Графики технологического процесса ремонта тепловозов координируют работу всех цехов, бригад и отделений депо, определяют загрузку оборудования и тем самым способствуют сокращению простоев и стоимости ремонта тепловозов По графикам технологического процесса планируются продолжительность и последовательность отдельных ремонтных операций, входящих в общий цикл ремонтных работ. В графике также отражаются квалификация и численный состав рабочих, затрата человеко-часов на выполнение всего объёма ремонта и каждой операции в отдельности.
Составлению графика технологического процесса ремонта тепловозов предшествует разработка технологических процессов ремонта отдельных деталей, которые оформляются в виде технологических карт Рационально разработанный график технологического процесса ремонта должен обеспечивать наилучшее использование мощности всего оборудования; внедрение передовых методов труда; применение различных приспособлений, облегчающих и ускоряющих производство работ; максимальную параллельность ремонтных операций; ликвидацию простоев между отдельными операциями и при переходе с одних работ на другие; полное использование рабочего дня каждого исполнителя.
В качестве примера в приложении приведены графики технологического процесса ремонта тепловозов серии ТЭ2, разработанные Министерством путей сообщения.
В отдельных депо в зависимости от оснащения их оборудованием, степени механизации работ и организации ремонтных бригад производится корректировка типовых графиков с соблюдением сроков простоев, установленных МПС.
В передовых депо с целью сокращения простоев тепловозов в ремонте применяются индивидуальные графики технологического процесса, составляемые на каждый ремонтируемый тепловоз, с учётом его состояния и наличия готовых запасных частей.
§ 5. ОРГАНИЗАЦИЯ БРИГАД ДЛЯ РЕМОНТА ТЕПЛОВОЗОВ
Комплексные бригады, выполняющие разборочно-сборочные работы на тепловозе, должны организовываться как единые производственные коллективы, отвечающие за высококачественное проведение ремонта тепловоза и своевременный его выпуск. Ремонт деталей и узлов должен заканчиваться теми слесарями, которые его начинали, и приниматься бригадиром и мастером.
Число комплексных бригад в депо принимается исходя из полной загрузки слесарей на протяжении месяца, при этом на фронте ремонта у каждой бригады должно быть не более одного тепловоза.
При определении числа комплексных бригад могут быть использованы приводимые в табл. 25 результаты расчёта суточного фронта ремонта тепловозов в депо в зависимости от годового пробега тепловозов применительно к тепловозам серии ТЭ2.
Таблица 23
Суточный фронт ремонта тепловозов в депо
Вид ремонта |
Суточный фронт ремонта при годовом пробеге тепловозов в млн. км | |||||||||
1,0 | 2,0 | 3,0 | 4,0 | 5,0 | 6,0 | 7,0 | 8,0 | 9,0 | 10,0 | |
Малый периодический .. | 0,18 | 0,36 | 0,54 | 0,72 | 0,90 | 1,08 | 1,26 | 1,44 | 1,62 | 1,80 |
Большой периодический | 0,16 | 0,32 | 0,48 | 0,64 | 0,80 | 0,96 | 1,12 | 1 ,28 | 1,44 | 1,60 |
Подъёмочный | 0,11 | 0,22 | 0.33 | 0,44 | 0,55 | 0,66 | 0,77 | 0,88 | 0,99 | 1,10 |
В депо с небольшим приписным парком тепловозов (при годовом пробеге до 3 млн. тепловозо-км) организуется одна комплексная бригада, состоящая из двух групп: одна группа для ремонта дизеля, другая — для ремонта электрических машин, электроаппаратуры и экипажной части. Такая комплексная бригада производит как периодические, так и подъёмочный ремонты всех тепловозов инвентарного парка депо (или только периодические ремонты, если подъёмочный ремонт в депо не производится).
Дополнительно к комплексной бригаде в депо организуется заготовительный цех, который состоит из ряда отделений и бригад, работающих в основном на кладовую (в запас), а также частично на ремонтируемый тепловоз.
