Содержание материала

На фиг. 181 представлены план и поперечный разрез одного из американских депо, предназначенного для текущего содержания тепловозов.
Ремонтные стойла и подсобные отделения депо рассчитаны на одновременное обслуживание четырёх поездных тепловозов мощностью 2 000 л. с. и одного маневрового мощностью 1 000 л. с.
Путь 1 сквозного типа имеет смотровую канаву длиной 47,5 м. Два других пути—тупиковые; длина смотровой канавы пути 2 составляет 45,6 м, а пути 3—15,3 м. На каждую из смотровых канав длинных путей можно одновременно устанавливать два поездных тепловоза. Короткий путь можно использовать для постановки маневрового тепловоза или запасных тележек и колёсных пар. Общая длина цеха (без подсобных отделений) составляет 53,3 м, ширина — 23,8 м. Расстояние между осями путей равно 7,92 м, от оси крайнего пути до наружной степы 3,96 м. Высота здания от головки рельсов до потолочных ферм 6,7 м. Цех имеет высокие рабочие платформы и пониженный пол для удобства работ по ремонту и осмотру деталей тепловоза. В цехе расположен тоннель скатоопускного подъёмника, который соединяет все три пути цеха.
Отделение 4 площадью 72 м2 предназначено для очистки фильтров и других деталей тепловоза; в нём установлены выварочные ванны, ванны для пропитки фильтров, рабочие верстаки, сушильная и прокалочная печи. В отделении 5 по ремонту деталей тепловоза имеется шлифовальный станок, электрифицированная пила по металлу, установка для шлифовки цилиндровых втулок, установка для притирки рабочих клапанов дизелей, портативный сверлильный станок, верстаки, шкафы и др. Площадь отделения составляет 85 м2. Полы в обоих отделениях бетонные и расположены на одном уровне с высокими рабочими платформами цеха.

Так как ремонт тепловозов организован по принципу замены неисправных деталей отремонтированными, депо имеет кладовую запасных частей с большой площадью (185 м2).
В депо, план и поперечный разрез которого представлены на фиг. 182, выполняются как текущее содержание, так и укрупнённый ремонт тепловозов. Секция текущего содержания имеет два пути — сквозной и тупиковый, которые рассчитаны на одновременную постановку четырёх поездных тепловозов мощностью по 2 000 л. с. и двух маневровых мощностью по 1 000 л. с. Длина этой секции 67 м; ширина 15,2 м. Расстояние между осями путей 7,0 расстояние от оси крайнего пути до наружной стены 3,5 м, а от оси другого пути до стены — 4,7 м. В секции устроены высокие рабочие платформы и пол с пониженным уровнем.

Фиг. 181. План и поперечный разрез депо для текущего содержания тепловозов (США): 1 — сквозной путь для осмотра поездных тепловозов; 2 — тупиковый путь для осмотра поездных тепловозов; 3 — короткий тупиковый путь для осмотра маневровых тепловозов и стоянки запасных тележек; 4 — отделение для очистки фильтров и других деталей; 5 —отделение по ремонту деталей тепловоза; 6 — кладовая запасных частей; 7 — высокие рабочие платформы; 8 — тоннель скатоопускного подъёмника; 9 — подкрановый путь; 10 — погрузочно-разгрузочная платформа; 11 — бетонированная дорога для безрельсового транспорта; 12 — путь для подвоза запасных частей; 13 — пол с пониженных уровнем

Секция укрупнённого ремонта имеет также два тупиковых пути, оборудованных смотровыми канавами, на которые могут быть одновременно установлены два тепловоза — поездной и маневровый. Короткая канава 8 предназначена для ремонта тележек и стоянки запасных колёсных пар. Расстояние между осями путей равно 6,7 м, а от оси пути до стены — 4,25 м. Рядом со стойловой частью цеха расположены позиция 6 по ремонту дизеля и площадь 10 для 
ремонта электрических машин. В цехе имеется мостовой кран грузоподъёмностью25 т. Высота цеха до подкранового рельса 10 м.
На фиг. 183 показан план и на фиг. 184 — поперечный разрез одного из крупных депо, предназначенного для текущего содержания и укрупнённого ремонта четырёхсекционных тепловозов мощностью 5 400 л. с.

