Содержание материала

Высокие температуры воздуха, наличие паров масла и топлива в дизельном помещении, значительная запыленность воздуха в летний период, резкие перепады температур, попадание снега и влаги, повышенные вибрации от работы дизеля создают условия, способствующие снижению сопротивления изоляции, появлению механических повреждений узлов электрических машин и аппаратов. Поэтому при всех видах технического обслуживании тепловозов у электрических машин проверяют крепление узлов, состояние изоляции, целостность и величину износа щеток и коллекторов, исправность устройств по защите от снега, пыли и грязи коллектора, смазывают подшипники. В электрических аппаратах проверяют состояние контактов, дугогасительных устройств, блокировок, целостность изоляции проводов (особенно в местах прохождения их у металлических конструкций), наличие защиты на проводах от механических повреждений, попадания топлива и масла. Внимательно осматривают места, опасные в пожарном отношении.
После выполнения технического обслуживания ТО-2 в книге технического состояния локомотива ставят штамп с указанием места осмотра, даты, времени и расписки ответственных лиц.

Работы по электрооборудованию, выполняемые при техническом обслуживании ТО-2 тепловозов

Техническое обслуживание ТО-2 тепловозов выполняют в специально оборудованных пунктах слесари специализированных бригад под руководством мастера или старшего мастера. Количество слесарей определяют из расчета выполнения установленного объема работ в течение 1 ч. Пункты технического обслуживания ТО-2 должны иметь хорошее освещение, смотровые канавы, механизированную подачу смазки (для моторно-осевых подшипников и шестерен редуктора с обеспечением ее подогрева), сжатый воздух для продувки электрических машин с устройством для очистки его от влаги, запас дистиллированной воды (для доливки аккумуляторных батарей). Кроме того, они должны быть укомплектованы необходимым инструментом, приспособлениями и часто сменяемыми запасными частями (щетками, польстерами и др.).
При постановке тепловоза на техническое обслуживание ТО-2 мастер знакомится с записями машинистов в книге технического состояния локомотива, а затем устанавливает дополнительный ремонт, Узлы, на которые имеются замечания в этой книге, проверяют более тщательно с выполнением необходимого ремонта и с обязательной распиской исполнителя.
При техническом обслуживании ТО-2 при работающем дизеле продувают в защитных очках и респираторе тяговый генератор сухим сжатым воздухом давлением 2—3 кгс/см2. Наконечник шланга при этом рекомендуется держать на расстоянии не менее 150 мм от обдуваемой поверхности. На слух проверяют работу генератора, двухмашинного агрегата, электродвигателей, маслопрокачивающего и топливоподкачивающего насосов, вентиляторов калорифера и кузова при включении их в работу от соответствующих выключателей. Если обнаружены посторонние шумы, стуки, скрежет, то мастер принимает решение о замене подшипника или машины или о передаче тепловоза на ремонтное стойло депо.
При работающем дизеле проверяют показание контрольно-измерительных приборов, исправность цепей сигнализации, освещения, а также работу регулятора напряжения, который должен поддерживать напряжение вспомогательного генератора в пределах 75±3 или 75±1 В (регулятор на полупроводниках) на всех позициях контроллера. Затем проверяют величину зарядного тока батареи, которая должна быть не более 20—30 А летом и 40—50 А зимой для щелочных батарей и 10—15 А для кислотных.
При остановленном дизеле снимают крышки коллекторных люков электрических машин, осматривают коллекторы, щеткодержатели, щетки. Изношенные щетки заменяют, коллектор при необходимости протирают салфеткой, смоченной в бензине. Незначительные брызги металла от переброса на торцах пластин (если они не замыкают пластины коллектора или не выходят на дорожку под щетки) могут быть оставлены до ближайшего технического обслуживания ТО-3. Если брызги металла замыкают пластины на торце или выходят на дорожку под щетками, их можно зачистить ручным оселком. Длина оселка в этом случае должна перекрывать зачищаемое место. Миканит в этом месте должен быть продорожен. При зачистке отдельных капель меди на рабочей поверхности коллектора необходимо следить за тем, чтобы не нарушить радиус рабочей поверхности, не создать «лыски».
В противном случае при работе в этом месте коллектор будет подгорать. Возможность устранения дефектов коллектора в пункте технического обслуживания в каждом конкретном случае решает мастер.

