Содержание материала

РЕКОНСТРУКЦИЯ ПАРОВОЗНЫХ ДЕПО ПРИ ПЕРЕВОДЕ НА ТЕПЛОВОЗНУЮ ТЯГУ
Своевременное и технически грамотное проведение мероприятий по реконструкции паровозного депо для эксплуатации тепловозов в значительной мере определяет эффективность их использования.
Подготовка к эксплуатации тепловозов должна проводиться по заранее разработанному плану, в котором необходимо предусматривать окончание всех строительных и основных монтажных работ к моменту поступления тепловозов.
При переводе дороги на тепловозную тягу основными работами, вызывающими значительные капитальные вложения, являются: создание ремонтной базы с приобретением необходимого оборудования и инструмента и постройка экипировочных устройств.
Как показал опыт перевода на тепловозную тягу ряда депо дорог Советского Союза, суммарные затраты при этом составляют 25—30 тыс. руб. на 1 км эксплуатационной длины линии и окупаются в течение нескольких лет.

При ограниченных сроках подготовки необходимо ещё до поступления тепловозов в депо полностью подготовить экипировочное хозяйство и оборудование для выполнения малых периодических ремонтов: слесарный и измерительный инструмент, стенды для испытания форсунок и секций топливных насосов, подъемные транспортные средства, нагрузочный водяной реостат для испытания тепловозов после ремонта. В этот период должно быть освоено не менее 50 — 70% ассигнований, предназначенных на внедрение тепловозной тяги.
В течение первого года эксплуатации тепловозов следует подготовить депо к выполнению больших периодических ремонтов. При этом значительно расширяется перечень инструмента, оборудуются стенды для испытания деталей и узлов дизелей. К концу второго года эксплуатации депо должно освоить выполнение подъёмочного ремонта. Для этого устанавливаются домкраты для поднятия тепловозов, оборудуются отделение по ремонту электрических машин (станок для обточки коллекторов тяговых электродвигателей, бандажировочный станок, пропиточное помещение, испытательная станция), отделения по ремонту электрических аппаратов, секций холодильника, стенды для испытания масляных, водяных насосов и др.
Очень важно при переводе депо на тепловозную тягу по возможности быстро изъять из депо эксплуатируемые там ранее паровозы. Опыт показал, что совместная эксплуатация двух видов локомотивов в одном депо создаёт значительные эксплуатационные затруднения, увеличивает потребный штат депо, необходимое оборудование, количество занятых ремонтом стойл и снижает качество ремонта тепловозов, т. е. приводит к уменьшению эффективности эксплуатации тепловозов.
При переводе дорог на тепловозную тягу с переходом на длинные тяговые плечи подъёмочный ремонт необходимо концентрировать в одном- двух крупных наиболее оснащённых депо с годовым пробегом тепловозов 5—10 млн. км.
При организации тепловозного депо в бывшем паровозном депо, построенном по современным нормам, для подъемочного и большого периодического ремонта тепловозов обычно используется имеющийся подъёмочный цех с краном грузоподъёмностью 5 или 10 т. При этом следует учесть, что при одинаковых объёмах работ при эксплуатации тепловозов потребное количество стойл для ремонта сокращается. Это даёт возможность во многих депо с годовым пробегом тепловозов до 3,5—4 млн. км перевести в этот цех скатоопускную канаву (что делает эксплуатацию её более удобной), а также закрыть одно-два стойла, а на их месте разместить рабочие позиции бригады по ремонту электрических машин и испытательную станцию. Паровозные домкраты заменяются домкратами специальной конструкции. Ремонтные канавы реконструируются.
При высоте до подкранового рельса не меньше 7,5 м в этом цехе можно снимать кузов тепловоза серии ТЭ1 при помощи крана. При меньшей высоте цеха, когда такой возможности не имеется, целесообразно организовать снятие кузова перед цехом, предусматривая для этой цели однорельсовый подвесной путь с тельфером над путями.
При таком варианте размещения стойл периодического ремонта промывочный цех паровозного депо используется для малого периодического ремонта, технического осмотра тепловозов и испытаний.
