Для обслуживания дополнительных поездов в случае увеличения размеров движения, а также для укомплектования тепловозного парка вновь построенных линий создаются резервы тепловозов. Резервы образуются из освобождающихся от работы тепловозов в связи с улучшением их использования, а также из вновь построенных тепловозов.
На железных дорогах Советского Союза существует три вида резервов локомотивного парка: 1) запас МПС; 2) резерв дороги; 3) резерв депо.
Все виды резерва и запас МПС формируются из тепловозов инвентарного парка дорог.
Для наблюдения за тепловозами запаса МПС и их обслуживания при основных депо организуются специальные базы стоянки тепловозов, начальники которых непосредственно подчиняются начальнику дороги.
Как правило, в запас МПС ставятся только новые тепловозы и тепловозы, вышедшие из капитального, среднего и подъёмочного ремонтов, после выполнения ими соответствующего гарантийного пробега не менее 1 000 и не более 10000 км.
Техническое состояние тепловозов при их постановке в запас МПС должно удовлетворять требованиям, предусмотренным Правилами производства подъёмочного ремонта. При этом прокат бандажей колёсных пар не должен превышать 2 мм, а для тепловозов, находящихся в запасе и прошедших обкатку, — не более 3 мм.
Перечисление тепловоза в запас МПС производится только после соответствующей технической его подготовки. Время от момента изъятия тепловоза из эксплуатируемого парка до зачисления в запас МПС считается периодом подготовки и консервации, в течение которого тепловоз числится неисправным. Моментом перечисления тепловоза в запас ЛШС считается время подписания акта о постановке его в запас. Моментом перечисления тепловоза из запаса в эксплуатируемый парк считается время готовности его к работе, которое отмечается в книге учёта готовности локомотивов.
При постановке тепловозов в резерв дороги их техническое состояние должно удовлетворять требованиям, предусмотренным Правилами производства малого периодического ремонта, при этом прокат бандажей колёсных пар не должен превышать 5 мм.
Тепловозы запаса МПС могут быть использованы для работы только по указанию министра путей сообщения.
Тепловозы резерва дороги находятся в распоряжении начальника дороги и могут быть использованы для работы по ею указанию.
Тепловозы, отставляемые в запас МПС, осматриваются комиссией в составе: начальника депо, приёмщика МПС, старшего машиниста тепловоза и начальника базы; отставляемые в резерв дороги — той же комиссией, но без участия начальника базы. Комиссионным осмотром устанавливается соответствие технического состояния тепловозов условиям постановки в запас МПС или резерв дороги, а также проверяется наличие на тепловозах исправного инструмента, инвентаря и запасных частей, о чём составляется акт.
Перед постановкой тепловоза в запас МПС или резерв дороги дизель-генераторная установка подвергается испытанию под нагрузкой на реостате при мощности 590—620 кВт в течение одного часа. Затем производится поездка с поездом установленного веса на одно тяговое плечо. При этом присутствуют начальник депо или его заместитель и приёмщик МПС.
С тепловозов, отставляемых в запас МПС или резерв дороги, полностью удаляется топливо, вода и смазка, и для предохранения тепловозных деталей от коррозии производится их консервация.
Консервацию производят прикреплённые тепловозные бригады и комплексные бригады цеха периодического ремонта.
На обязанности комплексной бригады также лежит ответственность за полную исправность и сохранность тепловозов запаса и резерва. Кроме того, ремонтная бригада совместно с прикреплёнными к тепловозу бригадами производит все работы по его заправке.
Антикоррозийная обработка тепловозного дизеля производится отфильтрованным и обезвоженным дизельным маслом с температурой не выше 30 по истечении 8—10 час. после остановки дизеля. Рекомендуется такую обработку осуществлять в закрытом, чистом, сухом и вентилируемом помещении при температуре не менее 10°. Обезводить масло можно подогревом его и выдержкой в течение 1—2 час. при температуре 110—120°.
Подготовка дизеля к антикоррозийной обработке заключается в следующем.
После слива масла, топлива, воды и удаления песка наружные поверхности дизеля тщательно протирают чистой салфеткой с целью удаления пыли и грязи. Затем открывают люки картера и блока дизеля, снимают сетки в картере и удаляют остатки масла. Открывают верхний люк над коническими шестернями привода масляного насоса и снимают крышки корпусов привода рабочих клапанов.
