Содержание материала

§ 6. ЦЕХ ПЕРИОДИЧЕСКОГО РЕМОНТА ТЕПЛОВОЗОВ

Организация работ в цехе

Цех периодического ремонта тепловозов предназначен для производства малого и большого периодического ремонтов тепловозов; стойла для контрольнотехнического осмотра тепловозов обычно выделяются в секции технического осмотра.
Для предварительной заготовки деталей и материалов за 24—48 час. до постановки тепловоза на периодический ремонт старшим машинистом тепловоза производится запись дополнительно необходимого ремонта (помимо установленного объёма работ). Окончательный объём работ утверждается начальником депо или его заместителем по ремонту после осмотра тепловоза.
Тепловоз должен быть поставлен на ремонтное стойло к началу работы комплексной бригады.


Фиг. 67. Электрокалорифер типа ЭВ-2, используемый для оттаивания снега с тепловоза и местной сушки увлажнённой изоляции электрических машин

Перед постановкой в ремонт тепловоз снабжают топливом, маслом, водой и песком (за исключением случаев, когда необходимо производить ремонт или промывку топливных баков, смену масла с промывкой картера, снятие масляного насоса), после чего тщательно очищают от пыли и грязи.
При вводе тепловоза в стойло в зимнее время с заснеженными тяговыми электродвигателями и увлажнённой изоляцией производится оттаивание снега и местная сушка изоляции. Для этого можно использовать передвижной электрокалорифер типа ЭВ-2 (фиг. 67). Он состоит из сварного корпуса, внутри которого помещаются три нагревательных элемента, представляющих собой электро- спирали, навитые на асбоцементные трубы. Осевой вентилятор № 4 обеспечивает производительность 900 м3/час при температуре воздуха у выходного патрубка до 80 оС. Общий вес установки 75 кг, габарит 1 335 Х 1 000 X 570 мм.
Ремонт тепловоза выполняется комплексными бригадами в соответствии с разработанными графиками технологического процесса (см. приложения 1 и 2).
Непосредственными руководителями работ являются мастера и бригадиры, которые распределяют задания между рабочими, выписывают наряды на выполнение всех сдельных работ (см. помещённую ниже форму), а также проверяют качество выполненного ремонта.

Наряд проверил нормировщик
наряды на сверхурочную работу и др.)

Краткое описание технологического процесса малого периодического ремонта


Фиг. 68. Приспособление для опрессовки воздухом камеры сгорания цилиндров дизеля:
1 — накидная гайка; 2 — конус; 3 и 4 — переходные штуцеры; 5 — штуцер для воздушного шланга; 6 — пробковый кран; 7—манометр

Осмотр дизеля.

 При малом периодическом ремонте тепловозов согласно Правилам текущего ремонта дизель осматривают без снятия цилиндровых крышек и выемки поршней.
Для контроля состояния поршневых колец без выемки поршней применяют приспособление (фиг. 68), при помощи которого камера сгорания через индикаторный кран опрессовывается сжатым воздухом давлением 5 ат. По времени падения давления от 5 ат до нуля после перекрытия пробкового крана 6 судят о плотности камеры сгорания и о состоянии поршневых колец. При необходимости производится индивидуальная выемка поршней.

