Содержание материала

ГЛАВА  V
ЭКИПИРОВКА ТЕПЛОВОЗОВ И ЭКИПИРОВОЧНЫЕ УСТРОЙСТВА
§ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКИПИРОВКИ ТЕПЛОВОЗОВ

Экипировкой называется совокупность операций по подготовке тепловоза к работе: снабжение топливом, водой, смазкой, песком, внешняя очистка тепловоза и обдувка тяговых электродвигателей, а также технический осмотр.
Для производства этих операций предусматриваются устройства, обеспечивающие:
разгрузку, хранение, сепарацию и подачу на тепловозы жидкого топлива; разгрузку, хранение, сушку и подачу на тепловозы песка;
разгрузку, хранение и выдачу на тепловозы смазочных и обтирочных материалов, а также регенерацию смазки;
приготовление воды для охлаждения дизеля и подачу её на тепловозы, приготовление дистиллированной воды для аккумуляторных батарей; обдувку тяговых электродвигателей;
очистку кузова и ходовых частей тепловоза от грязи;
осмотр тепловоза.
Сооружение экипировочных устройств но имеющимся типовым проектам оценивается с учётом оборудования лабораторий примерно в 800—900 тыс. рублей, поэтому неправильный выбор места расположения экипировочных устройств теперь при реконструкции деповского хозяйства может в последующем привести к бросовым работам и нерациональному расходу государственных средств и материалов.
Опыт эксплуатации тепловозов показывает, что при коротких плечах работы тепловозов (100—180 км) нет необходимости организации экипировки в оборотных депо. Организованные пункты экипировки в некоторых оборотных депо не используются. Имеющиеся ёмкости на тепловозах позволяют работать без пополнения запаса топлива 800—1 000 км.
Так как основная масса тепловозов в настоящее время проходит станции основного депо по кольцу — без захода в депо, то необходимо производить их экипировку непосредственно на станционных путях.
Организация снабжения тепловозов топливом, смазкой и водой на станциях основного депо при тепловозной тяге не вызывает затруднений, так как топливо легко может подаваться от экипировочного пункта депо с помощью насосов или сжатого воздуха по трубам к раздаточным колонкам, устанавливаемым на междупутье. Сооружения для экипировки на станционных путях возможно устраивать только в одном конце путей, так как запасы топлива на тепловозе позволяют ограничиться пополнением топлива в одном направлении. В междупутье должны быть установлены небольшие вертикальные резервуары на колоннах для снабжения маслом. Для снабжения песком здесь же необходимо устанавливать небольшие бункера, песок в которые должен подаваться с помощью компрессоров сжатым воздухом от песочных устройств, расположенных вне станционных путей. В ряде случаев, когда для снабжения тепловозов песком на станциях основного депо потребуется сооружение специальных компрессорных и пескохранилищ, кроме существующих в депо, может оказаться более целесообразным организовать пескоснабжение в оборотном депо.
При длинных плечах протяжённостью 350-400 км целесообразнее организовывать экипировку тепловозов в оборотных депо.
Для снабжения в оборотных депо будет использоваться время простоя тепловозов в ожидании поездов. Это позволит в ряде случаев, особенно там, где это неудобно, исключить постройку экипировочных устройств на станционных путях станции основного депо. Во время экипировки в оборотном депо должен быть хорошо организован осмотр тепловозов, который обязательно потребуется после пробега 700—800 км.
Выполнение экипировочных операций производится в определённой технологической последовательности.

Фиг 13. График совмещённой экипировки тепловозов в основном депо в сравнении с графиком последовательного производства экипировочных операций

В целях лучшего использования тепловозного парка продолжительность экипировки должна быть максимально сокращена. Для этого, наряду с механизацией работ, стремятся достигнуть максимального совмещения числа операций на одной экипировочной позиции.
В тех случаях, когда устройства не позволяют провести полного совмещения экипировочных операций, последовательность их устанавливается в зависимости от конструктивных особенностей имеющихся устройств и их взаимного размещения.
Исходными моментами при установлении последовательности выполнения операций экипировки тепловозов и их совмещения по времени и месту являются:
максимальное сокращение простоя тепловоза под экипировкой;
обеспечение требований сохранности деталей тепловоза и противопожарных мероприятий;
обеспечение удобства работы и правил безопасности;
обеспечение максимального сокращения стоимости строительства и эксплуатации экипировочных устройств.

В районах с расчетной отопительной температурой ниже —25° С экипировочные устройства можно размещать также и в закрытых помещениях, причём процесс экипировки должен совмещаться с техническим осмотром тепловозов.
Организация экипировки тепловозов оказывает прямое влияние на выполнение графика оборота, поэтому непосредственное руководство организацией экипировки тепловозов возложено на локомотивные отделы отделений дорог.
Графики экипировки составляются локомотивными отделами отделений дорог для каждого основного и оборотного депо (или станции оборота) на основании норм времени на производство отдельных экипировочных операций и передаются в депо для исполнения.
На фиг. 13 представлен график совмещённой экипировки тепловозов в сравнении с графиком последовательного производства экипировочных операций. Сравнение этих графиков даёт возможность судить об экономии времени, получаемой при совмещении экипировочных операций, которая составляет 34—43 мин. на тепловоз.
Приведённые нормы времени на экипировку установлены практикой работы тепловозов на железных дорогах СССР. При правильной организации работ, исправном содержании экипировочных устройств и хорошем обслуживании эти нормы, безусловно, могут быть значительно сокращены.

