Содержание материала

Важнейшим разделом профинплана тепловозного депо является план эксплуатационных расходов, в котором определяются все затраты по содержа нию, работе и ремонту тепловозов и содержанию зданий, сооружений и оборудования депо.
План эксплуатационных расходов составляется по отдельным статьям номенклатуры расходив — сумма затрат определяется по данным производственной программы работы тепловозного депо, технико-экономическим, качественным показателям использования тепловозов и нормам производительности труда, затраты топлива, материалов и электроэнергии. Приведём пример расчёта расходов по отдельным статьям для тепловозного депо на квартал. Основные показатели и нормы, по которым делается расчёт расходов, приведён выше (см. стр. 276—279). Результаты расчёта расходов объединяются в сводной таблице плана эксплуатационных расходов тепловозного депо следующего содержания (см. табл. 46).

А. Расходы по эксплуатации

Статья 173. Работа тепловозов в пассажирском движении.
Метод расчёта численности локомотивных бригад подробно изложен в главе III. Предположим, что всего в пассажирском движении занято 12 тепловозов серии ТЭ2 (с учётом установленного для депо процента локомотивов, стоящих в деповском ремонте). При двухсменной работе и составе бригады в 3 чел. потребный контингент 12х2х3 — 72 чел.
Для определения затрат на заработную плату необходимо полученную численность работников умножить на среднюю месячную ставку. В соответствии с действующими в депо нормами месячного пробега бригад в пассажирском движении и расценками за каждый километр пробега сдельный месячный заработок выражается в 1 100 руб. Для получения средней месячной ставки недельному заработку необходимо прибавить доплаты за старшинство, класс квалификации,  доплаты по договору за выслугу лет, за участие в ремонте, премию за экономию топлива и другие доплаты, за исключением оплаты за вынужденные простои и сверхурочные работы. Расчёт размера премий и доплат, приходящихся на 1 работника, производится по отчётным данным за предыдущий год (или квартал) с корректировкой на повышение классности машинистов и их помощников, увеличение доплат за выслугу лет и т. п. Примем условно, что доплаты и премии на одного работника составляют в месяц 500 руб., тогда средняя ставка заработной платы одного работника составит 1 600 руб., а квартальный фонд заработной платы 1 600 · 72 · 3 = 345,6 тыс. руб.
Кроме заработной платы, в расходы по этой статье включаются затраты на смазочные, обтирочные и осветительные материалы. Норма расхода этих материалов на 1 000 тепловозо-км общего пробега равна 120 руб., а на весь пробег расход равен 120 · 430 = 51,6 тыс. руб.

Таблица 46
Утверждаю
Начальник . дороги
« . . .»  19 г.
ПЛАН ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ РАСХОДОВ