Фиг. 69. Индикаторный штихмас для проверки расхождения щёк коленчатого вала

При осмотре картера дизеля тщательно контролируют состояние коренных и шатунных подшипников; не имеется ли признаков выкрашивания баббитовой заливки, проворота вкладышей коренных подшипников и ослабления гаек крепления подшипников. При помощи щупов замеряют зазоры на смазку коренных и шатунных подшипников. Прилегание вала по подшипникам проверяют также пластинчатым щупом толщиной 0,03 мм, В случае неприлегания нижний вкладыш этого подшипника должен быть сменён. При помощи специального приспособления с индикатором (фиг. 69) проверяют расхождение щёк коленчатого вала.
Производится также осмотр и крепление гаек, соединения картера к раме тепловоза и блока к картеру. Особое внимание обращается на состояние маслопровода и крепление масляных сеток в картере. Берётся проба масла для лабораторного анализа.
Если поршни дизеля нс вынимаются, осмотр цилиндровых крышек, рычагов рабочих клапанов и их пружин производится без разборки, лишь при снятых верхних крышках коробок привода к рабочим клапанам. При пропуске газов или воды цилиндровые крышки переставляются.
В ванне распределительного вала рабочих клапанов осматривают крепление кронштейнов и полых осей рычагов-толкателей, состояние роликов, а также втулочных подшипников распределительного вала (не ослабли ли они в местах запрессовки, не имеется ли признаков выкрещивания баббитовой заливки и выплавления). Особое внимание обращают на надлежащий подвод смазки ко всем деталям. Проверяют и при необходимости регулируют зазоры в рабочих клапанах.

Все форсунки снимают, подвергают испытанию и регулировке, при необходимости заменяют или (при небольшом объёме ремонта) ремонтируют в отделении заготовительного цеха. Перед постановкой на дизель отремонтированные форсунки испытывают на стенде.
Регулятор осматривают на работающем дизеле, затем промывают масляную ванну и регулируют игольчатый клапан.
Проверяется и при необходимости регулируется число оборотов коленчатого вала дизеля при первом и восьмом положениях рукоятки контроллера.
Топливные и масляные фильтры дизеля тщательно промывают в чистом дизельном топливе. Негодные пластинчатые фильтры заменяют или ремонтируют в отделении заготовительного цеха. В сетчато-набивных фильтрах заменяют хлопчатобумажные концы.
При осмотре турбовоздуходувки трубы маслопровода разбирают и промывают. Проверяют осевой разбег ротора турбовоздуходувки. Воздушный фильтр промывают горячей водой и продувают сжатым воздухом. После этого его слегка покрывают дизельным или компрессорным маслом в специальной ванне или разбрызгиванием струёй сжатого воздуха.

Осмотр холодильника.

Секции холодильника очищаются продувкой сжатым воздухом и осматриваются для обнаружения лопнувших трубок и потёков.
Осмотр холодильника начинается ещё до остановки дизеля. Если при осмотре обнаружены секции, нагретые менее других, то это свидетельствует об их зaгрязнении. Такие секции следует заменить или промыть. При работающем дизеле также осматриваются все соединения трубопроводов.
Правильность работы муфты включения определяется проверкой свободного хода вентиляторного колеса при включённой муфте. В случае проворота колеса производится осмотр и регулировка муфты. Регулируется также натяжение приводных ремней (на тепловозе серии ТЭ1).

Осмотр компрессора.

Через люки осматривается состояние картера и шплинтовки шатунных болтов, производится замена масла. Рабочие клапаны разбираются и заменяются отремонтированными. Проверяется муфта соединения вала компрессора с валом генератора. Устраняется утечка воздуха в воздушной системе. Фильтровальный элемент всасывающего фильтра снимается, промывается дизельным топливом, продувается сухим сжатым воздухом и слегка пропитывается дизельным или компрессорным маслом.

Осмотр электрических машин.

