§ 13. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ РЕМОНТА ТЕПЛОВОЗОВ
Количество основного оборудования для ремонта тепловозов принимается в соответствии с технологическим процессом и фронтом ремонта и ориентировочно было указано при описании цехов и отделений мастерских депо.
Проверка количества отдельных типов станков должна производиться для случаев, отличных от типовых проектов, а также при составлении новых типовых проектов. В этом случае рассчитывается обычно потребное количество токарно-винторезных станков, сварочных агрегатов и кузнечных горнов, а в крупных депо ещё и количество фрезерных, сверлильных и строгальных станков. При этом затрата станко-часов на производство данного вида работ должна приниматься с учётом опыта эксплуатации тепловозов в передовых депо, внедрения скоростного резания, а также порядка снабжения депо запасными частями.
Расчёт потребности в основном оборудовании производится по следующей формуле
(72)
где А — потребное количество основного оборудования;
С — годовая затрата рабочей силы данной специальности при использовании станков или другого рассчитываемого оборудования — на ремонт тепловозов и выполнение хозяйственных работ в чел.-час.;
Ф — годовой фонд времени оборудования, который можно принимать в соответствии с данными табл. 38, разработанными Гипротранстэи МПС.
Таблица 38 Годовой фонд рабочего времени оборудования
Фиг. 165. Передвижной электрогидравлический домкрат для поднятия тепловоза при осмотре опорной пяты
Наименование оборудования | Число | Годовой фонд рабочего времени оборудования в час. Нормальная (прерывная) рабочая неделя при | |
8 часовом | 7 часовом | ||
Металлорежущие, деревообрабатывающие станки, кузнечно-прессовое оборудование | 1 | 2 262 | 1 966 |
2 | 4 486 | 3 899 | |
3 | 6 384 | 5 757 | |
Термические печи, кузнечные горны | 1 | 2 203 | 1 915 |
9 | 4 360 | 3 789 | |
3 | 6 171 | 5 561 |
Примечание. В цехах подъёмочного и периодического ремонтов тепловозов планируется нормальная (прерывная) рабочая неделя с односменной работой; в мастерских депо — прерывная рабочая неделя при двухсменной работе; в стойлах технического осмотра тепловозов, а также на экипировочных устройствах — непрерывная рабочая неделя при круглосуточной работе.
Количество вспомогательного оборудования (слесарных верстаков с тисками, шкафов для индивидуального инструмента и пр.) определяется в соответствии с числом работающих слесарей.
§ 14. РАСЧЁТ ШТАТА ПО РЕМОНТУ ТЕПЛОВОЗОВ
Расчет штата по ремонту тепловозов производится в соответствии с программой ремонта и затратой рабочей силы на единицу ремонта.
Если обозначить через С затрату человеко-часов данной профессии на выполнение ремонта определённого вида за рассматриваемый период (год) и через Ф — фонд рабочего времени одного рабочего за тот же период, то потребное количество рабочих этой профессии для выполнения данного вида ремонта Р определится следующим образом:
Нормы расхода рабочей силы на отдельные виды ремонта берутся из графика технологического процесса ремонта и технологических карт, составленных с учётом передового опыта тепловозных депо. Общая затрата человекочасов по каждому из видов ремонта на программу за отчётный период (год) определится, как произведение заданной нормы расхода человеко-часов на единицу ремонта и числа единиц ремонта за тот же период.
Расчёт потребной рабочей силы может быть произведён и по данным затраты человеко-часов на 1 000 км пробега тепловоза. В этом случае затрата может быть принята в размере 55—65 чел.-час. на 1 000 км пробега.
В табл. 39 приводятся ориентировочные нормы расхода рабочей силы на ремонт тепловозов, а в табл. 40 — процентное распределение рабочей силы разных профессий, занятых на ремонте тепловозов. Приводимые данные получены на основании составления графиков технологических процессов ремонта и опыта эксплуатации тепловозов.
Таблица 39
Ориентировочные нормы затраты рабочей силы на ремонт тепловозов в депо в чел.-час.
