Смазочное хозяйство тепловозных депо обычно располагается вместе с топливным хозяйством.
Слив дизельного масла из цистерны в маслохранилища, как правило, должен производиться через верхний люк при помощи центробежных насосов с электроприводом. Слив через нижние сливные приборы не рекомендуется ввиду возможности загрязнения масла. Осевое масло, как более вязкое, можно сливать самотёком через сливные коллекторы.
Смазочные материалы, расходуемые в малом количестве (до 50 кг в сутки), как, например, нигрол, приборное масло, компрессорное масло и др., при поступлении их в бочкотаре, наиболее удобно хранить непосредственно в раздаточных баках.
Эти смазочные материалы можно также хранить непосредственно в бочкотаре. Тогда устройства для приёмки и хранения удобно располагать в двух рядом находящихся помещениях. Первое помещение предназначается для хранения масел в бочкотаре и должно быть оборудовано стеллажами для бочек, ваннами с паровыми змеевиками для разогрева масел, ручной кран-балкой грузоподъёмностью 0,5 т для подъёма бочек на стеллажи и установки их над ваннами.
Второе помещение является хранилищем для масел в резервуарах; здесь установлены баки для цилиндрового, машинного, компрессорного масел и расходный бак для осевого масла.
Фиг. 38. Заземлённый резервуар для масла типа РГС-24:
1 — выжимной резервуар; 2 — сливная труба, 3 — трубопровод к раздаточным колонкам; 4 — сжатый воздух к выжимному резервуару; 5 — паропровод
Для снижения вязкости смазочных материалов при их сливе и перекачке необходимо производить подогрев масел до определённых температур Разогрев масла осуществляется паром, который пропускается по змеевикам, уложенным в хранилищах и в раздаточных резервуарах. Обычно используется пар от центральной котельной депо.
Подогрев нефтепродуктов в цистернах при сливе производится при помощи переносных паровых змеевиков или специального оборудования, имеющегося на сливной эстакаде. В случае невозможности получения пара от центральной котельной и наличия потребности сооружения котельной только для экипировочного хозяйства рекомендуется устанавливать котлы низкого давления, размещая их в пристройке к раздаточной. Котлы низкого давления не требуют постоянного надзора и могут обслуживаться штатом раздаточной
Резервуары для хранения смазочных масел, так же как и для хранения нефтетоплива, устраиваются заземлёнными, надземными и полуподземными.
На фиг. 38 представлен заземлённый резервуар для масла типа РГС-24. Поверхность таких резервуаров покрывается битумной обмазкой. Стены каналов и колодцев выкладываются кирпичом марки 100 на растворе марки 50. Перекрытие каналов осуществляется железобетонными плитами.
Насосы для перекачки масла обычно размешаются в той же насосной станции, где и насосы для перекачки топлива. Иногда насосную станцию размещают в нижнем этаже раздаточной башни.
При проектировании котельной установки смазочного хозяйства необходимо учитывать расход пара на:
- разогрев смазки в цистернах;
- подогрев смазки в базовом складе;
- подогрев смазочных материалов в баках и ваннах;
- приготовление воды для охлаждения двигателя;
- работу насосов (если имеются паровые).
Расход тепла на подогрев смазочных материалов может быть определён но формуле
(56)
где q — весовое количество смазочных материалов в кг; с — теплоёмкость (средняя) в ккал/кг °C;
t2 — конечная температура в °C;
t1 — начальная температура в °С.
Раздаточная смазочного хозяйства тепловозного депо организуется в одном здании с раздаточной топлива, как это видно на плане расположения совмещённых экипировочных устройств (см. фиг. 18).
Помещение раздаточной должно быть выполнено из огнестойкого материала, иметь хорошую вентиляцию, изолированную электропроводную сеть и канализацию. Помещение обеспечивается противопожарным оборудованием.
Подача масла на тепловоз обычно производится из раздаточных баков самотёком. Однако заслуживает внимания подача масла на тепловоз через раздаточную колонку (см. фиг. 29) с помощью центробежного насоса, устанавливаемого в раздаточном помещении.
Замер масла, выдаваемого на тепловозы в небольших количествах, осуществляется масломерником (фиг. 39), представляющим собой цилиндр, внутри которого расположен поплавок с прикреплённым к нему стержнем со стрелкой-указателем. Количество выданного масла определяется по градуированной рейке.
Для слива отработавшего дизельного масла из картера и снабжения тепловозов свежей смазкой непосредственно в ремонтных стойлах применяются передвижные тележки, в верхней части которых располагается бак для свежей смазки, а в нижней — бак для слива отработавшего масла.
Заправка таких тележек свежим маслом производится на экипировочной площадке, а отработавшая смазка сливается на регенерационном пункте
Масло можно также откачивать из дизеля тепловоза при помощи центробежного насоса с электроприводом или ручного насоса в заземлённый резервуар с последующей перекачкой на регенерацию или на этот же тепловоз (если срок смены масла не наступил и масло по своим физико-химическим свойствам удовлетворяет условиям эксплуатации).