Все электрические машины тепловоза (генератор, двухмашинный агрегат и тяговые электродвигатели) тщательно очищаются от пыли и грязи, продуваются сухим сжатым воздухом. Масло удаляется чистой салфеткой, смоченной в авиационном бензине.
Особое внимание при осмотре электрических машин обращается на состояние коллекторов, щёток и щёткодержателей. При наличии на поверхности коллекторов тёмных следов от щёток (отложение угольной пыли), их протирают салфеткой, смоченной в бензине. Если таким образом очистить коллектор не удаётся, то его зачищают мелкой стеклянной бумагой, которая укрепляется на деревянной колодке, расточенной по форме окружности коллектора. Стеклянной бумагой зачищаются и лёгкие следы подгара. При осмотре щёткодержателей проверяют, нет ли поджогов, а также обращают внимание на состояние пружин и изоляторов. Небольшие наплывы и поджоги устраняются напильником или стеклянной бумагой. При больших наплывах и поджогах, особенно в щёточных гнёздах, щёткодержатель подлежит замене; заменяются также повреждённые изоляторы. Щёткодержатель должен быть надёжно укреплён и при этом выдержан установленный зазор между нижней его кромкой и коллектором. При установке щёток при помощи динамометра проверяется величина их нажатия на коллектор.
Для предварительной приработки рабочей поверхности щёток перед установкой их в щёткодержатель пользуются приспособлением, состоящим из стальною барабана с диаметром, равным диаметру коллектора, и обоймы, в которую устанавливаются щётки (фиг. 70).
Окончательная притирка щётки к поверхности коллектора производится мелкой стеклянной бумагой.
После притирки щёток и шлифовки коллектора машину тщательно продувают сухим сжатым воздухом. Мегомметром измеряют сопротивление изоляции силовых цепей и отдельных электрических машин.

Фиг. 70. Приспособление для притирки щёток двухмашинного агрегата:
1 — чугунный барабан, 2 — вал; 3 — щёткодержатель; 4 — нажимной рычаг; 5 — шариковый подшипник; 6 — пружина; 7 — станина; 8 — муфта; 9 — груз нажимного приспособления; 10 — электродвигатель

Проверяют состояние пружин рессорного подвешивания тяговых электродвигателей, крепление всех болтов соединений, брезентовые рукава для подвода воздуха, охлаждающего тяговые электродвигатели, а также токоподводящие кабели.
Нижние части кожухов зубчатой передачи снимают для осмотра шестерён.

Осмотр электрической аппаратуры.

Электрическую аппаратуру тепловоза (контроллер, реверсор, реле, контакторы, электро- пневматические вентили, сопротивления) обдувают воздухом давлением не более 1 ат, обтирают мягкими салфетками и подвергают тщательному наружному осмотру. Особое внимание обращается на состояние контактных поверхностей аппаратов; они должны быть чистыми и не иметь следов подгорания. При подгорании контакты зачищают напильником. Все трущиеся контактные поверхности электрических аппаратов смазывают топким слоем технического вазелина, а цилиндры электропневматического привода —  маслом.
При наружном осмотре электрической аппаратуры обращают внимание на состояние всех клемм и контактов, проводов, плетёных шунтов и воздушных трубопроводов.

Осмотр аккумуляторной батареи.

Аккумуляторную батарею тепловоза тщательно осматривают. Производится крепление межэлементных и межсекционных перемычек, а также наконечников отводящих проводов. Окисление на контактных поверхностях удаляют и резьбовые поверхности бори смазывают тонким слоем технического вазелина. Электролит подвергается лабораторному анализу; при помощи ареометра проверяется его плотность. Уровень электролита в банках поддерживается добавлением дистиллированной воды. При необходимости производится восстановительный заряд аккумуляторной батареи от источника постоянного тока.

Осмотр экипажа.

 Экипажную часть тепловоза осматривают. Производится ревизия автотормозного оборудования.

Колёсные пары под тепловозом подвергаются текущему осмотру начальником депо или его заместителем, приёмщиком МПС, мастером комплексной бригады, техником по замерам в присутствии старшего машиниста.
Проверяют состояние рамы тележек, рессорного подвешивания и букс; освежают или заменяют подбивку букс. Особое внимание обращают на состояние всех маслоподводящих каналов и трубок. Добавляют смазку в маслёнки опорной пяты и боковых опор, а также во все шарнирные соединения. Тормозные колодки в случае необходимости заменяют и регулируют их нажатие, изношенные валики, шайбы, шплинты заменяют. Проверяют состояние песочных труб и их креплений, прочищают форсунки песочниц.