Содержание материала

ГЛАВА VII
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕПЛОВОЗНЫХ ДЕПО И МАСТЕРСКИХ

§ 1. ТИПЫ ДЕПОВСКИХ ЗДАНИИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

Длительная практика деповского строительства подтвердила целесообразность сосредоточения всех производственных и служебно-бытовых помещений в общем блоке зданий. В отдельные здания теперь обычно выносятся только такие помещения, как котельная, электроподстанция, а также устройства экипировочного хозяйства.
По конфигурации здания и взаимному расположению стойл и мастерских различают здания следующих основных типов (фиг. 166): павильонного, ступенчатого, сибирского, веерного без круга, веерного с кругом.
Павильонный тип локомотивных зданий (фиг. 166, а) принадлежит к числу прямоугольных и характеризуется размещением основных цехов мастерских и вспомогательных помещений под общей крышей. В зависимости от потребного числа стойл здания такого типа могут состоять из нескольких секций, имеющих обычно по два или три пути, часть которых устраивается сквозными. На каждом сквозном пути располагается одно или два стойла; тупиковый путь устраивается только на одно стойло.
При трехпутных секциях постройка одного стойла обходится дешевле, чем при двухпутных, поэтому предпочтение следует отдать трёхпутным секциям.
При большом числе стойл и необходимости размещения вспомогательных отделений с большой площадью отдельные секции локомотивного здания смещают относительно друг друга в продольном направлении, и строят их с небольшим заходом одна за другую для обеспечения свободного внутреннего сообщения (фиг. 166, б). Такая конфигурация здания носит название ступенчатой и является весьма распространённой в настоящее время. Каждая секция также устраивается на два-три пути, причём, как и в павильонном типе, сквозные пути устраиваются на одно или два стойла, а тупиковый путь — только на одностойло.
Стремление уменьшить периметр наружных стен для лучшего сохранения тепла, что имеет особое значение в районах с суровым климатом, привело к созданию так называемого сибирского типа локомотивных зданий (фиг. 166, в). Пути в этом здании обычно тупиковые и устраиваются только на одно стойло- каждый.
Веерные здания для тепловозных депо не строятся и лишь сохраняются при реконструкции паровозных депо под тепловозную тягу. Такие депо могут быть двух типов: без поворотного круга и с поворотным кругом.
В первом типе веерных зданий (фиг. 166, г) ввод локомотивов в стойла и вывод их осуществляются через стрелочную улицу. Веерная часть таких зданий устроена по радиусу не менее 200 м. В веерном типе зданий с поворотным кругом (фиг. 166, д) подача локомотивов в стойло и вывод их производятся через поворотный круг. Веерная часть такого здания выполнена по малому радиусу (обычно 55 м).
Фиг. 166. Типы деповских зданий: а — павильонного типа; б — ступенчатого типа; в — сибирского типа; г — веерное без круга; д — веерное с крутом

Выбор типа здания при проектировании нового депо производится в соответствии с конкретными условиями и детальным технико-экономическим обоснованием.
Технико-экономическое сравнение вариантов типов локомотивных зданий производится в разрезе следующих основных требований:

  1. возможность постройки по размерам располагаемой строительной площадки с учётом путевого развития;
  2. пригодность для эксплуатации перспективных типов локомотивов;
  3. удобство эксплуатации, под которым подразумеваются: удобство постановки и вывода локомотивов, удобство надзора и ухода за локомотивами, рациональное взаимное расположение ремонтных цехов и мастерских, сокращение путей транспортировки деталей, сохранение тепла, хорошее освещение и возможность перспективного развития;
  4. наименьшая стоимость и сроки сооружения здания;
  5. наименьшие эксплуатационные расходы.

Возможность постройки по размерам располагаемой строительной площадки.

Из рассмотрения конфигураций различных типов локомотивных зданий можно сделать вывод, что наиболее узкая площадка требуется для ступенчатого типа зданий. Наибольшая ширина строительной площадки требуется для зданий павильонного и сибирского типов. При этом ступенчатый тип зданий, особенно при большом числе стойл, требует наибольшей длины строительной площадки.

Пригодность для эксплуатации перспективных типов локомотивов.

Локомотивные здания павильонного, ступенчатого и сибирского типов, в ремонтных цехах которых могут быть установлены мостовые краны, в одинаковой степени могут применяться для всех типов локомотивов. При строительстве этих зданий учитывается возможность удлинения ремонтных стойл, что важно с точки зрения эксплуатации перспективных типов тепловозов.
Строительство новых локомотивных зданий веерного типа как с кругом, так и без круга для тепловозов и газотурбовозов следует признать нецелесообразным. Это объясняется невозможностью в большинстве случаев сооружения в веерной секции мостового крана, необходимого для ремонта этих локомотивов. Кроме того, тепловозы и газотурбовозы с симметричным расположением постов управления не требуют применения поворотных устройств, что делает применение круга ничем не оправдываемым расходом. К числу неудобств веерного типа зданий следует отнести наличие суживающегося междупутья. Это неудобство особенно существенно при эксплуатации тепловозов, когда ремонтные работы распределяются равномерно по всей длине локомотива. Веерный тип здания не даёт возможности удлинять рабочие стойла.

Удобство эксплуатации.