В некоторых тепловозных депо применяется установка для слива и заправки тепловозов маслом, показанная на фиг. 40. Такая установка состоит из бака 1, разделённого сплошными перегородками на пять отсеков, сообщающихся с коллектором маслопровода 4 через вентили 5. Четыре отсека служат для слива масла с тепловоза, а один — для чистого масла. Каждый из отсеков для отработавшего масла по объёму соответствует картеру дизеля Д-50 а отсек для чистого масла имеет объём в четыре раза больший. Таким образом, установка позволяет осуществлять слив и заправку маслом двух тепловозов серии ТЭ2.
Фиг. 40. Установка для слива и заправки тепловозов маслом: 1 — бак, разделённый на пять отсеков; 2 и 5 — регулирующие вентили; 3 — пароподогреватель; 4 — маслопровод; 6 — шестерёнчатый насос с электродвигателем; 7 — пластинчатые фильтры
Перекачка масла осуществляется через пластинчатые фильтры 7 шестерёнчатым насосом 6 с электродвигателем. В зимнее время масло перед заправкой разогревается при помощи змеевиков, через которые по трубе 3 пропускается пар в соответствующие отсеки, что регулируется вентилями 2. Установка присоединяется к сливной трубе (на картере) резиновым шлангом. Время, необходимое на слив масла и заправку одного дизеля, составляет 10— 15 мин.
При организации смазочного хозяйства тепловозного депо, чтобы не допустить попадания загрязнённой смазки на тепловоз, целесообразно предусматривать следующие мероприятия:
- жидкую смазку выдавать через кран с обязательным пропуском её через фильтр;
- выдачу смазок производить в заранее расфасованном виде, в специальную посуду, в обмен на посуду, сдаваемую тепловозной бригадой, которая после тщательной очистки наполняется смазкой и вновь выдаётся на следующий тепловоз;
- до поступления смазки на тепловоз подвергать сё фильтрации; фильтры должны быть вмонтированы в маслопровод.
На железных дорогах США принята следующая система организации снабжения тепловозов смазкой. Почти во всех тепловозных депо снабжение поездных тепловозов смазкой производится в период стоянки их под межпоездным осмотром. Исключение составляют только маневровые тепловозы, которые снабжаются смазкой в местах их работы при помощи специальных самоходных тележек с установленными на них баками для смазки и ящиками для чистых и загрязнённых фильтров.
Склад смазок обычно располагается в самом депо в первом этаже, под отделением для очистки деталей или под складом запасных частей и материалов. На складе имеются баки для хранения свежей, использованной и восстановленной смазки.
Ёмкость хранилищ — самая разнообразная и зависит от количества эксплуатируемых тепловозов, расположения пункта, снабжающего депо смазкой, и завода, восстанавливающего отработавшую смазку. Так, например, одно депо (Wins'on Santa Fe), обслуживающее 76 четырёхсекционных тепловозов, имеет хранилище смазки, состоящее из двух баков ёмкостью по 11,5 м3 для чистой смазки и один бак ёмкостью 7,6 м3 для отработавшей смазки.
Фиг. 41 Тележка для промывки картера дизеля
Маслохранилища обогреваются паром. Смена смазки производится на основе стандартного анализа, принятою на дороге.
Заправка тепловозов смазкой на железных дорогах США производится с помощью центробежных насосов, установленных в складе смазок, и системы маслопроводов с гибкими шлангами.
Маслопровод из склада смазок в депо проходит под высокими рабочими платформами.
Обычно в каждом тепловозном депо проложены два маслопровода, идущие со склада смазок; один из них предназначен для заправки тепловозов свежей смазкой, а другой — для удаления из картера дизеля отработавшей смазки.
Концы маслопроводов выходят к колонкам, расположенным на рабочих платформах, к которым и привёртываются гибкие раздаточные или приёмные шланги длиной до 4 м.
Насос для откачки отработавшей смазки из картера дизеля установлен под рабочей платформой.
Смазка до поступления её на тепловоз неоднократно подвергается фильтрации. Фильтры имеются не только в самом складе смазок, но и вмонтированы в маслопровод, идущий к раздаточным колонкам.
В некоторых тепловозных депо железных дорог США промывку картера дизеля производят при помощи установки, состоящей из тележки, на которой смонтированы два бака, насос, фильтр, система маслопроводов и вентилей. Промывка картера дизеля осуществляется следующим образом. Чистая смазка, находящаяся в одном из баков, центробежным насосом прокачивается через картер и поступает в бак, предназначенный для грязной смазки. Грязная смазка, проходя через фильтр, поступает в бак чистой смазки. Таким образом картер хорошо очищается с наименьшей затратой рабочей силы. На фиг. 41 изображена такая тележка, применяемая в одном из тепловозных депо (Wielard) Балтимора-Огайскои железной дороги США.
Основное оборудование смазочного и топливного хозяйства тепловозного депо
Перечень и объём сооружений и устройств смазочного и топливного хозяйства тепловозных депо в зависимости от годового пробега приписанных тепловозов приведены в табл. 19 (по данным Главтранспроекта).