Содержание материала

ГЛАВА IV
ТЕПЛОВОЗНЫЕ БРИГАДЫ И УХОД ЗА ТЕПЛОВОЗАМИ

§ 1. СОСТАВ ТЕПЛОВОЗНОЙ БРИГАДЫ И ЕЕ ОБЯЗАННОСТИ

Все тепловозы, эксплуатируемые на железных дорогах СССР, обслуживаются постоянно прикреплёнными к ним бригадами, что повышает ответственность бригад за состояние вверенного им локомотива.
Численный состав тепловозной бригады зависит от серии тепловоза и условий его работы. Так, например, на тепловозах серии ТЭ1, при использовании их на поездной и маневровой работе, бригада состоит из двух человек: машиниста и его помощника. При работе тепловозов серии ТЭ1 по системе многих единиц на первой секции работают машинист и помощник, на второй секции —  помощник.
Двухсекционные тепловозы серий ТЭ2 и ТЭ3 обслуживаются бригадой из трёх человек: машиниста и двух помощников.
При передвижении тепловоза по деповским путям на нём может находиться одно лицо, но обязательно имеющее право управления тепловозом.
Количество прикреплённых к поездному тепловозу бригад определяется в зависимости от степени использования тепловоза. Однако основным способом обслуживания тепловозов является строенная езда.
К маневровым тепловозам и тепловозам, используемым на хозяйственной работе, при круглосуточном обслуживании прикрепляется три с половиной бригады (семь бригад на два тепловоза).
Тепловозная бригада возглавляется машинистом, который обязан:
водить поезда точно по графику с выполнением установленных норм технической скорости, среднесуточного пробега и времени оборота тепловоза;
обеспечивать вместе со своей бригадой выполнение Правил технической эксплуатации железных дорог Союза ССР, инструкций по сигнализации и по движению поездов, безопасное ведение поезда и работу без брака;
содержать тепловоз в технически исправном состоянии и обеспечивать его бесперебойную работу без заезда на внеплановый (межпоездной) ремонт в депо;
руководить работой бригады и обеспечивать соблюдение ею трудовой дисциплины;
непрестанно заниматься повышением своей квалификации и квалификации помощников, изучать и широко применять передовые методы работы;
экономно расходовать топливо, смазочные материалы, запасные части при обслуживании и ремонте тепловоза;
выполнять установленные для тепловоза нормы пробега между ремонтами, неустанно стремиться к перевыполнению их;
производить проверку качества ремонта, выполняемого комплексными бригадами в депо;
выполнять установленный объём служебного ремонта.
машинист не имеет права выезжать из депо на локомотиве, имеющем неисправности, угрожающие безопасности движения
В непосредственном подчинении машиниста находятся его помощники, которые вместе с машинистом и под его руководством выполняют работу по уходу и обслуживанию тепловоза.

Машинист и помощники подготовляют тепловоз к работе, производят его осмотр, смазку, снабжение топливом, водой, песком, смазочными и обтирочными материалами, выполняют наружную очистку тепловоза. При работе тепловоза машинист и помощник непрестанно наблюдают за сигналами и за исправным состоянием всех агрегатов тепловоза.
В зависимости от квалификации и стажа работы машинисты и их помощники разделяются на классы.
Один из прикреплённых к тепловозу машинистов, имеющий больший опыт работы и, как правило, высший класс, назначается старшим и является непосредственным руководителем прикреплённых к тепловозу бригад.
Главнейшими обязанностями старшего машиниста являются обеспечение тщательного ухода за вверенным ему тепловозом, контроль за выполнением ремонта тепловоза комплексными бригадами, руководство прикреплёнными к тепловозу бригадами при выполнении ремонта. Старший машинист является ответственным и за внедрение хозрасчёта на прикреплённом к нему тепловозе.
Инструктаж тепловозных бригад и практическое обучение бригад передовым методам вождения поездов и ухода за тепловозом производится машинистами-инструкторами.
Машинисты-инструкторы назначаются из числа наиболее опытных и квалифицированных машинистов первого и второго классов. Они руководят работой тепловозных бригад прикреплённой к ним колонны тепловозов и несут от ветственность за их работу.
Обязанностью машинистов-инструкторов является также систематическое проведение инструктивных бесед с прикреплёнными тепловозными бригадами, ознакомление их с приказами и инструкциями МПС, приказами и распоряжениями по дороге, отделению и депо.