Продолжение

Продолжение


Начальник тепловозного депо
Главный бухгалтер
Инженер- экономист

При норме расхода топлива пассажирскими тепловозами 58 кг на 10 тыс. ткм брутто и цене одной тонны условного топлива 230 руб. затраты по отоплению локомотивов составят 29 400х58х0 230 = 392,2 тыс. руб. Общий расход по статье 173 равен 345,6 + 51,6 + 392,2 = 789,4 тыс. руб.
Статья 174 — работа тепловозов в грузовом движении.
Для определения численности бригад рассчитывается потребность в локомотивах грузового движения. При локомотиво-километрах линейного пробега 1 020 тыс. и среднесуточном пробеге тепловоза (с учётом передаточных и вывозных) 460 км потребуется 24.1 тепловоза, а с учётом тепловозов, стоящих в деповском ремонте, и неравномерности движения — 26 тепловозов ТЭ2. При трёх бригадах, обслуживающих тепловоз, потребность в локомотивных бригадах определится в 26х3х3=234 чел.                 
Расчёт средней ставки заработной платы производится аналогично бригадам пассажирского движения. При средней ставке 1 550 руб. квартальный фонд заработной платы составит 1550х234х3 = 1 088,1 тыс. руб.
Расходы по смазочным, обтирочным и осветительным материалам при норме на 1 000 тепловозо-км общего пробега 123 руб. составят 123х1055=129,8 тыс. руб.
Затраты на отопление локомотивов при норме расхода условного топлива 47 кг на 10 тыс. ткм брутто будут равны 182 000х47х0,230=1 967,4 тыс. руб.
Общий расход по статье 3 185,3 тыс. руб.
Статья 178 — работа тепловозов в хозяйственном движении и на хозяйственной работе.
В хозяйственном движении и на хозяйственной работе занято 2 тепловоза ТЭ2. Общая численность локомотивных бригад необходима 2х3,5х3 = 21 чел.
При средней ставке заработной платы 1 400 руб. квартальный фонд заработной платы составит 1400х21х3 = 88,2 тыс. руб.
При норме расхода на смазочные, обтирочные и осветительные материалы 120 руб. на 1000 тепловозо-км общего пробега затраты на материалы равны 120х32 = 3,8 тыс. руб.
Затраты на отопление при норме расхода топлива на измеритель 65 кг составят 3 500х65х0,230 = 52,3 тыс. руб. Всего расходов по статье 144,3 тыс. руб.
Статья 179 — работа тепловозов на манёврах.
На маневровой работе занято 6 тепловозов серии ТЭ1, на которых бригады работают в 3,5 смены. Общая численность работников маневровых локомотивных бригад 6 · 3,5 · 2 = 42 чел.
При средней ставке на 1 работника 1 500 руб. расход по содержанию бригад равен 1 500 · 42 · 3 = 189 тыс. руб. Затраты на смазочные, осветительные и обтирочные материалы при норме 60 руб. на 100 маневровых тепловозо-часов составят 132х60 = 7,9 тыс. руб.
При норме расхода условного топлива на один маневровый тепловозо-час 25 кг расходы на отопление равны 13 200 · 25 · 0,230 = 75,9 тыс. руб.
Всего расходов по статье 272,8 тыс. руб.
Статья 180 — экипировка тепловозов.
В депо содержится 7 рабочих, занятых обтиркой тепловозов, наблюдением за ними, перестановкой их внутри депо и другими работами. При среднем месячном заработке с учётом премиальных 410 руб. расходы по этой статье составят в квартал 410 · 7 · 3 = 8,6 тыс. руб.
Ежесуточный расход обтирочных материалов по отчётным данным 30 руб., а на квартал — 2,8 тыс. руб.
Всего расходов по статье 11,4 тыс. руб.
Методику расчёта расходов по ремонту технических средств рассмотрим на примере статьи 184 — подъёмочный ремонт тепловозов.
Квартальный план предусматривает производство подъёмочных ремонтов тепловозов ТЭ1 — 2 единицы и ТЭ2 — 11 единиц. Норма трудовых затрат на 

