§ 3. СНАБЖЕНИЕ ТЕПЛОВОЗОВ ТОПЛИВОМ
Технические требования, предъявляемые к топливу для тепловозов
Для тепловозов применяется дизельное топливо (ГОСТ 4749 — 49 и ГОСТ 305 — 42), физико-химические свойства которого приведены в табл. 12.
Таблица 12
Физико-химические свойства дизельного топлива
Примечание. В настоящее время начато применение дизельного топлива на тепловозах с содержанием серы до 1%.
Основными показателями качества дизельного топлива являются: цетановое число, вязкость, кислотность, содержание механических примесей и наличие воды. Для дизелей применяется топливо с цетановым числом от 45 до 60.
Вязкость дизельного топлива должна быть 1,25 — 1,70°Е при 20°С. Меньшая вязкость топлива не обеспечивает нормальной работы дизеля из-за увеличения пропуска топлива через зазоры между плунжером и втулкой секций топливного насоса и между иглой и корпусом распылителя форсунок.
По ГОСТ 4749—49 выпускаются четыре сорта топлива:
- арктическое дизельное топливо ДА, применяемое при температуре воздуха ниже —30° С. По фракционному составу это топливо представляет собой керосин из специальных низкозастывающих сортов нефти;
- зимнее дизельное топливо ДЗ, применяемое при температуре воздуха от 0 до —30° С. Это топливо облегчённого фракционного состава и пониженной вязкости;
- летнее дизельное топливо ДЛ, применяемое летом, весной и осенью;
- специальное дизельное топливо ДС, имеющее узкий фракционный состав и высокую температуру вспышки.
По ГОСТ 305—42 выпускаются два сорта топлива: летнее дизельное топливо Л и зимнее дизельное топливо 3, различающиеся между собой только температурой застывания. Летние сорта дизельного топлива могут применяться и зимой, по при подогреве в тепловозном топливоподогревателе.
Механические примеси в дизельном топливе недопустимы, так как они вызывают ненормальную работу дизеля и сокращают срок службы деталей топливной аппаратуры, цилиндровых втулок и поршней.
Кислотность в дизельном топливе оказывает коррозийное действие на детали топливной системы.
Наличие воды в топливе также приводит к коррозийным действиям и, кроме того, в зимний период вода при замерзании может закупорить топливную систему, что приводит к остановке дизеля вследствие прекращения подачи топлива.
Нормирование расхода топлива тепловозами
Расход топлива тепловозами зависит от ряда факторов, как, например, от веса поезда, профиля пути, графика движения и времени хода.
Ориентировочно расход топлива тепловозами на тягу поездов может быть определён по укрупнённым показателям расхода топлива на измеритель работы 10 000 ткм брутто (табл. 13).
Таблица 13
Показатели расхода условного топлива на 10 000 ткм брутто в зависимости от веса поезда
Увеличение удельного расхода топлива для зимнего периода по сравнению с летним составляет 6—9%.
Расход натурного топлива А может быть определён по формуле (63), где В — расход условного топлива в т; Э — топливный эквивалент, равный 1,43 (для дизельного топлива).
Более точно расход топлива тепловозами может быть определён при тяговых расчётах по кривым расхода топлива. Эти кривые помещаются в паспортных книжках тепловозов. При этом тяговый участок по кривым зависимости скорости от пути разбивается на элементы с примерно одинаковым значением скорости. Для средней скорости на этих элементах определяются значения удельного расхода топлива (в кг/час). По времени хода тепловоза и удельному расходу топлива на элементах определяется суммарный расход топлива на всём участке.