В прямоугольных секциях, приспособляемых для малого и большого периодических ремонтов и нс имеющих достаточной высоты, кран-балка может быть установлена между несущими фермами с движением поперёк пути за счёт использования высоты здания до кровли перекрытия.
Если высота прямоугольной секции, приспособляемой для подъёмочного или периодического ремонта, не допускает установки кранового оборудования, необходимо производить переустройство перекрытия с увеличением высоты цеха. Увеличение высоты цеха путём наращивания стен может быть выполнено и без разборки перекрытия, путём поднятия его при помощи  паровозных домкратов, устанавливаемых у каждой опоры ферм. Так, в 1947 г. в депо Красноводск, по предложению Г. С. Рылеева, было поднято перекрытие прямоугольной секции весом 240 т без разборки металлических ферм и железобетонных плит. При этом было произведено наращивание стен на высоту 1,8 м. В 1953 г. этим же способом было поднято перекрытие в депо Эмба Оренбургской ж. д.
Более сложным является приспособление для подъёмочного ремонта депо веерного типа. Здесь неизбежно приходится закрывать часть стойл, так как при подъемочном ремонте тепловозов возникает необходимость установки ремонтируемых тележек на соседних стойлах с подачей их с одного стойла на другое через поворотный круг или стрелочную улицу. Такое решение представляет ряд неудобств и применялось как временное, на период постройки цеха подъемочного ремонта. Приспособление зданий веерного типа для подъемочного ремонта нецелесообразно.
Переоборудование депо веерного типа для эксплуатации тепловозов вызывает обычно большие затраты и, кроме того, не обеспечивает необходимого удобства ремонтных работ и транспортировки тяжёлых деталей. Поэтому в таких случаях часто идут на пристройку нового прямоугольного цеха подъемочного ремонта тепловозов с установкой мостового крана. Стойла веерной части депо оборудуются монорельсами с тельферами и используются для периодического ремонта и контрольно-технического осмотра тепловозов, а также для отстоя тепловозов в ожидании работы или ремонта.
В депо без колонн на междупутье можно установить кран-балку на отдельной свободно стоящей эстакаде так, чтобы она перекрыла стойла подъёмочного ремонта и часть скатоопускной канавы. В депо с колоннами требуется переустройство перекрытия для освобождения цеха от колонн и устройство кран- балки, как и в предыдущем случае, или устройство кран-балки между средними колоннами (поперёк секции). При этом необходимо устанавливать на междупутье дополнительные колонны для подкрановых путей.
Размещение отделений мастерских при переводе депо на тепловозную тягу не вызывает особых затруднений. Ряд отделений (механическое, инструментальное, кузнечно-рессорное, сварочное, медницко-заливочное, хромировочное, автоматное, столярно-малярное, выварочное, ремонтно-хозяйственное, компрессорное и вентиляторное), как правило, остаётся на прежних местах и в современных депо расширения не требует. В более старых депо расширению подлежит механическое отделение, и это во многих случаях может быть выполнено за счёт обычно рядом расположенного слесарно-заготовительного отделения.
В бывшем трубно-элементном отделении можно расположить отделение по ремонту секций холодильника. В случае если в депо до перевода его на эксплуатацию тепловозов работали паровозы с конденсацией пара, это отделение располагается в одноимённом отделении, существовавшем при эксплуатации паровозов.
В отдельных случаях возникает необходимость в постройке дополнительных помещений (обычно небольшого объёма) для размещения некоторых отделений.
При переводе депо на ремонт тепловозов оборудование, специфичное для ремонта паровозов, должно быть передано в другие паровозные депо. Для ремонта вновь приобретается или изготовляется силами депо оборудование отделений по ремонту электрических машин, электроприборов и аккумуляторных батарей, стенды для испытания вспомогательных агрегатов дизеля, нагрузочный реостат и пр. Механическое отделение пополняется в основном шлифовальными станками. Оборудуется термическое отделение с электрическими печами для термообработки.
В связи с повышенной точностью работ при ремонте тепловозов в ряде случаев необходимо капитально отремонтировать механическое оборудование депо. Существенным образом должен быть пополнен и обновлён контрольно- измерительный инструмент.