Содержание материала

§ 13. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ РЕМОНТА ТЕПЛОВОЗОВ
Количество основного оборудования для ремонта тепловозов принимается в соответствии с технологическим процессом и фронтом ремонта и ориентировочно было указано при описании цехов и отделений мастерских депо.

Проверка количества отдельных типов станков должна производиться для случаев, отличных от типовых проектов, а также при составлении новых типовых проектов. В этом случае рассчитывается обычно потребное количество токарно-винторезных станков, сварочных агрегатов и кузнечных горнов, а в крупных депо ещё и количество фрезерных, сверлильных и строгальных станков. При этом затрата станко-часов на производство данного вида работ должна приниматься с учётом опыта эксплуатации тепловозов в передовых депо, внедрения скоростного резания, а также порядка снабжения депо запасными частями.
Расчёт потребности в основном оборудовании производится по следующей формуле
(72)
где А — потребное количество основного оборудования;
С — годовая затрата рабочей силы данной специальности при использовании станков или другого рассчитываемого оборудования — на ремонт тепловозов и выполнение хозяйственных работ в чел.-час.;
Ф — годовой фонд времени оборудования, который можно принимать в соответствии с данными табл. 38, разработанными Гипротранстэи МПС.

Таблица 38 Годовой фонд рабочего времени оборудования

Фиг. 165. Передвижной электрогидравлический домкрат для поднятия тепловоза при осмотре опорной пяты


Наименование оборудования

Число
смен

Годовой фонд рабочего времени оборудования в час. Нормальная (прерывная) рабочая неделя при

8         часовом
рабочем дне

7          часовом
рабочем дне

Металлорежущие, деревообрабатывающие станки, кузнечно-прессовое оборудование

1

2 262

1 966

2

4 486

3 899

3

6 384

5 757

Термические печи, кузнечные горны

1

2 203

1 915

9

4 360

3 789

3

6 171

5 561


Примечание. В цехах подъёмочного и периодического ремонтов тепловозов планируется нормальная (прерывная) рабочая неделя с односменной работой; в мастерских депо — прерывная рабочая неделя при двухсменной работе; в стойлах технического осмотра тепловозов, а также на экипировочных устройствах — непрерывная рабочая неделя при круглосуточной работе.
Количество вспомогательного оборудования (слесарных верстаков с тисками, шкафов для индивидуального инструмента и пр.) определяется в соответствии с числом работающих слесарей.

§ 14. РАСЧЁТ ШТАТА ПО РЕМОНТУ ТЕПЛОВОЗОВ

Расчет штата по ремонту тепловозов производится в соответствии с программой ремонта и затратой рабочей силы на единицу ремонта.
Если обозначить через С затрату человеко-часов данной профессии на выполнение ремонта определённого вида за рассматриваемый период (год) и через Ф — фонд рабочего времени одного рабочего за тот же период, то потребное количество рабочих этой профессии для выполнения данного вида ремонта Р определится следующим образом:
Нормы расхода рабочей силы на отдельные виды ремонта берутся из графика технологического процесса ремонта и технологических карт, составленных с учётом передового опыта тепловозных депо. Общая затрата человекочасов по каждому из видов ремонта на программу за отчётный период (год) определится, как произведение заданной нормы расхода человеко-часов на единицу ремонта и числа единиц ремонта за тот же период.
Расчёт потребной рабочей силы может быть произведён и по данным затраты человеко-часов на 1 000 км пробега тепловоза. В этом случае затрата может быть принята в размере 55—65 чел.-час. на 1 000 км пробега.
В табл. 39 приводятся ориентировочные нормы расхода рабочей силы на ремонт тепловозов, а в табл. 40 — процентное распределение рабочей силы разных профессий, занятых на ремонте тепловозов. Приводимые данные получены на основании составления графиков технологических процессов ремонта и опыта эксплуатации тепловозов.

Таблица 39
Ориентировочные нормы затраты рабочей силы на ремонт тепловозов в депо в чел.-час.


