Содержание материала

В этом отделении производится хромирование отдельных деталей тепловозов, деталей механического оборудования депо, а также инструмента.
Хромировочное отделение в тепловозном депо организуется главным образом для восстановления первоначальных размеров деталей и повышения устойчивости их против истирания.
При малых допусках износа большого количества деталей двигателя и других агрегатов представляется возможность наложением слоя хрома толщиной от 0,005 до 1 мм полностью восстановить детали с сохранением требуемых качеств.
Процесс хромирования заключается в электролизе раствора хромового ангидрида (СrО3) и химически чистой серной кислоты (H2SO4), при котором на катоде, являющемся хромируемым изделием, осаждается слой хрома.
К числу деталей тепловоза, которые могут быть подвергнуты хромированию, относятся: рабочие шестерни масляного и топливоподкачивающего насосов, конические шестерни привода к масляному насосу и вентилятору холодильника, вал водяного насоса, плунжерные пары, поршневые кольца, обоймы роликовых и шариковых подшипников или посадочные места под них и пр. Из деталей механического оборудования депо хромированию могут подвергаться разнообразные шестерни, валики, втулки, шпиндели, патроны станков и пр. Из инструмента хромированию подвергаются различный мерительный и разметочный инструмент, гаечные ключи, отвёртки и пр.
В зависимости от цели хромирования различают твёрдое хромирование, служащее для восстановления изношенных деталей и повышения их твёрдости и износоустойчивости, и декоративное хромирование, придающее деталям красивый блестящий вид и предохраняющее их от коррозии.
При декоративном хромировании на деталь предварительно наносят слой меди, который обладает минимальной пористостью и служит антикоррозийной защитой.
Если не вся поверхность детали должна быть подвергнута хромированию, то в процессе подготовки детали производят изоляцию отдельных её мест, не подлежащих хромированию, при помощи цапон-лака (раствора целлулоида в ацетоне).
Обезжиривание в настоящее время осуществляется электролизом горячего щелочного раствора; при этом очищаемая деталь является катодом, а ванна, в которой происходит процесс, — анодом. Для удаления с детали остатков щёлочи и мыла после обезжиривания её следует промыть горячей водой. Травление детали производится в растворе соляной или серной кислоты. Для декоративного хромирования лучше пользоваться 3-процентной серной кислотой.
Слой меди на деталь наносится электролитическим способом. При этом можно применять два вида электролита: цианистый или кислый. Предпочтение следует отдать цианистому вследствие получаемой при нём лучшей структуры покрытия и универсальности применения (при кислом электролите невозможно омеднение железа и сплавов).
Хромирование производится также электролитическим способом, в ванне с раствором хромового ангидрида с добавлением химически чистой серной кислоты. Деталь, подлежащую хромированию, прикрепляют к катодной шине, а к анодной шине подвешивают свинцовые пластинки.

Данные о рецептуре ванн для различных электролитических процессов, плотности тока и температуре, при которых должны производиться эти процессы, приводятся в специальной литературе.
Ниже даются перечень и краткая характеристика оборудования хромировочного отделения тепловозного депо:

  1.  низковольтный генератор, ток 1 500/750 а, напряжение 6/12 в, мощность 9 кВт;
  2.  электродвигатель к нему мощностью 11,8 кВт при 955 об/мин, 220/380 в;
  3.  низковольтный генератор, ток 500/250 а, напряжение 6/12 в, мощность 3 кВт;
  4.  электродвигатель к нему мощностью 11,8 кВт при 1 440 об/мин, 220/380 в;
  5. полировальный станок с кругом диаметром 300 мм,
  6.  гальваническая ванна для электрообезжиривания размером 1 200 X 1 224 мм;
  7. гальваническая ванна для омеднения размером 1000 X 1 210 мм;
  8.  » » для никелирования размером 1 200 X 1 120 мм;
  9.  » » для хромирования размером 1 400 X 940 мм;
  10. ванна для холодной воды размером 1 310 X 800 лиг,
  11. » для промывки деталей горячей водой размером 1 310 X 910 мм;
  12.  » для содовой промывки и улавливания электролита размером 700 X 600 мм;
  13.  ванна для химического декапирования перед нанесением металлопокрытий размером 700 X 600 мм;
  14. гальваническая ванна для тёплой воды размером 620 X 620 мм;
  15. » » для проточной воды размером 620 X 520 мм;
  16.  » » для улавливания хрома размером 1 000 X 610 мм;
  17.  » » для нейтрализации размером 800 X 600 мм;
  18. ванна для лужения размером 1 240 X 920 мм;
  19.  гальваническая ванна для осветления цинковых покрытий размером 1 110 X 710 мм;
  20. бак-холодильник;
  21. стол для разборки и сборки рамок;
  22. сушильный шкаф;
  23. стеллаж для деталей;
  24. шкаф для инструмента;
  25. шкаф для одежды с четырьмя ячейками.

Подогрев электролита в ваннах осуществляется при помощи паровых змеевиков, перемешивание раствора — воздушным барбатером. Ванны снабжаются бортовым отсосом паров.
Хромировочное отделение оборудуется водопроводом, канализацией, подводом пара, электросиловой сетью и надежной приточно-вытяжной вентиляцией.