лёгкий. Кроме того, более высокий уровень заработной платы устанавливается в особо важных экономических районах страны, а также в отдалённых и малообжитых районах.
Основной формой оплаты труда рабочих в тепловозном хозяйстве является сдельная форма заработной платы, создающая наибольшую заинтересованность работника в результатах его труда. Сдельная оплата имеет свои разновидности. Наиболее распространена прямая сдельная система заработной платы. При этой системе каждая единица изделий оплачивается по одинаковой расцепке, независимо от степени выполнения или перевыполнения установленной нормы. Величина заработной платы работника возрастает в прямой пропорции к увеличению количества выработанных им изделий. При сдельнопрогрессивной системе рабочий оплачивается за выполнение нормы по неизменным расцепкам, а за выработку сверх нормы — по повышенным и нередко по прогрессивно-нарастающим расценкам. При сдельно-премиальной системе прямая сдельная оплата дополняется премиями за качество работы, экономию топлива, электроэнергии, снижение себестоимости продукции и т. д. На тех работах, где трудно применить индивидуальную сдельщину, применяют групповую или бригадную сдельную оплату с распределением заработка между отдельными исполнителями, с учётом отработанного каждым рабочим времени и квалификации работника.
Кроме сдельной оплаты, применяется повременная система заработной платы. Она используется на тех работах, на которых не может быть применена сдельная система оплаты. Повременная система заработной платы может быть простой и повременно-премиальной. Последняя применяется для повышения материальной заинтересованности работников в результате их труда. Наиболее широко повременно-премиальная система заработной платы используется для оплаты труда руководящих хозяйственных и инженерно-технических работников.
Уровень заработной платы в различных предприятиях и для различных категорий работников тепловозного хозяйства устанавливается на основе тарифной системы.
Тарифная система состоит из тарифных ставок, сеток, тарифно-квалификационных справочников и схем должностных окладов. Для определения квалификации рабочего и отнесения его к тому или иному разряду используются тарифно-квалификационные справочники, в которых даются производственные характеристики выполняемых работ. Применительно к различным разрядам государством устанавливается размер оплаты труда работника в единицу времени в виде тарифной ставки. В тех случаях, когда рабочему поручается работа более высокого разряда, чем он имеет, она оплачивается по этому разряду. Для инженерно-технического персонала и служащих применяется система должностных окладов, зависящих от разряда или класса хозяйственной единицы.
Рассмотрим кратко систему оплаты труда основных групп работников тепловозного хозяйства.
Руководящие и инженерно-технические работники тепловозного хозяйства, как правило, оплачиваются по повременно-премиальной системе, рабочие — по сдельно-премильной системе, служащие и младший обслуживающий персонал — по повременной системе.
Для руководящих и инженерно-технических работников тепловозных депо и локомотивных отделов отделений дорог, кроме должностных окладов, установлены премиальные вознаграждения за выполнение и перевыполнение плана перевозок в тонно-километрах брутто и за высокое качество ремонта при отсутствии перерасходов материалов и денежных средств. Кроме того, многие руководящие работники получают премию за экономию топлива.
Тепловозные бригады, занятые в поездной работе, оплачиваются но тарифным и расчётным ставкам. Расчётная ставка используется для установления сдельных покилометровых расцепок, а тарифная — для исчисления надбавок за выслугу лет, за класс квалификации и других доплат, а также для расчётов за повременные работы.
В зависимости от разряда, значимости и территориального положения депо для машинистов и помощников машинистов тепловозов установлены месячные расчётные ставки. Покилометровая расценка определяется делением расчётной месячной ставки заработной платы на месячную норму пробега бригады в километрах. Расценки устанавливаются для каждого депо и тягового плеча в зависимости от вида движения и рода поезда. На зимний период расценки повышаются на 10—20% в зависимости от климатических условий. Месячная норма пробега тепловоза определяется на основе графика движения поездов и оборота тепловозов. Работа бригад в сверхурочное время оплачивается по покилометровым расценкам с доплатой за каждый час сверхурочной работы до 36 час. — 50% и свыше 36 час. — 100% покилометровой оплаты. При занятии перегона по вине локомотивной бригады более 30 мин. сверх установленного графиком времени оплата производится по пониженным на 30% расцепкам. За незаконченные по вине бригад поездки оплата не производится.
Маневровые тепловозные бригады оплачиваются по прогрессивно-сдельной системе, за исключением станций, где вследствие ограниченного объёма маневровой работы оплата производится повременно и премиально.
Оплата бригад, обслуживающих тепловозы-толкачи, восстановительные и пожарные поезда, а также бригад, работа которых не может быть точно учтена, осуществляется по повременно-премиальной системе. За выполнение заданий в срок, образцовый уход за тепловозами и за работу без брака в течение месяца эти бригады получают премию в размере до 37,5% месячной тарифной ставки.