В отношении удобства и быстроты постановки и вывода локомотивов следует признать наиболее приемлемым депо со стрелочными улицами. Наличие поворотного круга замедляет процесс постановки и вывода тепловозов, что особенно неудобно при передвижении локомотивов. находящихся в нерабочем состоянии.
Вопрос сохранения тепла имеет особое значение в районах с суровым климатом. Практика строительства деповских зданий в таких районах (в частности в Сибири) выработала наиболее рациональный в отношении сохранения тепла тип здания — так называемый сибирский.
Здания ступенчатого типа имеют наибольший наружный периметр стен и ворота в противоположных торцовых стенах, поэтому они плохо сохраняют тепло и требуют несколько больших расходов на отопление.
Создание хорошего естественного освещения весьма важно при проектировании локомотивного здания. Наилучшая освещённость обеспечивается в зданиях ступенчатого типа, когда вспомогательные отделения не размещаются с обеих сторон главного здания. Особенностью освещения здания павильонного типа является применение верхнего света (фонаря). Сибирский тип здания имеет наихудшую освещённость.
Перспективное развитие зданий (увеличение числа стойл и площадей производственных помещений), которое следует предусматривать при строительстве новых депо, возможно для всех типов зданий. В ступенчатом типе здания расширение достигается за счёт пристройки новых секций. В павильонном и сибирском типах зданий расширение достигается постройкой нового корпуса или нескольких стойл.

Стоимость и сроки сооружения зданий.

По материалам Главтранспроекта стоимость сооружения локомотивного здания оказывается наименьшей для павильонного типа. Экономический эффект от применения такого типа зданий наибольший при небольшом числе стойл, что характерно для тепловозных депо.
Для сокращения стоимости и сроков строительства при составлении проекта должно предусматриваться использование типовых проектов железобетонных конструкций и стандартных строительных элементов.

Эксплуатационные расходы.

К числу эксплуатационных расходов по содержанию деповских зданий относятся расходы, связанные с отоплением, освещением и ремонтом, очисткой территории от грязи и снега, а также эксплуатацией кругов и стрелочных переводов.
Сибирский и павильонный типы зданий при малом числе стойл обеспечивают наименьшие эксплуатационные расходы. При увеличении числа стойл они несколько увеличиваются, что объясняется повышением расходов на содержание развитых тракционных путей.
Приведённые сравнения различных типов зданий позволяют сделать вывод с возможности применения при эксплуатации тепловозов ступенчатого, павильонного, а также сибирского типов зданий в зависимости от числа стойл и конкретных условий.

§ 2. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ СТОЙЛ ТЕПЛОВОЗНОГО ДЕПО И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В НИХ

В соответствии с производимыми работами в основном депо предусматриваются следующие стойла:

  1. для малого периодического ремонта;
  2. для большого периодического ремонта;
  3. для подъёмочного ремонта;
  4. для испытания тепловозов;
  5.  для индивидуальной выкатки колёсных пар с тяговыми электродвигателями;
  6.  для технического и контрольно-технического осмотров тепловозов и стоянки их в ожидании работы или ремонта.

В оборотном депо должны быть стойла для технического осмотра тепловозов и стоянки их в ожидании работы.
Потребность в стойлах определяется по следующим формулам:

  1. Для малого периодического ремонта


При работе в депо тепловозов разных серий с различными нормами пробегов между ремонтами и разными простоями в ремонте расчёт производится раздельно по сериям.

Если депо задана дополнительная программа подъёмочного ремонта, то расчёт числа стойл производится по формуле

Количество стойл для испытания тепловозов принимается равным 1—2, что вполне обеспечивает необходимость испытания тепловозов после периодических и подъёмочного ремонтов. На этом же стойле во время испытания тепловозов производится комиссионный осмотр их.
Стойло для испытания тепловозов в условиях сурового климата устраивают в здании технического осмотра или в отдельных зданиях лёгкого типа, а на южных дорогах — под навесом на тяговой территории депо.
В зависимости от расчётной потребности стойл (в депо с годовым пробегом тепловозов до 5 млн. км), в тех случаях, когда организуется депо без подъёмочного ремонта, стойла для малого и большого периодических ремонтов, а также стойла для индивидуальной выкатки колёсных пар с тяговыми электродвигателями необходимо объединять в одной секции. Это позволяет ограничиться в депо установкой одного мостового крана грузоподъёмностью 5 т.
В депо с годовым пробегом тепловозов 10 млн. км и более, предназначаемых для выполнения подъёмочного ремонта, необходимо устраивать отдельные секции: для подъёмочного ремонта; для малого и большого периодических ремонтов и для технического осмотра.
Стойла для индивидуальной выкатки колёсных пар с тяговыми электродвигателями в этих депо можно размещать в секции малого и большого периодических ремонтов или в секции технического осмотра.
Для индивидуальной выкатки колёсных пар с тяговыми электродвигателями в тепловозном депо достаточно строить одно стойло с подачей выкаченных колёсных пар на специальный тупик, расположенный на междупутье. Такое устройство возможно благодаря размещению стойл для индивидуальной выкатки колёсных пар с тяговыми электродвигателями в большинстве случаев в цехе, где имеется крановое оборудование.
В основных и оборотных депо число стойл для технического осмотра и стоянки в ожидании работы устанавливается в зависимости от размеров движения, простоев в ожидании работы и климатических условий.