§ 2. СЛУЖЕБНЫЙ РЕМОНТ

Объём служебного ремонта, который должен выполняться бригадой, устанавливается Правилами текущего ремонта тепловозов.
Выполнение служебного ремонта, своевременный осмотр и тщательная смазка деталей тепловоза являются основными мероприятиями по сокращению объёма плановых ремонтов и исключению межпоездных ремонтов. Тепловозные бригады должны хорошо знать правила ремонта и ясно представлять себе, что своевременно произведённый ими служебный ремонт исключает возникновение на тепловозе крупных неисправностей.
Широкое распространение на железнодорожном транспорте получил передовой метод ухода за локомотивами, инициатором которого явился машинист депо Новосибирск Томской ж. д. Н. А. Лунин. Тов. Лунин существенно расширил перечень служебного ремонта и тем самым свёл к минимуму объём промывочного ремонта паровоза в депо.
Передовые машинисты тепловозов тт. Махмудов, Ширяев, Рустимов, Губанов, Антюнкин (Ашхабадская ж. д.), Немудров, Мостовой, Сотников (Ташкентская ж. д.) и др., в совершенстве овладев своей профессией и слесарной квалификацией, тщательно ухаживая за своим тепловозом, повышают срок службы его деталей и добиваются высоких среднесуточных и межремонтных пробегов.
Важным мероприятием, способствующим улучшению ухода за тепловозами, является организация в депо рабочих мест для осмотра на специальных стойлах. Эти стойла оборудуются верстаками, тисками, стеллажами, приспособлениями и снабжаются необходимым количеством инструмента и запасных частей.

§ 3. ПРИЁМКА ТЕПЛОВОЗА ПРИ СМЕНЕ БРИГАД И ПОДГОТОВКА ЕГО К РАБОТЕ

Подготовка тепловоза к работе состоит в его экипировке, тщательном ос мотре и проверке работы его узлов и агрегатов, смазке их и очистке от грязи и пыли.