Наименование ремонта | Серии тепловозов* | ||
ТЭ1 | ТЭ2 | ТЭ3 | |
Малый периодический | 300 | 400 | 600 |
Большой периодический . .. | 1 350 | 1 800 | 2 700 |
Подъёмочный . | 2 500 | 3 300 | 4 950 |
* При тепловозах ТЭ2 и ТЭ3 на две секции.
Расчёт явочного и списочного количества рабочих разных профессий производят по фонду рабочего времени одного явочного или списочного рабочего. Фонд рабочего времени одного явочного рабочего Ф определяется продолжительностью рабочего дня и принятым режимом работы (прерывная или непрерывная рабочая неделя).
Фонд рабочего времени одного списочного рабочего дополнительно учитывает ежегодный трудовой отпуск и время, начисляемое на болезни и командировки (среднее по отчётным данным).
Таблица 40
Ориентировочное процентное распределение рабочей силы по профессиям при ремонте тепловозов серии ТЭ2 в депо
Примечание. Освобождённые бригадиры по ремонту тепловозов и заготовке деталей учтены в процентах участия. Количество рабочих ремонтнохозяйственной бригады принимается для депо с годовым пробегом 3—5,5 млн. км от 5 до 8 чел., слесарей-инструментальщиков — от 4 до 8 чел., что соответствует 10—15% общего количества ремонтников.
В табл. 41 приводятся данные о фондах рабочего времени в зависимости от профессии рабочих и режима их работы, рекомендуемые Гипротранстэи МПС.
Фонд рабочего времени ремонтных рабочих
Таблица 41
К рабочим холодных цехов относятся: слесаря, станочники, инструментальщики, автоматчики, электрослесаря, маляры, столяры и подсобные рабочие К рабочим горячих цехов относятся: кузнецы, молотобойцы, медники, лудильщики, бандажники, жестянщики. К рабочим вредных цехов относятся: заливальщики, сварщики, хромировщики, аккумуляторщики и рабочие пропиточного отделения.
Штат вспомогательных рабочих: кладовщиков, крановщиков, водителей электротележек, машинистов компрессоров, кочегаров котельной и пр., назначается в зависимости от объёма работы и для средних условий составляет примерно 8—15% штата производственных рабочих.
§ 15. ПОДГОТОВКА РЕМОНТНЫХ ЦЕХОВ ДЕПО К РАБОТЕ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ
Подготовка тепловозного хозяйства к зиме, как и всего железнодорожного транспорта, должна обеспечить бесперебойную работу дорог в течение круглого года, без ссылок на объективные трудности работы в зимний период.
Ремонтные цехи депо занимают важную роль в обеспечении бесперебойной работы тепловозного парка в зимних условиях. Поэтому следует обеспечить в строго установленные сроки окончание ремонта и отепления зданий депо и мастерских. К числу мероприятий по отеплению зданий относятся: ремонт фонарей, окон, ворот, навеска фартуков на ворота, ремонт котельной, отопительной сети, нагревательных приборов, испытание системы отопления и т. п.
При подготовке к зиме проверяется состояние и ремонтируются основные коммуникации: водопровод, канализация, трубопровод сжатого и дутьевого воздуха, электросиловая и электроосветительная проводка.
В период подготовки к зиме должен быть закончен ремонт основного оборудования депо: станков, стендов, крапов, домкратов и др. Необходимо проверить наличие запасных частей и метизов в соответствии с установленным перечнем для храпения на зимний период.
В период подготовки к зиме проверяются укомплектованность ремонтных бригад рабочей силой требуемой квалификации, обеспеченность ремонтных бригад инструментом, приспособлениями и метизами. Проверяется состояние рабочих мест каждой бригады и каждого ремонтного рабочего.
Все мероприятия по подготовке ремонтных цехов депо к зиме должны проводиться в соответствии с единым планом подготовки деповского хозяйства к зиме при регулярном контроле со стороны службы локомотивного хозяйства.