Содержание материала

Раздаточные устройства для снабжения тепловозов жидким топливом состоят из раздаточных колонок или раздаточных резервуаров, а также насосов, компрессоров, трубопроводов с фильтрами и гибких шлангов.
На фиг. 29 представлена сварная конструкция колонки для снабжения тепловозов топливом, водой и смазкой. Каркас раздаточной колонки крепится к фундаменту анкерными болтами. Отепление колонки осуществляется шлаковатой, укладываемой между наружной и внутренней обшивками.
При снабжении тепловозов топливом через раздаточные колонки расходные резервуары обычно размещаются в земле и соединяются между собой трубопроводом, так что при помощи вентилей можно подавать топливо на тепловоз из любого резервуара. Сама подача осуществляется центробежным насосом с электрическим приводом через топливораздаточную колонку при помощи гибкого шланга, конец которого присоединяется к горловине топливного бака тепловоза. Такие же колонки можно использовать при подаче топлива из раздаточных башен, а также при снабжении кольцевых тепловозов на станционных путях.
При снабжении тепловозов топливом из раздаточных резервуаров топливо перекачивается из топливохранилищ в раздаточный резервуар центробежными насосами с электрическим приводом. Из раздаточного резервуара топливо по гибким шлангам подаётся на тепловозы.
Раздаточные резервуары обычно размещаются в башнях на высоте, обеспечивающей подачу топлива на тепловозы самотёком. При этом в первом этаже башни располагаются насосная станция для перекачки топлива из цистерн в топливохранилища и из хранилищ — в раздаточные резервуары.
На фиг. 30 представлен чертёж насосной станции для перекачки топлива и смазки.

Ёмкость раздаточных резервуаров можно принимать исходя из двухсменной или односменной работы насосной станции. Определение количества выданного на тепловоз топлива производится при помощи топливомерных устройств циферблатного типа.
Принципиальная схема трубопроводов топливного хозяйства тепловозного депо, объединённого со смазочным хозяйством, при осуществлении подачи топлива и смазки при помощи центробежных насосов представлена на фиг. 31.
Широкое применение в экипировочном хозяйстве тепловозных депо для перекачки нефтепродуктов получил центробежный лопастной вихревой насос типа 2 ЛК-20-22 производительностью 45 м3 в час, напором 40 м завода «Красный факел».

Кроме перекачки нефтепродуктов при помощи насосов возможна подача их пневматическим способом, который сводится к вытеснению нефтепродуктов из резервуаров сжатым воздухом, получаемым от специальных компрессоров.
При пневматической подаче нефтепродуктов из раздаточных резервуаров на тепловоз можно обойтись без устройства высоко расположенных раздаточных баков.
Принципиальная схема трубопроводов экипировочного хозяйства при пневматическом способе перекачки нефтепродуктов представлена на фиг. 32.
Дизельное топливо из цистерн через верхний люк перекачивается в металлические надземные резервуары. Подача топлива на тепловозы осуществляется при помощи выжимного резервуара ёмкостью 6,0 м3 через гибкие рукава. Сжатый воздух к экипировочному хозяйству подводится от компрессорной депо. При неисправности компрессора воздух подводится к резервуару ёмкостью 5,0 м3 от воздушного рукава тепловоза.


Фиг. 30. Насосная станция:
1 — центробежный насос для перекачки топлива; 2 — центробежный насос для перекачки масла, 3 — электродвигатели к насосам; 4 и 5 — ручные насосы для закачки топлива и масла


Фиг. 33. Схема выжимного резервуара ёмкостью 6,0 м3

Дизельное, осевое и компрессорное масло сливается из цистерн через приёмные колодцы в маслохранилища. Дизельное масло поступает в три резервуара ёмкостью по 51 м3, осевое масло — в два резервуара по 24 м3 и компрессорное масло — в резервуар 13,5 м3. Из хранилищ масло сжатым воздухом подаётся в раздаточные баки ёмкостью по 1,0 м3, откуда выдаётся потребителю.
Дизельное топливо и отработавшее масло сливаются с тепловоза в резервуары ёмкостью по 11 м3 через сливные колодцы. Из этих резервуаров топливо выдаётся на тепловозы, а отработавшее масло поступает в регенерационное отделение, где восстанавливается.
Монтажная схема выжимного резервуара ёмкостью 6,0 м3 представлена на фиг. 33. Рабочее давление резервуара принимается равным 2,6 ат.

Фиг. 34. Передвижная установка для заправки тепловозов, выходящих из ремонта:

  1. тележка на железнодорожном ходу; 2 — баки; 3 — манометр для воздуха; 4 — предохранительный клапан; 5 — термометры; 12 — вентиль; 13 — кран проходной; 14 — регулятор давления; 15 — кран муфтовый; 16 — ёрш; 17 —  болт; 18 — гайка; 19 — рукав резиновый (не показан); 20 — головка соединительная

Предохранительный клапан устанавливается на общей воздушной магистрали в здании топливно-смазочного хозяйства за регулятором давления. При выпуске тепловозов из ремонта заправку их топливом, смазкой и водой следует производить непосредственно в цехе, на ремонтных стойлах.
Фиг. 31. Принципиальная схема трубопроводов топлив

Такая заправка облегчает набор разогретых смазки и воды (что особенно важно в зимний период) и сокращает время, необходимое на выпуск тепловозов из ремонта. Заправку тепловозов, выходящих из ремонта, можно производить и при помощи экипировочной установки передвижного типа (фиг. 34). На раме нележки 7, смонтированной на колёсах нормальной колеи (1 524 мм), установлены 4 бака 2 емкостью по 500 л каждый, предназначенные для топлива, смазки и воды.