Фиг. 182. План и поперечный разрез депо для текущего содержания и укрупнённого ремонта тепловозов (США):
1 — высокие рабочие платформы; 2 — смотровые канавы; 3 — наклонные съезды с высоких платформ; 4 — скатоопускной подъёмник; 5 — подкрановый путь; 6 — позиция по ремонту дизеля; 7 — наклонный съезд с высоких платформ; 8 — канава для ремонта и сборки тележек; 9 — проезд для транспортировочных тележек; 10 — площадь для ремонта генераторов и тяговых электродвигателей; 11 — контора склада; 12 — контора мастера; 13 — инструментальная; 14 — кладовая запасных частей; 15 — погрузочно-разгрузочная платформа; 16 — бетонированная дорога для безрельсового транспорта; 17 — путь для подвоза запасных частей; 18 — отделение по ремонту деталей тепловоза; 19 — отделение для очистки фильтров и других деталей

Секция текущего содержания А имеет два сквозных пути, позволяющие подавать тепловозы в ремонт с одной стороны цеха, а выпускать с другой, и три высокие платформы. На средней широкой платформе размещено оборудование для текущего ремонта тепловозов. Крайние (узкие) платформы служат для транспортировки деталей.
В секции укрупнённого ремонта В устроены два тупиковых пути, на каждой канаве которых устанавливаются две секции тепловоза. Для подъёма тяжестей в секции имеется мостовой кран грузоподъёмностью 20 т. Для смены тележек служит 60-т подъёмник, который может обслуживать все 4 пути депо, соединённых между собой тоннелем.
Продолжением секции укрупнённого ремонта являются мастерские С, где расположены станки и стенды для ремонта и испытания отдельных агрегатов  тепловоза: дизеля, генератора, тяговых электродвигателей, установка для вакуумной пропитки, камера для обдувки деталей воздухом и пр.
Вдоль наружной стены секции укрупнённого ремонта расположен в пристройке путь D, предназначенный для хранения запаса колёсных пар, откуда они транспортируются в цех по двум узкоколейным путям, расположенным по концам ремонтной секции.

Фиг. 183. План депо, производящего текущий и укрупнённый ремонты многосекционных тепловозов (США):
А — секция текущего содержания тепловозов: 1 — ремонтные стойла; 2 — высокие ремонтные платформы; 3 — верстаки; 4 — стеллажи для деталей; В — секция укрупнённого ремонта тепловозов; С — мастерские; D — путь для запасных колесных пар; Е — отделение для очистки деталей; F — отделение для текущего ремонта деталей


Фиг. 184. Поперечный разрез депо, изображенного на фиг. 183

Отделение Е для очистки фильтров и других деталей тепловоза площадью 120 м2, а также отделение F для текущего ремонта деталей тепловоза площадью 285 м2 размещаются в пристройках с задней стороны цеха и имеют бетонные полы, расположенные на одном уровне с высокими рабочими платформами цеха.
Комнаты отдыха рабочих, душ, уборные, индивидуальные шкафы для рабочих расположены под отделением для очистки деталей. Склад смазки, запасных частей и материалов устроен под отделением для ремонта деталей тепловоза.

Здание депо построено из бетона, перекрытие выполнено с применением стальных конструкций. Хорошая освещённость достигается большими остеклёнными проёмами в наружных стенах, а также верхними фонарями, которые одновременно служат для вентиляции. Крыша депо имеет хорошее искусственное освещение. Здесь, как и в большинстве американских депо, применяется люминисцентное освещение. В секции текущего содержания тепловозов над высокими рабочими платформами расположено 54 светильника, каждый из которых имеет 2 лампы по 100 вт каждая. Пространство под рабочими платформами освещается 52 светильниками с лампами по 150 вт. Секция укрупнённого ремонта освещается 56 светильниками мощностью но 400 вт. Часть светильников подвешивается к фермам перекрытия, а остальные расположены вдоль стен на высоте 5,65 м.
Смотровые канавы освещаются лампами по 200 вт, расположенными в герметической арматуре в нишах боковых стенок канав.

Фиг. 185. Общий вид тепловозного депо (США) (видны ворота шторного типа)

Для удаления отработавших газов дизелей в секции текущего содержания тепловозов устраиваются вытяжные установки с индивидуальными вентиляторами.
Ворота депо устраиваются шторного типа (фиг. 185) с подъёмом штор вверх при помощи электродвигателей и имеют тепловую завесу.