Фиг. 14. Смотровая канава
Порядок производства полной экипировки тепловоза в депо сводится к следующему.
по прибытии с поездом тепловоз из станционного парка проходит на контрольный пост, где делается отметка в журнале о времени прохода поста, а машинист сообщает дежурному по депо о состоянии локомотива. С контрольного поста тепловоз следует на экипировочную площадку. Здесь производится набор топлива, смазки, песка, обтирочных материалов и воды. Затем тепловоз проходит на смотровую канаву, где проводится его осмотр с одновременным обдуванием тяговых электродвигателей от пыли.
Смотровые канавы (фиг. 14) делаются глубиной 1,2 м. Для обеспечения стока воды дно выполняется с уклоном 0,02 в одну сторону. Освещается канава шестнадцатью электролампами, расположенными в нишах по 8 шт. в каждой стене. Рельсы прикреплены к продольному антисептированному деревянному брусу сечением 20 X 20 см, укреплённому анкерными болтами диаметром 20 мм, длиной 50 см.
В настоящее время уже разработаны проекты смотровых канав из сборных железобетонных элементов.
В проведении экипировки принимают участие обе тепловозные бригады —  как приехавшая с поездом, так и отправляющаяся в очередной рейс. Это ускоряет процесс экипировки тепловоза, повышает качество его осмотра и способствует выполнению надлежащего служебного ремонта за время, установленное для экипировки.
Частичная экипировка тепловоза производится в оборотных депо или на станциях оборота и заключается в осмотре тепловоза и его повороте (для односекционных тепловозов).
На фиг. 15 показан график частичной экипировки тепловозов в оборотном депо при обслуживании коротких тяговых плеч (без снабжения тепловозов топливом, водой, смазкой и песком).
Опыт эксплуатации тепловозов на железных дорогах СССР показывает, что в большинстве случаев и особенно при организации полной экипировки кольцевых тепловозов на приёмо-отправочных путях станции основного депо заход тепловозов на территорию оборотного депо не требуется. Последовательность экипировочных операций и нормы времени на их выполнение, при обслуживании длинных тяговых плеч, с отдыхом тепловозных бригад в оборотных депо, когда полную экипировку тепловозов можно производить на тяговой территории оборотного депо, аналогичны приведённым выше.


Фиг. 15. График экипировки тепловозов в оборотном депо при обслуживании коротких тяговых плеч

В связи с большими безэкипировочными пробегами тепловозов набор топлива обычно производится в основном депо или в одном из оборотных депо, которое расположено ближе к району добычи жидкого топлива.
Число отдельных стойл для экипировки определяется в зависимости от количества тепловозов, одновременно скопляющихся под экипировкой, в соответствии с установленными нормами времени на выполнение ими отдельных операций.
На железных дорогах первой категории должна быть обеспечена возможность одновременной экипировки не менее двух тепловозов на параллельных путях.

Для устранения излишнего пробега тепловозов под экипировку следует все экипировочные устройства располагать по возможности ближе к стыку станционных и деповских путей. При компоновке технических устройств для экипировки тепловозов можно рекомендовать придерживаться следующих двух группировок экипировочных позиций:

  1. снабжение топливом, смазкой, охлаждающей водой, песком и обтирочным и материалами;
  2. осмотр, проверка агрегатов, их смазка и обдувка тяговых электродвигателей.

При реконструкции тепловозного хозяйства могут иметь место случаи, когда для сохранения существующих устройств и сооружений приходится изменять обычный порядок экипировки. В таких случаях важно, чтобы изменение совмещения операций не вызывало увеличения простоя тепловоза под экипировкой, а расположение экипировочных устройств и их тип соответствовали техническим условиям на постройку экипировочных сооружений.
В связи с тем что современные тепловозы не требуют поворота в основных и оборотных депо, поворотные устройства необходимо предусматривать только в основных депо и при этом только как резервные средства на случай поворота недействующих тепловозов при поступлении или выходе их из ремонта.

Однако при одиночной работе некоторые тепловозы (ТЭ1; Э-ЭЛ) не приспособлены к следованию с поездами в обоих направлениях без поворота.
При работе по системе многих единиц надобность в повороте тепловоза отпадает, так как управление производится из кабины любого тепловоза.
Для лучшего надзора и оперативного руководства работой тепловозного хозяйства пути для стоянки тепловозов, ожидающих работы, и установки совмещенной экипировки желательно располагать возможно ближе к стойлам техническою осмотра. В центре этих устройств целесообразно располагать контору дежурного ио депо.
На дорогах, расположенных в мягких климатических условиях, все экипировочные устройства располагаются снаружи здания депо на одной экипировочной площадке.
Основными положениями, направленными к рациональному размещению экипировочных устройств на тяговой территории тепловозных депо, являются следующие:

  1.  всё тепловозное хозяйство должно быть по возможности компактным, что уменьшает объём капиталовложений, создаёт условия для лучшего надзора и обслуживания, а также способствует сокращению эксплуатационных расходов;
  2.  проход тепловозов по тяговой территории должен осуществляться без лишних заездов, вследствие чего экипировочные устройства надлежит располагать в определённой последовательности;
  3.  пути транспортировки, трубопроводы и т. п. должны быть по возможности наименьшей длины;
  4.  все требования пожарной безопасности и правила строительного проектирования в отношении разрывов между зданиями, проходов, проездов должны быть обязательно соблюдены;
  5. должно быть учтено направление господствующих ветров.

На фиг. 16 представлена схема расположения экипировочных устройств основного депо при плечевой езде и оборотного депо при кольцевой езде для тепловозов серий ТЭ1 и ТЭ2 с годовым пробегом 8 млн. тепловозо-км.