Содержание материала

§ 8. ПЕСОЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО ТЕПЛОВОЗНОГО ДЕПО
Для обеспечения бесперебойного снабжения тепловозов песком песочное хозяйство должно иметь необходимые устройства для храпения сырого песка, подготовки сухого песка соответствующего качества и подачи его на тепловозы.
При работе тепловозов по кольцевому графику, когда тепловозы заходят в основное депо только для контрольных технических осмотров, снабжение песком необходимо производить на приёмо-отправочных путях станции основного депо или же в пунктах оборота; снабжение песком тепловозов, выходящих из ремонта, и тепловозов, работающих не по кольцевому графику, необходимо предусматривать на территории основного депо.
Песок для тепловозов должен обладать определёнными качествами. Гранулометрический состав песка (процент его остатков на ситах) должен соответствовать нормам, разработанным ЦНИИ МПС.
Содержание кварца в песке должно быть не менее 75%, полевого шпата —  не более 10%, содержание глины в песке допускается до 3%, а известковых соединений — не более 12%.
Влажность высушенного песка допускается не выше 0,5%.
Абразивность (острогранность песчинок) должна обеспечивать угол естественною откоса сухого песка в спокойном состоянии не менее 28—37.

1.   Склад сырого песка

Склад сырого песка представляет собой обычно деревянный сарай с крышей, хорошо предохраняющей песок от атмосферных осадков. В складском помещении должна предусматриваться естественная вентиляция, которая способствовала бы высыханию песка (песок может полностью отдавать воздуху содержащуюся в нём влагу). Пол склада рекомендуется устраивать в виде шлаковой подушки или другого материала, изолирующего песок от влаги грунта.

Ёмкость склада определяется в зависимости от расхода песка тепловозами, который в свою очередь зависит от климатических условий, характера профиля пути участка, объёма работы депо и серий тепловозов.
Запас песка в депо должен приниматься с расчётом обеспечения его расхода в течение всего зимнего периода, когда работа карьеров приостанавливается, т. е:

Ёмкость склада сырого песка определяется по формуле

где Sм — месячный пробег всех поездных тепловозов;
q — расход песка на 100 тепловоза-км в кг;
γ — насыпной вес 1 м3 песка, равный: для сухого — 1 400—1 600 кг, для сырого — 1 900 — 2 100 кг;
К — число месяцев работы склада без пополнения запаса сырого песка.
Площадь склада сырого песка определяется по формуле
(58)
где h — высота слоя песка над уровнем головки рельсов при хранении, практически принимаемая не более 3 м; при устройстве специальных вентиляционных каналов из деревянных труб в толще песка h = 4 - 5 м и более; при отсутствии грунтовых вод разрешается делать заглубления в грунте на 0,7 — 1,5 м.
Склад сырого песка, как правило, должен располагаться по возможности ближе к пескосушильной печи, чтобы избежать излишней транспортировки его. Для подачи песка к складу предусматривается железнодорожный путь, обеспечивающий удобство подачи вагонов с песком и быструю их разгрузку. Вследствие малой загруженности этот путь можно использовать для обслуживания материального и топливного складов и даже для обгона тепловозов.
Ёмкость 1 пог. м длины склада составляет:

Для разгрузки песка из полувагонов и платформ и подачи его в сарай для хранения применяются передвижные ленточные транспортёры. Поэтому конфигурация кровли и боковых степ склада сырого песка, а также расположение загрузочных люков должны обеспечивать использование разгрузочных механизмов. Загрузочные люки в кровле следует принимать размером не менее 2,0 X 2,0 м.
Транспортировка песка со склада к сушильной печи и загрузка его в печь могут быть механизированы в зависимости от расхода песка с применением узкоколейного пути с вагонетками со съёмным кузовом, однорельсового подвесного пути или скребкового транспортёра. В случае использования вагонеток рекомендуется узкоколейный путь укладывать с уклоном 4—6%0 в сторону движения груза.
Ручную загрузку песка в сушильную печь можно применять только при его незначительном расходе (2—4 м3 в сутки) и небольшой высоте печей.
На фиг. 54 изображён склад сырого песка с вагонеточной подачей. Песок вагонеткой 1 транспортируется то узкоколейному пути 2 к металлической решётке 3. Пройдя решётку, песок при помощи ленточного транспортёра подаётся к сушильной печи барабанного типа.


Фиг. 54. Склад песка с вагонеточной подачей: 1 — вагонетка; 2 — железнодорожный путь колеи 750 мм, 3 — решётка металлическая сварная


Фиг. 55. Общий вид пескосушилки с барабанным сушилом:
1 — барабанное сушило; 2 — скребковый транспортер; 3 — шнек; 4 — дутьевая установка; 5 — дымососная установка 6 — выжимная пневматическая установка; 7 — резервуар сжатого воздуха

Нормирование расхода песка тепловозами

Тепловозы расходуют песка меньше, чем паровозы, так как в связи с лучшей уравновешенностью и динамической характеристикой они значительно менее склонны к боксованию. Основываясь на практических данных, можно принять, что расход песка тепловозами составляет 55—65% расхода его паровозами при одинаковых условиях работы. В среднем этот расход составляет 70—80 кг на 100 тепловозо-км пробега. На маневровые тепловозы расход песка составляет примерно 1,8 м2 в сутки.
Нормы расхода сухого песка в осенне-зимний период поездными тепловозами устанавливаются по опытным данным о фактическом расходе песка. При отсутствии этих данных можно принимать следующий расход песка в зависимости от профиля участка в кубических метрах на 100 тепловозо-км (см. табл. 21).

Расход песка в м3 на 100 тепловозо-км


Характер профиля линии

Серии тепловозов

ТЭ1

ТЭ2; ТЭ3

Равнинный ...

0,03

0,04

Средний ...

0,05

0,07

Холмистый ...

0,06

0,08

Суточный расход сухого песка для снабжения поездных тепловозов, в данном пункте определяется по формуле