Содержание материала

§ 9. УСТРОЙСТВА ДЛЯ ПОВОРОТА ТЕПЛОВОЗОВ

В отличие от паровозов распространённые в настоящее время двухсекционные тепловозы ТЭ2 и ТЭ3 при их эксплуатации не требуют поворота. Потребность в поворотных средствах имеется на дорогах, где эксплуатируются тепловозы ТЭ1, Э-ЭЛ и отдельные секции тепловоза ТЭ3.
Поэтому в основных депо, эксплуатирующих тепловозы ТЭ2 и ТЭ3, поворотные устройства предусматриваются только лишь для поворота отдельных тепловозов при их ремонте и как резервные средства.
В качестве устройств для поворота тепловозов можно применять треугольники, фундаментные и бесфундаментные поворотные круги и петли.
В настоящее время на дорогах СССР для поворота локомотивов наибольшее распространение получили поворотные треугольники и поворотные круги неуравновешенного типа диаметром 30 м.
Радиус кривой поворотного треугольника составляет 180—200 м. Максимальный уклон сторон треугольника допускается до 15%о.
Полезная длина тупика треугольника должна позволять постановку двух тепловозов. При обыкновенных переводах применяются крестовины марки 1/9, а при симметричных — 1/6. Поворотные треугольники, как правило, должны иметь отжимные стрелки, обеспечивающие быстрый поворот тепловозов без стрелочников.
Поворотные круги неуравновешенного типа имеют разрезную ферму, которая при повороте тепловоза опирается на центральную и концевые опоры.
В некоторых тепловозных депо ещё сохранились уравновешенные поворотные круги диаметром 22—24 м.
Все поворотные крути должны быть электрифицированы, с тем чтобы обслуживание круга осуществлялось одним рабочим.
Поворотные петли существуют разнообразных очертаний в зависимости от условий планировки, количества выходов с петли и т. д.
Выбор типа и размещение поворотных устройств зависят от того, является ли тяговая территория переустраиваемой или вновь проектируемой. Основное условие размещения поворотных средств заключается в соблюдении поточности передвижения тепловозов при их экипировке.

§ 10. ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭКИПИРОВОЧНЫХ УСТРОЙСТВ

Общее руководство работой и наблюдение за состоянием всех экипировочных устройств тепловозного депо возлагается на начальника локомотивного отдела отделения дороги.
К числу работников, обслуживающих экипировочные устройства, относятся раздатчики топлива, смазки, охлаждающей дизель воды, песка и обтирочных материалов, а также персонал по обслуживанию экипировочных устройств — машинисты насосных станций, работники водоподготовительных устройств, песочного хозяйства и слесаря по ремонту оборудования. Численный состав штата зависит от объёма работы тепловозного депо и типов экипировочных устройств.
В депо, где при экипировочном хозяйстве производится регенерация отработавших смазочных и обтирочных материалов, а также имеется котельная установка, предназначенная специально для обслуживания только экипировочного хозяйства, предусматривается персонал для обслуживания этих устройств.
Работники, занятые на экипировке тепловозов и но обслуживанию экипировочных устройств, обязательно должны быть включены в единые смены локомотивных диспетчеров и дежурных по депо, так как слаженность в работе этих звеньев является одним из основных мероприятий, направленных к улучшению использования тепловозного парка и обеспечению работы тепловозов по графику оборота.

§ 11. ЛАБОРАТОРИЯ ТЕПЛОВОЗНОГО ДЕПО

При тепловозной тяге большое значение приобретают деповские лаборатории. 
Бесперебойная работа тепловоза и его отдельных деталей и узлов в значительной степени зависит от качества применяемых сортов топлива, смазки, воды, а также от состояния и качества запасных частей и материалов, используемых на тепловозе.
Повседневный контроль за качеством топлива, смазки, воды и проверка соответствия материалов и запасных частей техническим условиям осуществляется химико-техническими лабораториями, имеющимися при всех основных тепловозных депо.
Лабораторию рекомендуется располагать вблизи экипировочных устройств депо; для предохранения оборудования лаборатории от возможных сотрясений, возникающих при движении подвижного состава, работы кузнечных цехов и т. п , стены лаборатории необходимо сооружать из кирпича, перекрытия — из железобетона.
Площади помещений зависят от объёма работы депо (табл. 22). Нормальная высота помещения лаборатории обычно принимается равной 4 м.

Таблица 22
Нормы площадей помещений лаборатории тепловозного депо

В деповской лаборатории размещается следующее основное оборудование: стол для испытания топлива и смазки 1,5 X 7 Х 0,85 м; титровальный шкаф 0,95 X 0,6 X 1,75 м; шкаф вытяжной 1,0 X 0,5 X 0,2 м; шкаф для посуды и реактивов 0,8 X 0,5 X 0,9 м; муфельная печь; стол для аналитических весов 0,8 X 0,5 Х 0,85 м; весы аналитические; весы технические; весы для определения удельного веса жидкости; прибор для определения кокса по Конрадсону; вискозиметр Энглера; прибор для определения поглощающей способности подбивочных материалов; пресс Бринелля; прибор Польди для испытания твердости металла; универсальный прибор для испытания металлических образцов; комплект пробирок, тиглей, ареометров, термометров и прочего лабораторного оборудования.
Помещения лаборатории должны быть оборудованы вентиляцией, отоплением, водопроводом, канализацией и осветительной и нагревательной электросетью.
Примерный план деповской лаборатории с расстановкой оборудования показан на фиг. 18.

§ 12. ПОДГОТОВКА ЭКИПИРОВОЧНЫХ УСТРОЙСТВ К РАБОТЕ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ

Нормальная работа экипировочных устройств по обслуживанию тепловозов в значительной степени зависит от исправного их содержания, своевременного выполнения планового ремонта зданий, оборудования, коммуникационных сетей, отопления, освещения, вентиляции, канализации и пр., а также регулярной уборки и очистки помещений и экипировочной площадки.
Весьма ответственным в работе экипировочных устройств является зимний период, требующий особенно тщательной проверки и своевременной подготовки всех сооружений и технических средств экипировочного хозяйства.
При подготовке экипировочных устройств к работе в зимних условиях необходимо выполнить следующие организационно-технические мероприятия:

  1. в назначенные сроки закончить ремонт и отепление зданий экипировочного хозяйства (поправить крыши, перекрытия, фонари, окна, двери, дымовытяжные и вентиляционные устройства, полы, водостоки, транспортные дорожки и т. п.);
  2.  своевременно отремонтировать отопительные сети, котлы, нагревательные приборы с испытанием всей системы;
  3. исправить пути экипировочного хозяйства;
  4.  отремонтировать поворотный круг (если он имеется) с рихтовкой кольцевого рельса;
  5.  произвести необходимый ремонт насосов, фильтров, топливо-масло-водохранилищ, раздаточных резервуаров, прогревательных устройств; проверить наличие гибких шлангов, рукавов и пополнить недостающие;
  6. пополнить запас сырого песка, осмотреть и, если требуется, отремонтировать пескосушильные печи и транспортирующие устройства;
  7. запас топлива и смазки заблаговременно пополнить зимними сортами и довести до установленной по плану нормы;
  8. до наступления зимы произвести комиссионную проверку экипировочного хозяйства в противопожарном отношении с осмотром труб, разделок, перекрытий, каналов, складов огнеопасных и самовозгорающихся материалов, проверить состояние инвентаря, приборов и средств огнетушения.