Содержание материала

ГЛАВА II
ТЕПЛОВОЗНЫЙ ПАРК

§ 1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕПЛОВОЗНОГО ПАРКА

Основными локомотивами тепловозного парка железных дорог СССР являются тепловозы с электрической передачей серий ТЭ3, ТЭ2 и ТЭ1.
Тепловозы серии ТЭ3 мощностью 4 000 л. с. (в двух секциях), поступающие на дороги с конца 1955 г., обеспечивают вождение поездов весом 3 000— 5 000 т. Эти локомотивы, строительство которых широко развёртывается на отечественных заводах, займут в шестой пятилетке основное место в тепловозном парке. Тепловозы серии ТЭ2, получившие большое распространение на сети дорог, имеют мощность 2 000 л. с. (в двух секциях) и эксплуатируются в грузовом и пассажирском движении. Тепловозы серии ТЭ1 имеют мощность 1 000 л. с. и используются преимущественно на маневровой, а также в поездной работе.
На участках с трудным профилем пути тепловозы серий ТЭ2 и ТЭ1 можно использовать для вождения грузовых поездов двойной тягой. Кроме тепловозов серий ТЭ1 и ТЭ2, в одном из основных тепловозных депо Ашхабадской, ж. д. продолжают ещё эксплуатироваться тепловозы серии Э-ЭЛ мощностью 1 150 л. с.
Представление об эффективности тепловозов дают приведённые в табл. 1 сравнительные данные тепловозов серий ТЭ2 и ТЭ3 и паровозов серии Л, соответствующие показатели для последних приняты за единицу.
Из таблицы видно, что введение тепловозов серии ТЭ3 повышает провозную способность железнодорожной линии почти в 2 раза.

Таблица I
Эксплуатационные показатели тепловозов серий ТЭ2 и ТЭ3 по сравнению с паровозами серии Л

* В числителе — при лёгком профиле пути lp=4— 6%, в знаменателе — при тяжёлом профиле lp=10—12°/00.
Эффективность различных видов тяги в значительной степени определяется также расходами на содержание локомотивных бригад, ремонт и экипировку локомотивов, расходами на топливо для тяги поездов. Следует заметить, что расход топлива при тепловозной тяге почти в 6—7 раз меньше, чем при паровой тяге. Соотношение указанных затрат при паровой и тепловозной тяге характеризуется данными, приведёнными в табл. 2 (данные относятся к однопутному участку с руководящим уклоном lp = 9°/00 и грузонапряжённостью 9 млн. ткм/км).

Таблица 2
Соотношение эксплуатационных расходов при паровой и тепловозной тяге

§ 2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕПЛОВОЗОВ ПО ВИДАМ РАБОТЫ И СОСТОЯНИЮ

Все тепловозы распределяются по отдельным железным дорогам, находятся на их балансе и составляют так называемый инвентарный парк дорог.
В пределах каждой дороги тепловозы распределяются по отдельным депо, находятся на их балансе и составляют инвентарный парк депо.
Каждый новый тепловоз зачисляется в инвентарный парк депо и дороги с момента подписания акта приёмки в депо приписки.
При распределении тепловозного парка необходимо стремиться к тому, чтобы на дороге и, тем более, в депо эксплуатировались тепловозы по возможности ограниченного количества серий.
Большое количество разных серий (типов) локомотивов, приписанных к дороге и депо, значительно осложняет их ремонт, затрудняет снабжение дорог и депо запасными частями, увеличивает оборотные средства для создания запасов этих частей. Кроме того, многосерийность осложняет организацию эксплуатации тепловозов, затрудняет освоение их локомотивными и ремонтными бригадами и инженерно-техническим персоналом.
Социалистическая система хозяйства в СССР позволяет наиболее рационально разместить локомотивный парк на сети дорог и тем самым обеспечить его эффективное использование.
Тепловозный парк железных дорог Союза ССР обслуживает все виды движения: пассажирское, грузовое, передаточное и вывозное, а также производит маневровую и хозяйственную работу.
По роду службы тепловозный парк подразделяется на пассажирский, грузовой и маневровый.
В зависимости от состояния и места работы тепловозы каждого депо распределяются и учитываются по следующим паркам: инвентарному, наличному, в распоряжении депо, вне распоряжения депо, эксплуатируемому и неэксплуатируемому и рабочему
На фиг. 2 приведена схема распределения тепловозов по паркам.
В инвентарный парк депо входят все тепловозы, приписанные к депо, за исключением тепловозов, временно прикомандированных из других депо.
На каждый тепловоз инвентарного парка составляется технический паспорт, в котором отражаются технические данные оборудования и состояние тепловоза, а также фиксируются производимые ремонт и модернизация.

Технический паспорт тепловоза хранится в депо приписки. Он является одним из основных документов для учёта инвентарного парка тепловозов, который производится по серийно, в физических единицах.
Наличный парк состоит из всех приписных тепловозов, находящихся в данный момент в депо (или на дороге), и тепловозов, прикомандированных из других депо (или дорог).
Парк вне распоряжения депо состоит из тепловозов, откомандированных в другие депо, сданных в аренду и находящихся в запасе МПС. В парк, находящийся в распоряжении депо, входят тепловозы своего инвентаря и временно прикомандированные из других депо, за исключением тепловозов, сданных в аренду другим ведомствам, а также отставленных в запас МПС.

Распределение тепловозов по паркам
Фиг. 2. Распределение тепловозов по паркам

Для удобства учёта эффективности использования тепловозов парк каждого депо подразделяется на эксплуатируемый и неэксплуатируемый парки, независимо от типа и серий тепловозов.
В эксплуатируемый парк входят тепловозы, находящиеся на работе, в ожидании работы, на экипировке, в профилактическом ремонте (в пределах времени, выделенного на экипировку) и в контрольном техническом осмотре.
Неэксплуатируемый парк состоит из тепловозов, находящихся в ремонте, в ожидании ремонта, в процессе перемещения, сдачи в ремонт и приёма из ремонта, в ожидании исключения из инвентаря, а также тепловозов, находящихся в резерве дороги и депо.
Моментом перечисления тепловозов в эксплуатируемый парк принято считать: для тепловозов, выходящих из ремонта, производившегося в депо приписки, — время окончания ремонта и испытания тепловоза под нагрузкой, удостоверенное актом приёмки локомотива из ремонта; для тепловозов, возвращающихся из ремонта в рабочем состоянии, — время выхода с территории завода или прохода контрольного поста депо, в котором производился ремонт; для тепловозов, заправляемых из резерва или запаса, — время окончания полной экипировки и опробования тепловоза.
Моментом перечисления тепловозов из эксплуатируемого парка в неэксплуатируемый принято считать: для тепловозов, подлежащих ремонту в депо приписки, — время окончания сдачи тепловоза бригадой, но не позже истечения времени, положенного для экипировки после прохода контрольного поста; для тепловозов, подлежащих ремонту на заводах, в ремонтных мастерских или в других депо, при отправлении их в действующем (рабочем) состоянии, —  время вступления на пути завода или ремонтных мастерских или время прохода контрольного поста в депо.
Время вступления тепловозов на заводские пути или прохода контрольного поста депо, производящего ремонт, а также время выхода тепловозов из заводского ремонта или прохода контрольного поста депо после выполнения ремонта учитывается по телеграммам, поступающим от завода или депо в адрес депо приписки.
Тепловозы, сдаваемые в аренду, исключаются из наличного парка депо со времени, указанного в акте о сдаче тепловоза в аренду.
Конечным моментом нахождения тепловоза в аренде считается время подписания акта о приёме его от арендатора.
Размеры эксплуатируемого и инвентарного парков тепловозов в депо устанавливаются в зависимости от объёма выполняемой работы.