В зимних условиях к работе всего депо предъявляются повышенные требования. Повышается также и ответственность тепловозной бригады в пути следования при движении с поездом. Качество ухода за тепловозом должно быть особенно тщательным. Бригада должна знать все детали тепловоза, которые могут вызвать перебой при работе в зимних условиях.
Подготовка тепловозов к работе в зимних условиях должна производиться заблаговременно в соответствии с единым планом, утверждённым начальником службы локомотивного хозяйства дороги. При этом все работы должны быть приурочены к периодическому ремонту и, как правило, выполняться силами тепловозных бригад.
В процессе подготовки тепловоза к зиме все его детали, подверженные замерзанию, утепляются. Утеплению подвергаются топливоподводящие и водяные трубы, идущие снаружи тепловоза, сетчато-набивной топливный фильтр тепловоза серии ТЭ1. Утепляются при помощи ватных чехлов также секции холодильника.
В зимний период следует применять только зимнее дизельное топливо. Особенно тщательно проверяется отсутствие воды в топливных баках. При снабжении тепловоза масло предварительно подогревается до температуры 60°. Система охлаждения заполняется только горячей водой при температуре 40—60°. Заправку дизеля горячей водой и смазкой производят не раньше чем за 30 мин. до пуска с таким расчётом, чтобы к моменту пуска температура воды была не ниже 40°. Перед пуском дизеля после длительной его стоянки производится проворачивание коленчатого вала на 2—3 оборота при помощи буксовочного приспособления. Перед нагрузкой дизель прогревается пока температура воды не достигнет 50°, а масла—40°С.
При следовании с поездом во время снежных буранов, а также на стоянках при работе дизеля на тепловозе серии ТЭ2 всасывание воздуха турбовоздуходувкой производится из-под кузова через специальные открытые люки. Наружные жалюзи перед воздушным фильтром турбовоздуходувки при этом должны быть закрыты.
После пуска дизеля, кроме обычных проверок работы всех узлов и агрегатов, продуваются через спускные краники главные и запасные резервуары, резервуар управления, отстойники воздушных магистралей, холодильник компрессора и через концевые краны — тормозные магистрали. При остановках дизеля не допускается снижение температуры воды ниже 40—50°С, а масла — ниже 30—40°С, для чего дизель периодически запускается для прогрева. На тепловозах ТЭ3 для прогрева топлива, масла и воды при длительных стоянках включается система обогрева.
Буксовые и моторно-осевые подшипники заправляются зимней смазкой. При сильных морозах смазка букс и трущихся деталей производится сразу же после остановки, когда эти детали тёплые. На длительных стоянках возможно примерзание подбивки букс к осевой шейке. Поэтому во время стоянки подбивка периодически взрыхляется крючком и заливается тёплой смазкой.
При остановке дизеля на длительное время вся смазка и вода должны быть спущены. При этом вода спускается после снижения её температуры ниже 50°С. Масло из картера дизеля и компрессора обычно спускается раньше, чем вода. Из корпусов фильтров сливается топливо. Перед длительной остановкой все воздушные резервуары, отстойники, холодильник компрессора и магистрали продуваются.
При эксплуатации тепловозов в зимнее время особое внимание уделяется состоянию изоляции электрических машин, которая под действием влаги понижает свою диэлектрическую прочность. В связи с этим, чтобы снег не попадал внутрь тяговых электродвигателей, на время снегопада на всасывающие патрубки вентиляторов устанавливаются предохранительные щитки из мешковины. Постановка постоянных щитков из кровельного железа без открытия доступа воздуха из-под капота не разрешается.
На тепловозах серии ТЭ3 в зимнее время генератор охлаждается воздухом, засасываемым из кузова, для чего открываются специальные люки.
Во избежание запотевания коллекторов и других частей тяговых электродвигателей ввод тепловоза с морозного воздуха в утеплённое помещение производится только с прогретым электрооборудованием. Запотевшие детали электрических машин протираются чистой салфеткой и продуваются сухим тёплым воздухом.
При увлажнении изоляции обмоток электрических машин проверяется мегомметром её сопротивление, которое должно быть не менее 1 мгом. Если сопротивление изоляции будет меньше указанной величины, то машину прогревают током, пропустив его через обмотку полюсов. После этого вновь измеряется сопротивление изоляции. Применяется и местный прогрев тёплым воздухом деталей электрических машин при помощи специального калорифера.
Аккумуляторная батарея при длительной стоянке тепловоза в депо плотно закрывается кошмой или войлоком. При этом банки аккумуляторной батареи должны быть обязательно заряжены. Плотность электролита при больших морозах поддерживается не ниже 1,26.