Наименование ремонта

Серии тепловозов*

ТЭ1

ТЭ2

ТЭ3

Малый периодический

300

400

600

Большой периодический . ..

1 350

1 800

2 700

Подъёмочный                                                                                                          .

2 500

3 300

4 950

* При тепловозах ТЭ2 и ТЭ3 на две секции.

Расчёт явочного и списочного количества рабочих разных профессий производят по фонду рабочего времени одного явочного или списочного рабочего. Фонд рабочего времени одного явочного рабочего Ф определяется продолжительностью рабочего дня и принятым режимом работы (прерывная или непрерывная рабочая неделя).
Фонд рабочего времени одного списочного рабочего дополнительно учитывает ежегодный трудовой отпуск и время, начисляемое на болезни и командировки (среднее по отчётным данным).

Таблица 40
Ориентировочное процентное распределение рабочей силы по профессиям при ремонте тепловозов серии ТЭ2 в депо

Примечание. Освобождённые бригадиры по ремонту тепловозов и заготовке деталей учтены в процентах участия. Количество рабочих ремонтнохозяйственной бригады принимается для депо с годовым пробегом 3—5,5 млн. км от 5 до 8 чел., слесарей-инструментальщиков — от 4 до 8 чел., что соответствует 10—15% общего количества ремонтников.
В табл. 41 приводятся данные о фондах рабочего времени в зависимости от профессии рабочих и режима их работы, рекомендуемые Гипротранстэи МПС.

Фонд рабочего времени ремонтных рабочих

Таблица 41

К рабочим холодных цехов относятся: слесаря, станочники, инструментальщики, автоматчики, электрослесаря, маляры, столяры и подсобные рабочие К рабочим горячих цехов относятся: кузнецы, молотобойцы, медники, лудильщики, бандажники, жестянщики. К рабочим вредных цехов относятся: заливальщики, сварщики, хромировщики, аккумуляторщики и рабочие пропиточного отделения.
Штат вспомогательных рабочих: кладовщиков, крановщиков, водителей электротележек, машинистов компрессоров, кочегаров котельной и пр., назначается в зависимости от объёма работы и для средних условий составляет примерно 8—15% штата производственных рабочих.

§ 15. ПОДГОТОВКА РЕМОНТНЫХ ЦЕХОВ ДЕПО К РАБОТЕ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ

Подготовка тепловозного хозяйства к зиме, как и всего железнодорожного транспорта, должна обеспечить бесперебойную работу дорог в течение круглого года, без ссылок на объективные трудности работы в зимний период.
Ремонтные цехи депо занимают важную роль в обеспечении бесперебойной работы тепловозного парка в зимних условиях. Поэтому следует обеспечить в строго установленные сроки окончание ремонта и отепления зданий депо и мастерских. К числу мероприятий по отеплению зданий относятся: ремонт фонарей, окон, ворот, навеска фартуков на ворота, ремонт котельной, отопительной сети, нагревательных приборов, испытание системы отопления и т. п.
При подготовке к зиме проверяется состояние и ремонтируются основные коммуникации: водопровод, канализация, трубопровод сжатого и дутьевого воздуха, электросиловая и электроосветительная проводка.
В период подготовки к зиме должен быть закончен ремонт основного оборудования депо: станков, стендов, крапов, домкратов и др. Необходимо проверить наличие запасных частей и метизов в соответствии с установленным перечнем для храпения на зимний период.
В период подготовки к зиме проверяются укомплектованность ремонтных бригад рабочей силой требуемой квалификации, обеспеченность ремонтных бригад инструментом, приспособлениями и метизами. Проверяется состояние рабочих мест каждой бригады и каждого ремонтного рабочего.
Все мероприятия по подготовке ремонтных цехов депо к зиме должны проводиться в соответствии с единым планом подготовки деповского хозяйства к зиме при регулярном контроле со стороны службы локомотивного хозяйства.