Содержание материала

На тяговой территории тепловозного депо должны быть предусмотрены устройства, необходимые для ремонта, эксплуатации и экипировки тепловозов, а также склады, служебные помещения, вспомогательные устройства и сооружения: котельная, электроподстанция, парк колесных пар и т. д.


Фиг. 186. План тяговой территории основного тепловозного депо с «привязкой» её к территории станции при небольшом объёме работы станции:
1 — секция периодического ремонта; 2 — секция подъемочного ремонта; 3 — котельная; 4 — штабель с углём для котельной; 5 — путь для колёсных пар; 6 — материальный склад; 7 — топливный склад; 8 — насосная станция; 9 — установка для экипировки тепловозов; 10 — пескосушилка; 11 — сарай для песка; 12 — склад смазочных материалов; 13 — поворотный круг; 14 — контора депо; 15 — столовая; 16 — помещение для дежурного по депо; 17 — материальный склад узла; 18 — пути для резерва тепловозов; 19 — поворотный треугольник

Тяговая территория основного тепловозного депо должна иметь следующие специализированные деповские пути:

  1. для следования тепловозов от контрольного поста в депо;
  2. для следования из депо к контрольному посту;
  3. для производства экипировки тепловозов;
  4. для выполнения технического осмотра;
  5. для стоянки резерва тепловозов;
  6. для стоянки тепловозов, ожидающих работы;
  7. для стойл депо и подхода к ним;
  8. для поворотных устройств;
  9.  для подачи и разгрузки топлива, песка, смазки, материалов и запасных частей;
  10. для размещения колёсных пар;
  11. для обеспечения других хозяйственных нужд.

В оборотных депо предусматриваются в основном такие же пути, за исключением путей для стоянки резерва тепловозов, размещения колёсных пар и путей экипировки, если последняя в этом депо не предусмотрена.
При проектировании тяговой территории тепловозных депо необходимо расположение тепловозного хозяйства увязывать с общей схемой развития станций с тем, чтобы обеспечить удобную подачу тепловозов к составам и проход их со станции в депо (с затратой на это минимального времени).
Планировка тяговой территории тракционных путей тепловозных депо должна обеспечить:

  1.  пропускную способность, достаточную для выполнения ожидаемых народнохозяйственных и массовых перевозок;
  2.  безопасность и бесперебойность передвижения тепловозов и. отсутствие встречных и возвратных движений;
  3. организацию поточной экипировки тепловозов;
  4.  возможность перспективного развития тяговой территории и отдельных устройств;
  5.  наивыгоднейшие технико-экономические показатели — высокую эксплуатационную эффективность тяговых устройств и низкую стоимость их эксплуатации;
  6. минимальную потребность в обслуживающем штате.

Для сокращения капитальных затрат, а также непроизводительного пробега тепловозов деповские устройства должны быть размещены таким образом, чтобы длина тракционных путей была наименьшей.
Материальный склад располагается возможно ближе к зданию тепловозного депо со стороны мастерских для облегчения транспортировки материалов из склада в мастерские.
Склад обязательно должен быть связан железнодорожным путём со станцией для подачи материалов.
На фиг. 186 и 187 представлены схемы компоновки тяговой территории основного тепловозного депо.

Фиг. 187. План тяговой территории тепловозного депо:
1 — цех подъёмочного ремонта; 2 — цех периодического ремонта; 3 — помещение дежурного по депо; 4 — реостатная установка; 5 — пути подхода к цехам; 6 — поворотный круг; 7 — поворотный треугольник; 8 — стойла технического осмотра; 9 — установка для совмещённой экипировки; 10 — помещение для регенерации масел; 11 — склад масла; 12 — ходовые пути; 13 — путь для подвоза топлива; 14 —  склад топлива; 15 — проходная; 16 — клуб; 17 — столовая; 18 — контора депо; 19 — пожарная команда; 20 — восстановительный поезд; 21 — пожарный поезд; 22 — пути отстоя тепловозов; 23 — пути для резерва тепловозов; 24 — путь подвоза топлива к котельной; 25 — газогенераторная; 26 — котельная; 27 — обходной путь; 28 — материальный склад; 29 — забор; 30 — гараж, 31 — водоём

Путевое развитие тяговой территории тепловозного депо должно иметь независимые вход и выход на станционную территорию.
Специализированные пути тяговой территории тепловозного депо должны отвечать следующим основным требованиям.