После выполнения подготовительных работ заливают масло на распределительные шестерни через предохранительный клапан и на шестерни привода масляного насоса через соответствующий люк при одновременном провороте коленчатого вала дизеля. Через форсуночные отверстия в цилиндровых крышках при повороте коленчатого вала дизеля смазывают внутренние поверхности цилиндровых втулок. На каждый цилиндр расходуется 100—200 см3 масла. После этого форсунки устанавливают на свои места.
Кистью или пульверизатором смазывают шатуны, нижние части цилиндровых втулок, торцы коренных и шатунных подшипников, распределительный вал, клапанные пружины, рычаги толкателей, их ролики и штанги и все неокрашенные детали привода клапанов.
После выполнения указанных работ закрывают все люки и крышки: открытые каналы и отверстия картера, блока, турбовоздуходувки и главного генератора, тщательно укрывают парафинированной (промасленной) бумагой, а все наружные неокрашенные детали дизеля смазывают маслом.
О производстве антикоррозийной обработки в техническом паспорте дизеля делают соответствующую запись.
Такой антикоррозийной обработке тепловозный дизель должен подвергаться один раз в три месяца в период стоянки тепловоза в запасе.
Охлаждающая система дизеля тепловоза, отставляемого в запас МПС, консервируется под наблюдением и контролем заместителя начальника депо по ремонту, приёмщика МПС, мастера цеха периодических ремонтов, старшего машиниста, начальника химико-технической лаборатории и начальника базы.
Контроль за консервацией охлаждающей системы тепловозов, отставляемых в резерв дороги, осуществляется этими же лицами, но уже без начальника базы.
Консервация охлаждающей системы производится после спуска воды и просушки охлаждающей системы путём закладывания в неё силикагеля любой марки по ГОСТ 3957—47, помещаемого в мешочки из хлопчатобумажной ткани. В частности, для консервации охлаждающей системы дизеля Д50 требуется заложить 3 кг силикагеля.
Тепловозы запаса МПС один раз в год проверяются начальником службы локомотивного хозяйства или его заместителем и ревизором службы, а резерва дороги — начальником локомотивного отдела отделения дороги.
Кроме того, в соответствии с планом, утверждаемым начальником дороги, тепловозы запаса МПС периодически, через 6 месяцев, подвергаются обкатке с поездом или резервом с пробегом от 100 до 300 км. Техническое состояние тепловоза, выявленное в процессе контрольного осмотра и обкатки, оформляется актом, после чего тепловоз вновь подвергается консервации.
Поддержание тепловозов запаса МПС и резерва дороги в технически исправном состоянии обеспечивается за счёт определённых мероприятии. Так, например, один раз в неделю производится проворачивание коленчатою вала дизеля без прокачки масла. В это же время производится и наружный осмотр других агрегатов и приборов тепловоза. Один раз в две недели производится подзарядка аккумуляторной батареи, снятой с тепловоза и хранящейся в отдельном помещении с контролем плотности электролита каждой банки. Один раз в три месяца производится наружный осмотр картера с проворотом вручную коленчатого вала дизеля при одновременного прокачивании масла. При этом осматривается также и шатунно-поршневая группа. Один раз в две недели при неблагоприятной погоде измеряются сопротивления изоляции тяговых электродвигателей и вспомогательных машин с заполнением соответствующих бланков. Если при этом обнаружено сопротивление изоляции ниже 1,5 мгом, то производится её сушка.
Техническое состояние тепловозов, отставляемых в резерв депо, должно удовлетворять требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Союза ССР.
Перечисление тепловозов в резерв депо может производиться на срок не менее 8 час. и не более 10 суток. Если в течение 10 суток тепловоз не вводится в эксплуатацию, то он переводится в резерв дороги с предварительным выполнением всех требований правил постановки тепловозов в резерв дороги или запас МПС.
При постановке тепловоза в резерв депо он осматривается начальником депо или его заместителем (в случае их отсутствия — дежурным по депо) и старшим машинистом с отметкой в настольном журнале дежурного по депо о состоянии локомотива. В период стоянки тепловозов в резерве депо прикреплённые к ним бригады используются на других работах.
Тепловозы резерва депо находятся в распоряжении начальника отделения дороги и могут быть использованы для работы по его указанию.
Тепловоз в запасе МПС может находиться не более года. Увеличение этого срока может быть произведено только с разрешения Главного управления локомотивного хозяйства МПС.
В резерве дороги тепловоз может находиться не более 6 месяцев, после чего перечисляется в эксплуатируемый парк или отставляется в запас МПС, если его техническое состояние удовлетворяет установленным требованиям.
Тепловозы запаса МПС и резерва дороги должны содержаться так, чтобы они могли быть экипированы и подготовлены к отправлению с поездом в минимально короткий срок.