Г. Цеховые и общехозяйственные расходы

Статья 551 учитывает содержание цехового персонала, к которому относятся заведующий локомотивными бригадами, дежурные по Депо, нарядчики, вызывальщики, машинисты-инструкторы, ИТР и счётно-конторский1 персонал цехов подъёмочного и периодического ремонтов и др.
В тепловозных депо численность инженерно-технических работников цехов больше, чем в паровозных, что связано с более сложным характером ремонтных работ.
Расчёт по этой статье производится в соответствии со штатным расписанием, установленным для депо управлением дороги, должностными окладами и размерами доплат за выслугу лет и премиями, которые получает большинство работников этой группы. Примерный расход при 92 штатных работниках составит 280 тыс. руб.
Статья 572 — содержание силового и станочного оборудования.
Основная и дополнительная заработная плата планируется мастерам, бригадирам, слесарям хозяйственных и инструментальных бригад, электромонтёрам и слесарям по ремонту электромоторов, установленных в цехах, смазчикам, шорникам и другим рабочим по текущему ремонту и уходу за оборудованием, механизмами и инструментом.
Общий квартальный фонд заработной платы по статье 572 для нашего примера определился 61 тыс. руб.
Расход на материалы и запасные части для ремонта и обслуживания оборудования планируется в размере 1,4—1,6% стоимости силового и станочного оборудования. При стоимости установленного в депо силового и станочного оборудования в 2 млн. руб. квартальный расход на материалы определится 8 тыс. руб.
Прочие денежные расходы отражают оплату за котлонадзор, аренду за пользование оборудованием и механизмами других организаций, за ремонт оборудования, выполненного другими предприятиями. Обычно расход по этому элементу не превышает 4—5 тыс. руб. в квартал. Всего расход по статье: 73 тыс. руб.
Статья 626 — содержание и текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря.
Наибольшее место в этой статье занимает содержание контингента рабочих по текущему ремонту зданий, сооружений и инвентаря, уборщиков цехов, душевых и территории депо, слесарей по ремонту и др. В зависимости от местных условий, площади цехов и сооружений и стоимости инвентаря общая численность работников, учитываемых статьёй 626, составляет 30—35 чел. Принимаем условно штат 32 чел. с квартальным фондом заработной платы 42,2 тыс. руб.
Для уборки помещений цехов расходуются щётки, веники, мыло, сода, вода. Расчет затрат на эти материалы производится по действующим нормам, установленным на год на 100 м полезной площади зданий. Здесь же учитываются материалы, идущие на текущий ремонт зданий.
Для расчёта расходов по отоплению зданий используются нормы на 1 м3 здания, которые установлены в зависимости от числа дней отопительного сезона, внешней температуры воздуха и назначения помещения. Объём здания подсчитывается по наружному обмеру.
Расход на освещение зданий определяется по числу осветительных точек и продолжительности тёмного времени в году. Число электрических точек и мощность ламп зависят от кубатуры и назначения здания. В прочих расходах отражается оплата счетов за вывоз мусора и нечистот.
При расчёте затрат по статье 626 нужно учитывать времена года. Так, следует предусматривать увеличенные расходы по текущему ремонту здании на летний период при меньших затратах на освещение и отопление.
В нашем примере расходы на материалы принимаются в размере 5 тыс. руб., топливо — 4 тыс. руб., электроэнергию — 1,7 тыс. руб. и прочие —  2 тыс. руб.
Статья 629 — погашение износа малоценных и быстроизнашиваемых предметов (стоимостью до 300 руб.).
Расходы по возобновлению мелкого инвентаря и инструмента зависят от их стоимости и срока службы. Для определения затрат по этой статье нужно установить количество предметов по каждому наименованию, умножить на их стоимость и полученную сумму разделить на срок службы. По материалам ряда тепловозных депо ежегодно отчисляется на погашение износа малоценных и быстроизнашиваемых предметов от 15 до 20% их стоимости.
Если принять стоимость малоценного инвентаря и инструмента 140 тыс. руб. и 20% отчислений в год, то затраты на квартал составят 7 тыс. руб.
Статья 638 учитывает содержание деповской лаборатории. Исходя из штатного расписания лаборатории (заведующий лабораторией, старший лаборант, инженер-лаборант, 4—6 техников-лаборантов и отборщиков проб) и средней месячной ставки заработной платы, получим при лаборатории в составе 8 чел. квартальный расход на содержание её штата 16,0 тыс. руб. Необходимо по элементу «материалы» предусмотреть средства на приобретение реактивов, посуды и прочих материалов — 0,5—0,8 тыс. руб. в квартал.
Остальные цеховые и общехозяйственные расходы, как-то: содержание сторожей (статья 603), расходы по подготовке кадров (статья 621), расходы, вызванные изменением численности тепловозного парка (статья 633), расходы, связанные с рационализацией, изобретательством и техническими усовершенствованиями и др., планируются по нормам, установленным управлением дороги, или по отчётным данным депо за предыдущие годы. 

При этом предварительно делается тщательный анализ расходов прошлых лет по каждой статье, определяется программа работ на планируемый период и подсчитывается сумма необходимых расходов.
Для цеха заготовки разрабатывается свой профинплан; все услуги цеха учитываются в стоимости материалов и запасных частей, потребляемых при ремонте и эксплуатации тепловозов.
В плане эксплуатационных расходов отделения дороги предусматриваются средства на подачу топлива, экипировку и водоснабжение тепловозов, а также на содержание оборотных депо и оперативно-производственного персонала локомотивных отделов.
Планирование работы подсобных предприятий тепловозного хозяйства топливных складов и устройств водоснабжения осуществляется отделением дороги. Расходы подсобных предприятий тепловозного хозяйства учитываются по статьям с № 1150 по № 1270 в затратах соответствующих служб по стоимости фактических услуг, оказываемых этими предприятиями, и не включаются в себестоимость работы тепловозного депо. Так, например, в цепе 1 т условного топлива, расходуемого тепловозами (статьи 173—179 плана расходов), будут учитываться расходы топливных складов на слив топлива и его хранение.