Приемка тепловоза при смене бригад и подготовка его к работе производятся на смотровой канаве основного депо или в сокращённом объёме на приёмоотправочных путях станции (при кольцевом или петлевом способах обслуживания тяговых плеч) с последующим выполнением некоторых работ по уходу за тепловозом на смотровой канаве оборотного депо.
Передовые машинисты выработали наиболее целесообразную последовательность проведения осмотра тепловоза и подготовки его к работе. Ниже в качестве примера описывается последовательность осмотра тепловоза серии ТЭ2, применяемая передовыми машинистами депо Ташкент.
Машинист прежде всего осматривает экипаж и тяговые электродвигатели тепловоза. По указанию машиниста его помощники производят очистку экипажа от грязи и пыли, смазку буксовых наличников, валиков рессорного подвешивания, пят, скользунов, пружинного подвешивания тяговых электродвигателей, трущихся деталей межсекционного соединения тепловоза, добавляют смазку в буксы, а при необходимости — в моторно-осевые подшипники и в кожухи зубчатой передачи тяговых электродвигателей.
После этого машинист приступает к осмотру дизеля и аккумуляторной батареи передней секции тепловоза (люки картера и аккумуляторной батареи обеих секций открываются помощником машиниста в период осмотра машинистом экипажа тепловоза). При осмотре дизеля машинист проверяет состояние коренных и шатунных подшипников, масляного коллектора и маслоподводящих трубок. Затем он осматривает топливный насос, регулятор числа оборотов и аккумуляторную батарею, а также проверяет крепление масляного насоса, масляного и водяного трубопроводов, деталей привода к вентилятору холодильника и вентилятору тяговых электродвигателей задней тележки.
При осмотре холодильника проверяется состояние водяных и масляных секций, действие электропневматического привода к муфте включения вентилятора и жалюзи.
Затем машинист переходит на вторую секцию, где осматривает холодильник, дизель, аккумуляторную батарею, генератор, компрессор, двухмашинный агрегат и их привод. Войдя в кабину, он проверяет состояние пульта управления и электроаппаратов в аппаратной камере. После осмотра машинист включает кнопку электродвигателя топливоподкачивающего насоса и по манометру судит о работе насоса и плотности топливного трубопровода. При включённой кнопке электродвигателя топливоподкачивающего насоса машинист, открывая аппаратную камеру, осматривает действие регулятора напряжения. После этого выключает кнопку электродвигателя топливоподкачивающего насоса и блокирует кнопки пульта управления поворотом кверху блокировочной рукоятки, которая после этого вынимается. Далее машинист осматривает состояние топливоподкачивающего агрегата, топливного трубопровода, фильтров и топливоподогревателя, фильтров и жалюзи турбовоздуходувки.
Перейдя вновь на первую секцию, машинист осматривает топливоподкачивающий агрегат, топливный трубопровод, фильтры, топливоподогревателя генератор, компрессор, двухмашинный агрегат, вентилятор охлаждения тяговых электродвигателей передней тележки и их привод, а также проверяет электроаппараты аппаратной камеры, пульт машиниста и вставляет блокировочную рукоятку. К этому времени помощники машиниста обычно заканчивают смазку экипажа тепловоза и по указанию машиниста закрывают картерные люки дизелей.
Если в резервуаре управления имеется воздух, то машинист производит проверку последовательности включения электрических аппаратов на обеих секциях. При этом за правильностью включения аппаратов второй секции наблюдает его помощник. При приёмке тепловоза обязательно проверяются запасы топлива, масла, воды и песка, наличие инструмента и сигнальных принадлежностей.
После осмотра тепловоза производится пуск дизелей обеих секций. Включив топливоподкачивающий насос, машинист проверяет давление топлива по манометру, которое должно быть равным 2,0—2,5 ат. Период пуска дизеля  не должен превышать 30 сек. За это время давление масла в системе дизеля должно подняться до 1,8 ат.
После пуска дизелей машинист убеждается в исправной их работе. Открыв крышки корпусов привода к рабочим клапанам, он проверяет подачу смазки жиклёрами, крепление форсунок и подводящих к ним трубок, отсутствие подтекания топлива. Обращается внимание на равномерность работы дизелей и турбовоздуходувок (по слуху), отсутствие посторонних звуков, наличие дыма в отработавших газах. Проверяется работа топливного насоса, регулятора числа оборотов, форсунок (по отливным трубкам), а также плотность крепления фланцев масляного насоса, плотность посадки цилиндровых крышек, резиновых уплотнений между крышками и блоком, плотность всех трубопроводов. Во время работы дизеля машинист проверяет также по амперметру зарядку аккумуляторной батареи, по манометрам — давление масла в системе дизеля и воздуха в главном резервуаре и резервуаре управления.
При приёмке тепловоза обязательно проверяется работа автотормоза и электропневматических песочниц.

§ 4. СДАЧА ТЕПЛОВОЗА ДРУГОЙ БРИГАДЕ И ПОСТАНОВКА ЕГО В ДЕПО

При следовании тепловоза через станцию основного депо без захода на тяговую территорию сдача тепловоза другой бригаде производится на приёмоотправочных путях станции, куда является отъезжающая бригада.
При экипировке на тяговой территории тепловоз отцепляется от состава и следует через контрольный пост депо к экипировочной установке. Если тепловоз после экипировки подаётся под поезд, то экипировку и технический осмотр вместе с приехавшей бригадой производит и отъезжающая бригада. В тех случаях, когда после экипировки тепловоз отставляется от работы, экипировка производится силами прибывшей бригады.
Технический осмотр тепловоза, который производится совместно принимающей и сдающей бригадами, выполняется в объёме, указанном выше.
При сдаче тепловоза прибывший с поездом машинист информирует принимающую бригаду о всех замеченных неисправностях в работе тепловоза и вместе с ней принимает меры по их устранению. Если при работе тепловоза появится необходимость в смене какой-либо детали, машинист сообщает об этом в депо с промежуточной станции с тем, чтобы в депо могли заранее подготовить требуемую деталь и организовать её смену во время экипировки тепловоза.
Тепловоз, отставляемый в депо в ожидании работы, перед сдачей дежурному по депо полностью снабжается топливом, смазкой, водой и песком, тщательно обтирается от пыли и грязи и осматривается прибывшей бригадой (на смотровой канаве).
После осмотра выключаются все кнопки на пульте управления и рубильник аккумуляторной батареи, снимается рукоятка реверсора, затормаживается ручной тормоз тепловоза и запираются двери кабины. Ключи от кабины передаются дежурному по депо.