Фиг. 35. Заземлённые резервуары для слива с тепловозов топлива и отработавшею дизельного масла:
1 — резервуар для слива отработавшего дизельного масла; 2 — резервуар для слива топлива с тепловоза, 3 — выжимной резервуар; 4 — колодец над резервуаром, 5 — смотровой колодец; 6 — сливной лоток для отработавшего дизельного масла; 7 — сливной лоток для дизельного топлива; 8 — канал для трубопроводов (крышки каналов условно не показаны); 9 — змеевик для подогрева дизельного масла; 10 — воздухопровод; 11 — всасывающий трубопровод; 12 — конденсатопровод; 13 — нагнетательный трубопровод дизельного масла; 14 — сливная труба; 15 — вентиляционная труба; 16 — всасывающий трубопровод дизельного топлива

Наполнение заправочных баков передвижной экипировочной установки производится из раздаточных колонок или раздаточных резервуаров экипировочной площадки. Подача топлива, смазки и воды на тепловоз осуществляется сжатым воздухом давлением 1,6 ат, поступающим из компрессорной депо. Раздаточные баки установки соединяются с тепловозом при помощи резиновых рукавов длиной 8 и 12 м. В зимнее время баки прогреваются паром (от котельной), проходящим по змеевикам. На каждом баке установлены предохранительные клапаны, манометры и термометры. Термометры установлены в гильзах, залитых маслом.


Фиг. 36. Схема сигнализации о подаче топлива, воды и смазки:
1 и 2 — сигнальные табло на три очка с красным, зелёным и жёлтым стеклами и буквами на стёклах Т, В, М, 3 и 4 — трёхкнопочные посты управления; 5 — звонки электрические на 220 в; 6 — провод медный изолированный марки ПР-500, сечением 1,5 мм2

Для заправки тепловозов топливом, смазкой и водой в цехе может быть использована также передвижная установка, смонтированная на двух безрельсовых тележках, перемещаемых при помощи электрокары. На одной из тележек установлены баки для топлива и смазки ёмкостью 550 л, два насоса с электродвигателями, электронагреватель иммерсионного типа для подогрева смазки. На второй тележке установлен бак для охлаждающей дизель воды ёмкостью 700 л, насос с электродвигателем и электронагреватель иммерсионного типа для разогрева воды. Заправочные баки передвижной установки заполняются на экипировочной площадке депо.
Отработавшее дизельное масло с тепловоза обычно сливается в заземлённые резервуары (фиг. 35).


Фиг. 37. Колонки для одновременного снабжения многосекционных тепловозов топливом, водой и смазкой, применяемые на некоторых дорогах США

Для оповещения работников экипировочного хозяйства о подаче топлива, воды и смазки может быть использовано устройство, схема которого изображена на фиг. 36.
Команда о подаче топлива, воды и масла в раздаточные колонки подаётся
обслуживающим персоналом нажатием соответствующей кнопки. При этом в раздаточном помещении раздаётся звонок и на табло освещается надпись команды. Раздатчик нажимает соответствующую кнопку и на табло раздаточной колонки в свою очередь освещается надпись, указывающая, что сигнал принят к исполнению. Команда прекращения подачи топлива, воды и масла подаётся аналогично, но двумя нажатиями соответствующей кнопки.
Питание устройств оповестительной сигнализации осуществляется путём присоединения к сети внутреннего освещения здания раздаточного отделения.
Проводка сигнализации в здании раздаточной и на топливо-водо-маслораздаточных колонках выполняется проводом марки ПР-500, сечением 1,5 мм2 в газовых трубах диаметром 12 мм.
При работе тепловозов по системе многих единиц топливоподающие устройства должны обеспечить снабжение топливом одновременно обеих секций без их расценки.
В связи с этим представляет интерес опыт железных дорог США.
Использование на дорогах США многосекционных тепловозов потребовало создания специальных экипировочных устройств, позволяющих производить одновременное снабжение топливом, смазкой и водой всех секций. В этом случае снабжение осуществляется при помощи колонок, расположенных вдоль экипировочных путей (фиг. 37).
Подача топлива и смазки из хранилищ производится центробежными насосами с электродвигателями или под давлением воздуха. Насосы производительностью 2 250 л/мин позволяют осуществить снабжение всех секций за 7—8 мин.
Для снабжения топливом и маслом тепловозов, выходящих из ремонта, в отдельных тепловозных депо дорог США применяются передвижные тележки.
Резервуары тележки заполняются топливом и маслом на экипировочной площадке, а подача на тепловозы осуществляется сжатым воздухом, поступающим из воздухопроводной сети депо.