Если тепловозные бригады следуют в поездах пассажирами к месту работы, ожидают работу в назначенном пункте или следуют обратно к месту своей постоянной работы, это время не считается рабочим, не засчитывается в отдых и подлежит оплате из расчёта 25% тарифной ставки. Простой не по вине тепловозных бригад подлежит оплате из расчёта 50% тарифной ставки. При турной езде за время нахождения в пути локомотивным бригадам оплачиваются суточные в размере 2% их тарифной ставки.
Тепловозные бригады, обслуживающие пассажирские поезда, получают премию за нагон опозданий. Так, за каждую минуту нагона опоздания машинисты получают в зависимости от категории поезда 40—50 коп., а помощники — 28—35 коп. За проведение тяжеловесных поездов с установленной технической скоростью тепловозным бригадам производится дополнительная оплата за каждые 100 т превышения веса поезда сверх установленного графиком движения. За выполнение установленной нормы расхода топлива и экономию топлива тепловозным бригадам выплачивается премия. Хозрасчётные локомотивные бригады получают премию за экономию запасных частей и материалов на ремонте и эксплуатации тепловозов.
За работу тепловозных бригад на периодическом ремонте своих локомотивов каждому работнику бригады (за исключением старших машинистов) производится оплата за время фактической работы, но не более 8 час. за каждый периодический ремонт. Старшим машинистам за время наблюдения за качеством подъёмочного ремонта прикреплённых к ним локомотивов, приёмки и испытания их оплата производится из расчёта ставки заработной платы но фактически затраченному времени, но не более чем за 8 час. за каждый рабочий день с доплатой 25% ставки за старшинство.
Машинисты за класс квалификации получают ежемесячно дополнительные твердые надбавки к ставкам заработной платы в размерах: машинисты I класса — 30%, II класса — 20% и III класса — 10%. Помощникам машинистов, имеющим право управления тепловозом, но продолжающим работать в качестве помощников, ежемесячно выплачивается твёрдая надбавка в размере 10% их ставки заработной платы. Старшим машинистам ежемесячно доплачивается 25% их сдельной заработной платы, а повременщикам — их тарифной ставки. Машинисты-инструкторы получают дополнительно к тарифным ставкам вознаграждение в размере среднего приработка прикреплённых к ним машинистов. При назначении машинистов I и II классов на должность машиниста-инструктора доплата за классность сохраняется.
Работники тепловозных бригад получают надбавку за работу на локомотиве по заключаемым договорам. Так, членам локомотивных бригад, заключившим индивидуальные трудовые договоры с обязательством работать на тепловозе в должности машиниста или помощника машиниста не менее 8 лет, выплачивается процентная надбавка в следующих размерах: по истечении одного года работы с момента заключения договора — 15% от месячной ставки, по истечении двух лет— 10%, по истечении каждого последующего года на весь срок заключённого договора — по 5%. При этом процентные надбавки за второй и последующие годы работы на тепловозе начисляются на основную ставку заработной платы с учётом процентной надбавки за предыдущий год.
Отличная и безаварийная работа тепловозных машинистов на протяжении года поощряется выплатой один раз в год награды в размере 75% среднемесячного заработка. Машинистам-инструкторам премия выплачивается за отличную работу всех прикреплённых к ним машинистов.
Основой для оплаты рабочих, запятых на всех видах ремонта тепловозов, служат сдельные расценки; этот же порядок распространяется и на рабочих по ремонту оборудования, инвентаря, изготовлению и ремонту инструмента, где возможны установление норм и точный учёт выполненных работ. Кроме заработной платы, получаемой рабочими по ремонту тепловозов по сдельным расценкам, им выплачиваются премии за обеспечение высокого качества ремонта.
По малому периодическому ремонту премии слесарям ремонтных бригад выплачиваются за каждый километр пробега прикреплённых тепловозов, при условии, если эти локомотивы работают без межпоездного ремонта от одного малого периодического ремонта до следующего. За каждый отремонтированный тепловоз, отставленный в резерв МПС, слесаря бригад периодического ремонта получают единовременную премию.
Слесарям ремонтных бригад, запятых на большом периодическом ремонте, выплачивается единовременная премия за каждый отремонтированный тепловоз, если он не имел межпоездного ремонта с момента выпуска из ремонта до первого малого периодического ремонта.
Рабочие ведущих профессий по ремонту тепловозов получают надбавку за выслугу лет. Кроме того, ремонтные бригады получают премию по хозрасчёту.
Рабочие-сдельщики заготовительного цеха получают премию в размере до 10% их сдельного заработка за высокое качество работы на протяжении месяца.
Бригадиры цехов оплачиваются по повременно-премиальной системе с доплатой к основному окладу за руководство бригадой и выплатой премии за каждый высококачественно отремонтированный тепловоз.
Рабочие складов топлива оплачиваются по сдельно-прогрессивной, сдельной и повременной системе. Стрелочники тракционных путей оплачиваются повременно и получают премию в размере до 18,5% месячного оклада при отсутствии задержек в пропуске тепловозов, аварий и брака в работе.