Особое внимание обращают на крепление щеткодержателей, шунтов щеток. Выпадание болта, крепящего шунт щетки к щеткодержателю, а тем более опускание щеткодержателя на коллектор вследствие ослабления болтов всегда приводит к разрушению коллектора. Щетки с высотой менее допустимой правилами ремонта, отколами до 15% рабочей поверхности, перегретыми шунтами, ослабшей арматурой заменяют.
Вновь устанавливаемые щетки должны быть притерты по коллектору. Для этого под них подкладывают шлифовальное полотно зернистостью 12 (ГОСТ 500—68) шероховатой стороной к щетке. Остальные щетки данного щеткодержателя поднимают. После этого протягивают несколько раз полотно под замененной щеткой, прижимая ее для того, чтобы края щеток после притирки прилегали к коллектору. После притирки щеток коллектор продувают и ставят поднятые ранее соседние щетки на место. Проверяют состояние изоляторов и при наличии на них копоти или пыли протирают салфеткой.
Нагрев моторно-осевых подшипников проверяют сразу же после остановки тепловоза. В случае ненормального грения шапку очищают от грязи и снимают вместе с вкладышами для осмотра шейки оси колесной пары, масла, подбивки или фитилей польстера. Если причину недопустимого грения моторно-осевого подшипника или якорных подшипников тягового электродвигателя устранить при текущем обслуживании ТО-2 не представляется возможным, то тепловоз передают в депо для замены колесномоторного блока. Если причина грения установлена, то при возможности ее устраняют на месте. При этом шабрят и устраняют задиры вкладыша, промывают подбивку, осматривают и устраняют перекосы и заедания деталей польстера.
Конденсат из шапок в зимнее время сливают тут же после постановки тепловоза на смотровую канаву, пока шапки еще находятся в нагретом состоянии (если своевременно это не сделать, конденсат может замерзнуть). В шапки моторно-осевых подшипников добавляют смазку, подогретую в зимнее время до температуры 80°С. Проверяют наличие крышек на люках и заливочных горловинах электродвигателя, надежность их крепления, плотность затяжки болтов шапок. Осматривают подвески тяговых электродвигателей. При этом обращают внимание на носики остова, наличие на них накладок.
Осматривают кожух зубчатого редуктора, выявляют трещины, проверяют надежность крепления его к электродвигателю, состояние брезентовых рукавов, по которым подается воздух в тяговые электродвигатели, надежность их крепления к остову. Если рукава порваны или неплотно прикреплены к остову, то неизбежна утечка воздуха и как следствие перегрев электродвигателя. Последнее может происходить также и от неплотного крепления других люков или потери верхнего коллекторного люка.
На техническом обслуживании ТО-2 проверяют последовательность и четкость срабатывания электрических аппаратов, осматривают их с подъемом дугогасительных камер. При необходимости медные силовые контакты зачищают, серебряные и металлокерамические протирают салфеткой, смоченной в бензине; зачищать выступающий металл на этих контактах рекомендуется стальными планками, так как зачистка их абразивами или наждачной бумагой запрещена.
Временные проволочные предохранители («жучки») заменяют типовыми. Тщательно осматривают расположение проводов вблизи фехралевых резисторов, имеющих повышенный нагрев места перекрещивания проводов, состояние изоляции проводов у выхода из труб, у металлических конструкций и в других местах, где возможно разрушение изоляции от перегрева, попадания масла или топлива, механического перетирания, из-за чего, как правило, происходит короткое замыкание с образованием очага пожара. Проверяют также состояние контрольно-измерительных приборов, устройства автоматической и локомотивной сигнализации и радио совместно с работниками службы связи.