Содержание материала

Инвентарный парк тепловозов каждого депо или дороги состоит из тепловозов следующих четырёх групп:

  1. эксплуатируемых Nэкспл;
  2. находящихся в ремонте и ожидающих ремонта Νрем;
  3.  числящихся в командировке и переданных в аренду хозяйственным организациям других ведомств Nком,
  4. тепловозов, отставленных в запас МПС, резерв дороги и депо Nзап.

Таким образом:
(1)
 
Число тепловозов в каждой из этих групп определяется следующим образом.

1. Определение числа тепловозов эксплуатируемого парка

Так как для разных серий тепловозов установлены различные нормы межремонтных пробегов и разные сроки простоя в ремонте, то расчет инвентарного парка должен производиться отдельно по сериям тепловозов и видам движения.
Эксплуатируемый парк депо пли дороги может быть определён из следующего выражения:

Эксплуатируемый парк поездных тепловозовможет быть определён несколькими способами: по графику оборота, по коэффициенту потребности, по заданной норме пробега тепловоза (среднесуточного, среднемесячного, среднегодового).

Определение числа поездных тепловозов по графику оборота.

Этот способ является наиболее точным, почему он и применяется для определения потребности в тепловозах, обслуживающих грузовые. пассажирские и другие поезда, обращающиеся по графику.
Для расчёта эксплуатируемого парка поездных тепловозов строится график оборота. Полученное число горизонтальных строк графика оборота и будет соответствовать потребному числу поездных тепловозов эксплуатируемого парка депо, необходимого для обслуживания всех графиковых поездов.
Построение графика оборота тепловозов приведено в главе III.

Определение числа поездных тепловозов по коэффициенту потребности.

Способ расчёта по коэффициенту потребности в тепловозах является аналитическим и применяется для определения эксплуатируемого парка поездных тепловозов при проектировании новых участков или при производстве технико-экономических исследований.
Исходными данными для расчёта по этому способу являются размеры движения в парах поездов по тяговым плечам и нормы времени элементов оборота тепловоза. По среднепрогрессивным нормам времени отдельных элементов оборота определяется оборот тепловоза, условно обозначаемый буквой Т. Затем по величине оборота подсчитывается коэффициент потребности в тепловозах, условно обозначаемый буквой К.                                                 
Коэффициентом потребности в тепловозах называется количество тепловозосуток, необходимое для обслуживания одной пары поездов. Другими словами, коэффициент потребности в тепловозах можно представить как оборот локомотива, выраженный в сутках. Этот коэффициент получается делением времени оборота тепловоза, выраженного в часах, на 24 (число часов в сутках):
(3)
Число эксплуатируемых тепловозов, обслуживающих грузовые поезда, определяется по формуле
(4) где К —  коэффициент потребности в тепловозах;
п — число пар поездов, обращающихся на тяговом плече в течение суток.
Расчёт производится отдельно для каждого тягового плеча.
Аналогичным образом рассчитывается и потребность в тепловозах эксплуатируемого парка для обслуживания других видов движения.

Определение числа поездных тепловозов по заданным нормам пробега тепловоза.

Этот способ также является аналитическим и применяется для ориентировочных расчётов эксплуатируемого парка поездных тепловозов в тех случаях, когда неизвестны нормы времени элементов оборота тепловоза.
Исходными данными для расчёта по этому способу являются: среднесуточный (среднемесячный, среднегодовой) пробег одного тепловоза В КМ
размеры движения в парах поездов по тяговому плечу n;
протяжённость тягового плеча l в км.
Число эксплуатируемых тепловозов, обслуживающих грузовые поезда, определится по формуле (5)
Расчёт производится отдельно для каждого тягового плеча.

Аналогичным порядком определяется потребность в тепловозах эксплуатируемого парка, обслуживающих пассажирское движение.

Потребность в тепловозах для хозяйственного движения.

Потребность в эксплуатируемых тепловозах, обслуживающих хозяйственные, вывозные и передаточные поезда,наиболее точно определяется по графику оборота, так же как и эксплуатируемый парк поездных тепловозов.
Приближённо потребность в тепловозах для хозяйственного движения можно принимать в процентах от эксплуатируемою парка поездных тепловозов.

Наиболее точно потребность в маневровых тепловозах может быть определена по графикам технологического процесса маневровой работы соответствующих станций, обслуживаемых тепловозами данного депо. При расчёте число рабочих часов маневрового тепловоза принимается равным 23,5, так как экипировка этих тепловозов обычно производится 1 раз в течение 5 суток (и реже).

2. Определение числа тепловозов, находящихся в ремонте

К данной группе относятся тепловозы, находящиеся в ремонте, в ожидании ремонта, в процессе консервации и подготовки в запас МПС и резерв дороги, а также в ожидании исключения их из инвентаря.
Общее количество поездных тепловозов депо (дороги), находящихся на фронте различных видов ремонта, определяется по формуле
(7)
Расчёт фронта различных видов ремонта производится по серийно в зависимости от рода службы по следующим формулам:
малый периодический ремонт
(8)
большой периодический ремонт
(9)
подъёмочный ремонт
(10)
А. П. Михеев. Эксплуатация локомотивов и локомотивное хозяйство, ч. I, Трансжелдориздат, 1950.
средний ремонт

. Тепловозы, находящиеся в запасе и в командировках

Количество тепловозов, находящихся в запасе МПС и в командировках, устанавливается Министерством путей сообщения. Размеры резерва дороги определяются управлением дороги, а количество тепловозов, содержащихся в резерве депо, — отделением дороги в зависимости от размеров движения поездов.

4. Процент неисправных тепловозов

Состояние тепловозного парка депо (дороги) характеризуется процентным отношением количества неисправных тепловозов к парку тепловозов, находящемуся в распоряжении депо (дороги). В отчётности депо (дороги) учитывается общий процент неисправных тепловозов, а также отдельно находящихся в заводском и отдельно в деповском видах ремонта.
Деповской процент неисправных тепловозов пдеп учитывает простои тепловозов во всех видах деповского ремонта, в том числе: во внеплановом (межпоездном) ремонте, в ожидании ремонта, в процессе подготовки в запас МПС и резерв дороги, а также время на пересылку в ремонт (деповской) в недействующем состоянии.
Заводской процент неисправных тепловозов пзав учитывает простои тепловозов в заводском ремонте (среднем и капитальном), в том числе: в ожидании заводского ремонта, в пересылке на завод в недействующем состоянии и ожидании исключения из инвентаря.
Процент неисправных тепловозов определяется делением времени простоя тепловозов в соответствующих видах ремонта в течение суток, выраженного в тепловозо-сутках, на количество тепловозо-суток тепловозного парка, находящегося в распоряжении депо с учётом резерва дороги и подсчитывается по следующим формулам: