Месячная норма рабочего времени для машиниста и его помощника в настоящее время устанавливается исходя из 8-часового рабочего дня (с учётом сокращения продолжительности работы на 2 часа в предвыходные и предпраздничные дни) и составляет 195,5 часа. В соответствии с решением XX съезда КПСС в шестой пятилетке будет осуществлён постепенный переход рабочих и служащих на семичасовой рабочий день. Поэтому месячная норма рабочего времени для тепловозных бригад и других работников тепловозного хозяйства будет соответствующим образом сокращена.
Каждый год тепловозным бригадам предоставляется оплачиваемый отпуск в количестве 24 рабочих дней.
Сверхурочная работа может допускаться только как исключение и не должна превышать 36 час. в месяц для поездных бригад, а для маневровых — 24 час.
В соответствии с приказом МПС № 79/Ц 1954 г. время непрерывной работы бригад должно быть не более 8—12 час. При этом следует иметь в виду, что работа бригад в течение 12 час. должна рассматриваться как максимум непрерывной продолжительности работы бригад без отдыха.
В тех случаях, когда график движения поездов позволяет реализовать меньшую продолжительность непрерывной работы бригад (например 8—10 час.), эту возможность следует, безусловно, использовать для дальнейшего улучшения условий работы тепловозных бригад.
В то же время при участках с продолжительностью работы бригад до 12 час. нужно добиваться повышения технических и особенно коммерческих скоростей движения поездов и на этой основе сокращать время непрерывной работы бригад.
Продолжительность непрерывной работы тепловозных бригад устанавливается для каждого тепловозного депо отдельно, в зависимости от фактической протяжённости тяговых плеч, скоростей движения поездов и других местных особенностей и возможностей.
В том случае, когда при обслуживании одной пары поездов продолжительность поездки в оба конца превышает 8—12 час., локомотивной бригаде в оборотном депо обязательно предоставляется отдых, который должен быть равен не менее половины времени предшествующей работы бригады и не более всего времени предшествующей работы.
В основном депо после возвращения тепловозной бригады из поездки отдых предоставляется в размере не менее удвоенного числа часов предшествующей работы. При этом учитывается отдых, полученный бригадой в оборотном депо.
По основному депо отдых может предоставляться не ранее чем через 6 час. после начала работы тепловозной бригады. Длительность нормального отдыха в основном депо не должна быть менее 12 час.
Сокращение нормального отдыха может быть допущено только как исключение и при соблюдении следующих условий:
- неполный отдых в одном случае должен быть компенсирован соответствующим увеличением продолжительности отдыха в другом случае;
- отдых после поездки может быть сокращён не более чем на 1/3, а его длительность по основному депо должна быть не менее 8 час.
Наилучшей системой организации труда и отдыха поездных тепловозных бригад является их работа по именным графикам, составляемым в депо на основании уплотнённых графиков оборота тепловозов. Эта система за последнее время получила широкое распространение на железных дорогах СССР.
Работа бригад по суточному плану с применением системы их вызова рассыльными в современных условиях не может быть признана совершенной и является следствием недостаточно чёткой организации движения поездов на некоторых участках.
Работа бригад, обслуживающих маневровые тепловозы, а также тепловозы, эксплуатируемые на вспомогательных видах движения (вывозные и хозяйственные), должна организовываться по графикам сменных дежурств.
При этом смена тепловозных бригад должна производиться или в пунктах их экипировки или непосредственно на путях тех станций, где работают маневровые, хозяйственные и вывозные тепловозы.
При организации работы тепловозных бригад особое внимание должно быть направлено на устранение непроизводительной затраты рабочего времени. С этой целью необходимо избегать преждевременного вызова бригад на работу и точно соблюдать порядок вызова их в очередные поездки, который основан на заблаговременной информации дежурных по депо локомотивными диспетчерами о фактическом подходе каждого тепловоза к основному депо.
Для своевременного извещения бригад об изменениях в именном графике их работы на квартирах локомотивных бригад устанавливаются телефоны, а для быстрой доставки бригад к месту работы в депо имеются легковые автомашины.