Если слесаря комплексной бригады полностью не могут быть загружены на ремонте тепловоза, то они выполняют работы по ремонту и заготовке деталей. В этом случае заготовительный цех не организуется. По мере увеличения программы ремонта в таких депо должна организовываться заготовительная бригада.
В депо с фронтом подъемочного ремонта одного и более тепловозов организуются отдельные цехи периодического и подъёмочного ремонтов.
В цехе периодического ремонта в зависимости от годового пробега приписанных к депо тепловозов могут быть организованы одна, две или три комплексные бригады под руководством мастеров (фиг. 66). В состав каждой из них входят по две группы слесарей (дизельная и электроходовая) под руководством бригадиров. К каждой бригаде прикрепляются для ремонта тепловозы по возможности одной серии, за которыми мастера и бригадиры должны вести регулярное наблюдение, а также нести ответственность за их техническое состояние.
В цехе подъёмочного ремонта, как правило, организуется одна комплексная бригада, состоящая также из двух групп — дизельной и электроходовой.
В особо крупных депо, а также если депо выполняет программу подъемочного ремонта соседних депо, когда суточный фронт ремонта будет равен двум тепловозам и более, в цехе подъёмки могут быть организованы две комплексные бригады и более.
Численный состав комплексных бригад устанавливается в соответствии с графиком технологического процесса, исходя из обеспечения выпуска тепловозов из ремонта в установленные сроки и полной загрузки работой всех слесарей бригады.
Таблица 26
В табл. 26 и 26а приводится примерный состав комплексных бригад цехов периодического и подъёмочного ремонтов с ориентировочным указанием количества слесарей, занятых в каждой группе согласно типовым графикам ремонта.
В дополнение к комплексным бригадам в каждом депо вследствие специфичности и особой ответственности работ по ремонту автотормозного оборудования на тепловозах в составе заготовительного цеха организуются специализированные бригады по ремонту автотормозов, электрической аппаратуры, аккумуляторных батарей и контрольно-измерительных приборов.
Указанные бригады выполняют сборочно-разборочные работы на всех ремонтируемых тепловозах, а также производят ремонт, заготовку и испытание соответствующих узлов и деталей в отделениях заготовительного цеха, неся за состояние этих узлов и деталей на всех тепловозах полную ответственность.
К каждой комплексной бригаде цеха периодического и подъёмочного ремонтов прикрепляется по 2—3 подсобных рабочих для помощи слесарям.
В последнее время, с накоплением опыта по ремонту тепловозов, принимаются меры к повышению квалификации слесарей, чтобы они могли производить ремонт любых узлов и деталей тепловоза, кроме тех, которые ремонтируются специализированными бригадами заготовительного цеха. Это дает возможность мастеру или бригадиру, сохраняя внутрибригадную специализацию, иногда перераспределять слесарей для выполнения необходимых работ и тем самым улучшать использование рабочей силы своей бригады. За каждой комплексной бригадой закрепляется отдельное рабочее место (ремонтное стойло) с необходимым оборудованием и инвентарём. Комплексная бригада снабжается общебригадными приспособлениями и инструментом, а каждый слесарь — набором личного слесарного инструмента.
Фиг. 66. Схема организации бригад по ремонту тепловозов в крупных депо
Мастер комплексной бригады является непосредственным руководителем бригады. Основной обязанностью его является правильная организация работы слесарен. Мастера и бригадиры несут ответственность за своевременный выпуск тепловозов из ремонта, за выполнение графика технологического процесса и правил ремонта тепловозов, а также за выполнение правил техники безопасности, исправное состояние оборудования и приспособлений, прикреплённых к бригадам, общебригадного и личного инструмента слесарей.
В распоряжении мастеров и бригадиров комплексных бригад должен находиться неснижаемый запас необходимых при ремонте материалов, часто сменяемых деталей и метизных изделий.