  1. Радиус кривых на тяговой территории должен быть не менее 300 м. В исключительных случаях величину радиуса кривых допускается уменьшать до 160 м.
  2. Пути в стойлах депо, на экипировочных площадках и смотровых канавах должны быть обязательно прямыми и горизонтальными. Перед воротами стойл депо следует предусматривать прямые вставки длиной не менее 12 м, перед поворотными кругами — не менее 6,5 м.
  3. Полезная длина путей перед воротами стойл тепловозных зданий должна быть не менее длины локомотива плюс 5 м. При работе тепловозов двойной тягой и по системе многих единиц полезная длина этих путей должна равняться длине двух локомотивов плюс 5 м.
  4. Пути в стойлах депо и перед ними должны быть рассчитаны на длину тепловоза с обеспечением необходимых проходов. Пути для стоянки тепловозов, ожидающих работы, для разгрузки топлива, песка, смазки и материалов, как правило, должны располагаться на площадке.
  5. Расстояние между осями путей установок для совмещённой экипировки тепловозов должно равняться 6-10 м, для тепловозов, ожидающих работы, — 5,3 м и не менее 4,9 м, между осями путей стоянки запасных тепловозов — не менее 4,9 м.

Для осмотра, приёмки и сдачи тепловозов на приёмо-отправочных путях станций увеличения расстояний между осями путей не требуется.

  1. Марка крестовин стрелочных переводов путей тепловозных депо должна быть, как правило, не круче 1/9 при обыкновенных и не круче 1/6 при симметричных переводах.
  2. На треугольниках и в других местах с определённым направлением движения тепловоза (в потоке экипировки) разрешается применять отжимные стрелки.

§ 10. ВЗАИМНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ ТЯГОВОЙ ТЕРРИТОРИИ ДЕПО И СТАНЦИОННЫХ ПАРКОВ

Наилучшие условия связи тепловозного хозяйства с приёмо-отправочными парками станций достигаются при последовательной схеме расположения парков. Такое расположение сокращает непроизводительные пробеги тепловозов при проходе их из депо к поездам и обратно, исключает пересечение тепловозами маршрутов следования поездов, даёт возможность дальнейшего развития приемоотправочных парков и территории тепловозного хозяйства.
Для станций с малым размером движения удобно применять схему с параллельным расположением приёмо-отправочных и сортировочных парков и последовательным расположением тепловозного хозяйства.
Эта схема даёт возможность на однопутных линиях обеспечить минимальные пересечения тепловозами маршрутов поездов, построить при сооружении вторых путей второй приёмо-отправочный парк параллельно тяговому хозяйству (на схеме показан пунктиром) или же со стороны тяговой территории.


Фиг. 188. Расположение тяговой территории у горловины приёмо-отправочного парка со стороны, противоположной пассажирскому зданию:
1 — приёмо-отправочные нарки; 2 — сортировочный парк; 3 — пассажирское здание; 4 — тепловозное хозяйство; 5 — площадка для организации второго приёмо-отправочного парка; 6 — главные пути; 7 — ходовой путь

Наиболее рациональным является расположение тяговой территории по указанным схемам у горловины приёмо-отправочного парка со стороны, противоположной пассажирскому зданию (фиг. 188).
Связь приёмо-отправочных парков с тяговой территорией осуществляется специальными ходовыми путями.
Количество ходовых путей, связывающих тяговую территорию со станцией, должно быть, как правило, не менее двух.
Схема включения ходовых путей в горловины станций и тягового хозяйства должна обеспечивать пропуск тепловозов по каждому из них для обоих направлений.
Устройство одного ходового пути, связывающего тяговую территорию с приёмо-отправочным парком станций допускается только на линиях местного значения при размерах движения не более 10 пар поездов в сутки.
Для прохода тепловозов в пределах станции при размерах движения до 10 пар поездов в сутки можно использовать свободные приёмо-отправочные пути или главный путь станций.
При больших размерах движения должны дополнительно предусматриваться один-два специальных ходовых пути.

На однопутных линиях при размерах движения свыше 12 пар поездов в сутки в пределах парков устраивают один ходовой путь и, кроме того, для подачи и уборки тепловозов также используют свободные пути парков.
На станциях двухпутного участка при движении более 30 пар поездов в сутки должно предусматриваться два ходовых пути.
Па станциях двухпутного участка железнодорожной линии, где расположение тяговой территории не даёт возможности устроить обводной путь, в целях разгрузки горловин от прохода тепловозов следует сооружать путепроводные развязки ходовых путей с главными.
При большом движении путепроводные развязки, как правило, устраивают двухпутные.
На фиг. 189 представлена путепроводная развязка ходовых и главных путей с тупиковым заездом.

