Содержание материала

§ 5. РЕГЕНЕРАЦИЯ ОТРАБОТАВШИХ МАСЕЛ
Срок службы масла можно увеличить за счёт ряда мероприятий, предупреждающих его быстрое старение (т. е. химические изменения и загрязнения). К числу этих мероприятии относится восстановление свойств отработавших масел путём их регенерации. Под peгенерацией отработавших масел понимается такая обработка их, в результате которой восстанавливаются первоначальные или близкие к ним качества.
Правильная организация регенерации отработавших масел должна предусматривать комплексное решение задач сбора, хранения, процесса регенерации и контроля качества регенерируемого масла.
Сбор и хранение отработавших масел проводятся, как правило, по сортам и маркам в зависимости от степени загрязнённости, с обязательным предохранением их от дальнейшего загрязнения (попадания воды, пыли, снега и т. д.).
Отработавшие масла собираются в исправную, плотно закрывающуюся тару (бидоны, бочки).
Во избежание ошибок при сливе, приёме и выдаче необходимо всю тару, предназначенную для хранения отработавших масел, маркировать с указанием, какое отработавшее масло в ней содержится.
При организации устройств по восстановлению отработавших масел необходимо установить:

  1. общее количество среднемесячного сбора отработавшего дизельного масла;
  2. схему расположения маслосборных пунктов депо, входящих в систему снабжения данной установки;
  3. техническую характеристику существующих регенерационных установок;
  4. расход промывочных (керосин, бензин) и обтирочных материалов и целесообразность их регенерации;
  5. возможность подготовки и укомплектования специалистов по сбору и регенерации отработавших масел.

Регенерационные установки целесообразно размещать только в тепловозных депо с большим объёмом работы.
Сравнительное изучение показателей масел, регенерированных разными способами, позволяет все существующие способы очистки разделить по признаку полноценности на две группы.
К первой группе, так называемых неполноценных способов, можно отнести обыкновенное фильтрование, отстаивание, коагуляцию, центрифугирование и термическую обработку. Все эти способы в основном производят только физическую очистку, освобождая масла лишь от механических суспензированных примесей.
Ко второй группе — полноценных способов — следует отнести очистку масел землями и серной кислотой.

Таблица 19

В числителе — при расположении смазочного хозяйства вместе с топливным хозяйством; в знаменателе — при расположении смазочного хозяйства отдельно от топливного хозяйства.


Фиг. 42. Общий вид регенерационной установки ВИМЭ-2

В настоящее время в тепловозном хозяйстве железных дорог СССР широкое распространение получила регенерационная установка типа ВИМЭ-2 (фиг. 42). Она обеспечивает полную механическую и химическую очистку отработавшего — регенерируемого масла, не загрязнённого дизельным топливом.
Регенерация масел иа этой установке осуществляется в такой последовательности (фиг. 43). Отработавшее масло из расходного бака-отстойника насосом 1 подастся через сетчатый фильтр в сырьевой бак (теплообменник) 4. Из сырьевого бака через трубопровод и змеевик (контактной мешалки) оно поступает в электропечь 6. Нагрев масла начинается в сырьевом баке 4 от паров горючего, проходящих по змеевику. В змеевике контактной мешалки оно дополнительно нагревается от горячего масла, поступающего из эвапоратора 7 в мешалку, и, наконец, в электропечи температура масла повышается до 310—315 С. Из электропечи масло поступает в эвапоратор, где происходит однократное испарение горючего и воды, попавших в масло во время работы на тепловозе. Пары горючего и воды через грязеуловитель 8 проходят по змеевику сырьевого бака 4, отдают своё тепло поступившему через фильтр маслу (о чём говорилось выше) и далее поступают в сборник горючего 9. Из эвапоратора пары горючего через грязеуловитель отсасываются вакуум-насосом 12. При проходе через грязеуловитель 8 пары горючего и воды очищаются от углеродистых частичек и капелек масла, которые по мере накопления отводятся по трубопроводу. Поступающее из электропечи в эвапоратор масло стекает в контактную мешалку 5, где охлаждается холодным маслом, проходящим из сырьевого бака по змеевикам контактной мешалки и одновременно обрабатывается отбеливающей землёй, подаваемой из песочницы при непрерывном перемешивании. Из контактной мешалки смесь масла с отбеливающей землёй насосом 1 подаётся в фильтр-пресс 11, где оно полностью очищается и поступает в промежуточный бак для чистой смазки, а затем перекачивается в маслохранилища или же отпускается потребителям.
Установка ВИМЭ-2 компактна; она имеет габаритные размеры — длину 1,2 мм ширину 0,9 м, высоту 1,7 м; общий вес 524 кг. Расход электроэнергии составляет 5—6 кВт-ч. Питание осуществляется трёхфазным переменным током напряжением 220/380 в. Может быть использован также однофазный переменный или постоянный ток напряжением 110/220 в при соответствующем переключении соединений. Установка ВИМЭ-2 обслуживается одним оператором и очень удобна для деповских регенерационных пунктов.
При ремонте тепловозов расходуется значительное количество промывочных материалов (бензина, керосина). Эти материалы также могут быть собраны и после соответствующей регенерации вновь использованы.
Процесс регенерации промывочных материалов заключается в следующем.


Фиг. 43. Схема регенерационной установки ВИМЭ-2:

1 — скальчатые насосы; 2 — вход отработавшего масла; 3 — фильтр; 4 — теплообменник (сырьевой бак) 5 — контактная мешалка; 6 — электропечь; 7 — эвапоратор; 8 — грязеуловитель; 9 — сборник горючего; 10 — бункер для глины; 11 — фильтр-пресс; 12 — вакуум-насос; 13 — выход регенерированного масла

Использованный для промывки тепловозных деталей продукт, например керосин, поступает в приёмник, где предварительно отстаивается от грязи, пыли и других механических примесей. Затем через теплообменник ручным насосом перекачивается в перегонный куб, где происходит его испарение путём постепенного нагрева до температуры конца кипения (для керосина до 315° С). Одновременно в куб подаётся водяной пар в количестве до 10% от производительности установки. Пары керосина вместе с водяными парами через шламовую трубу поступают в змеевик теплообменника и затем в змеевик конденсатора, в которых конденсируются, и стекают в водоотделитель. Остаток со дна куба спускается через водяной холодильник в приёмник.
При эксплуатации тепловозов для обтирки деталей и набивки топливных и масляных фильтров используются в большом количестве обтирочные материалы, Поэтому при регенерационной станции желательно также предусматривать отделение для восстановления обтирочных и набивочных материалов. Схема расположения основного оборудования такого отделения показана на фиг. 44.
В качестве обтирочных материалов в тепловозном хозяйстве более удобно применять обтирочные салфетки, выдаваемые как инвентарь тепловозным бригадам и ремонтникам. Обтирочные салфетки по мере загрязнения заменяются через кладовую депо, в которой организуется их стирка.
Помещения регенерационных станций должны быть обеспечены нормальным отоплением, освещением, вентиляцией, водопроводом и канализацией.