Содержание материала

§ 4. ОСНОВНЫЕ И ОБОРОТНЫЕ ТЕПЛОВОЗНЫЕ ДЕПО И ПУНКТЫ ОБОРОТА

1. Основное тепловозное депо

Основное тепловозное депо является самостоятельным хозрасчётным линейным предприятием, располагающим приписанным к нему парком тепловозов, а также всеми необходимыми для эксплуатации и ремонта тепловозов техническими средствами, мастерскими и экипировочными устройствами.
Основное тепловозное депо в соответствии с графиком оборота и суточным планом работы обеспечивает своевременную экипировку и выдачу исправных тепловозов под поезда и для маневровой работы, организует работу тепловозных бригад по именным расписаниям, содержит приписанный к депо тепловозный парк в технически исправном состоянии, обеспечивает высококачественный ремонт тепловозов.
По характеру выполняемой работы основные депо подразделяются на грузовые, пассажирские и смешанные. В последнем случае к депо приписываются тепловозы как грузового, так и пассажирского парков.

Фиг. 1. Организационная структура основного тепловозного депо
структура основного тепловозного депо

В зависимости от размера совершаемой работы основные депо делятся на три разряда.
В основных депо производятся: контрольный технической осмотр, малый и большой периодические и подъёмочный ремонты тепловозов.
В крупных депо организуется три основных цеха: периодического, подъемочного ремонта и цех заготовки. В цехах периодического и подъемочного ремонта создаются комплексные бригады. Цех заготовки обеспечивает комплексные бригады ремонтных цехов заранее отремонтированными и испытанными узлами и деталями тепловоза.
Организацией и выполнением ремонта тепловозов ведает заместитель начальника депо по ремонту (сокращённо ТЧЗ), которому подчиняются мастера и бригадиры.
Вопросами эксплуатации тепловозов ведает заместитель начальника депо по эксплуатации; в его подчинении находятся дежурные по депо (сокращённо ТЧД), тепловозные бригады, нарядчики бригад и другие работники, связанные с обслуживанием тепловозов.
Всеми техническими вопросами в области эксплуатации и ремонта тепловозов занимается главный инженер депо, которому подчинён производственнотехнический отдел.
Производственно-технический отдел во главе с главным инженером депо разрабатывает комплекс технических мероприятий по внедрению в депо новой техники, передовой технологии, прогрессивных методов труда, изобретательских и рационализаторских предложений, разрабатывает вопросы планирования, технического нормирования и организации труда.
Организационная структура основного тепловозного депо 1-го разряда приведена на фиг. 1.

Оборотное тепловозное депо и пункты оборота

Оборотные депо, как правило, не имеют приписанного к ним парка тепловозов. Поэтому их функции заключаются в обеспечении своевременной экипировки тепловозов и выдаче их под поезда, а также организации нормального отдыха тепловозных бригад. В некоторых случаях оборотные депо могут иметь небольшой приписанный к ним парк тепловозов, и тогда их называют оборотными депо с приписными тепловозами.
Оборотное депо возглавляется начальником (сокращённо ТД) и подчиняется начальнику отделения дороги.
Структура пунктов оборота аналогична структуре оборотных депо. Отличие состоит лишь в том, что они предназначаются только для оборота тепловозов и их экипировки, когда по условиям работы предоставлять отдых бригадам не требуется. Поэтому в пунктах оборота комнаты отдыха для тепловозных бригад не организуются.

§ 5. ТЕПЛОВОЗОРЕМОНТНЫЕ ЗАВОДЫ

Тепловозоремонтные заводы являются самостоятельными хозрасчётными предприятиями и предназначаются для производства среднего и капитального ремонта тепловозов. Помимо этого, они ремонтируют для тепловозных депо крупные запасные части — колёсные пары, тяговые электродвигатели и генераторы, узлы и детали тепловозных дизелей, масляные и водяные секции холодильника, а также снабжают депо медным и чугунным литьём и крупными кузнечными поковками.
В административном отношении тепловозоремонтные заводы подчиняют ся Главному управлению локомотиворемонтными и вагоноремонтными заводами МПС.