Фиг. 189. Схема путепроводной развязки ходовых и главных путей:
1 — приемо-отправочные парки; 2 — сортировочный парк; 3 — пассажирское здание; 4 — тепловозное хозяйство; 5 — главные пути; 6 — ходовые пути

Такая развязка полностью устраняет пересечение тепловозов с маршрутами организованных поездов и может быть рекомендована как основная схема при устройстве путепроводных развязок локомотивных ходов участковых станций.

§ 11. РЕКОНСТРУКЦИЯ ТЯГОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПАРОВОЗНЫХ ДЕПО ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ТЕПЛОВОЗНУЮ ТЯГУ

Реконструкция тяговой территории при введении тепловозной тяги на существующих железнодорожных линиях вызывается необходимостью сооружения новых экипировочных устройств для тепловозов и новых зданий депо.
В некоторых случаях можно использовать существующие паровозные экипировочные устройства для обслуживания тепловозов.
В депо, где работали паровозы угольного отопления, при переводе на тепловозную тягу топливное и смазочное хозяйство желательно располагать на месте прежнего смазочного хозяйства, используя имеющиеся здания насосной станции, котельной, сливных резервуаров и маслохранилищ с небольшой реконструкцией.
С небольшими изменениями могут быть использованы песочное хозяйство депо и поворотные устройства.
На фиг. 190 представлена схема приспособления распространённой на сети дорог паровозной экипировочной установки. В этом случае для организации рациональной экипировки тепловозов с максимальным использованием существующих устройств требуется:

  1. построить одну смотровую канаву 2 на обгонном пути;
  2. установить два новых пескораздаточных бункера 6;
  3.  установить на междупутье башню 1 для подачи на тепловозы самотёком топлива, смазки и воды;
  4.  построить новые устройства для слива топлива и резервуары для его храпения 14;
  5.  построить и оборудовать насосную станцию 11 для перекачки топлива и смазки. Насосную станцию желательно пристроить к раздаточной смазки.


Фиг. 191. Схема приспособления паровозной экипировочной установки для снабжения тепловозов и паровозов, когда последние остаются в депо на длительное время:
1 — пескосушилка; 2 — склад сырого песка; 3 — раздаточная смазки; 4 — маслохранилище; 5 — баки для хранения топлива; 6 — приспособление для слива топлива; 7 — насосная станция; 8 — раздаточная башня для снабжения тепловозов топливом; 9 — пескораздаточные бункера; 10 — вновь сооружаемые пескораздаточные бункера; 11 — смотровые канавы для тепловозов; 12 — смотровые канавы для паровозов; 13 — приспособления для уборки шлака; 14 — гидроколонки; 15 — путь для уборки шлака; 16 — путь для экипировки паровозов; 17 — пути для экипировки тепловозов; 18 — путь для слива топлива, смазки и разгрузки песка

При таком расположении экипировочных устройств вторые комплекты кочегарных канав 3 остаются в резерве или для обслуживания временно остающихся или оборачивающихся в данном депо паровозов.
Однорельсовый подвесной путь 9, как совершенно ненужный для обслуживания тепловозов, может быть разобран.
В том случае когда в депо остаётся на длительное время экипировка значительного числа приписных или оборачивающихся паровозов, рациональной схемой реконструкции тяговой территории будет схема, представленная на фиг. 191.
При этом необходима укладка новых самостоятельных путей для экипировки тепловозов, постройка насосной станции, сливного пути, сливных коллекторов и хранилища топлива и смазки. Также требуется установка на междупутье башни для подачи на тепловозы топлива, воды и смазки и установка пескораздаточных бункеров. Существующие смазочное хозяйство (маслохранилище 4, раздаточная смазки 3) и песочное хозяйство (пескосушилка, склад сырого песка) используются без реконструкции.
В зависимости от местных условий могут быть и другие варианты реконструкции тяговой территории.
При реконструкции депо с паровозами нефтяного отопления нефтераздаточные башни, сливные коллекторы и нефтехранилища могут быть использованы с небольшими переделками для обслуживания тепловозов.