§ 2. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА И ТЕХНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ
Коммунистическая партия и Советское правительство неустанно заботятся о повышении производительности труда, как о самом важном, самом главном для победы нового общественного строя. Неуклонный подъём производительности труда на базе использования передовой техники составляет одну из коренных задач, ибо без этого переход к коммунизму невозможен.
XX съезд КПСС в Директивах по шестому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР предусмотрел повышение производительности труда на железнодорожном транспорте за пятилетку примерно на 34%. Важное значение в повышении производительности труда имеет правильная организация технического нормирования.
Для устранения имеющихся недостатков в нормировании и оплате труда съезд наметил ряд мер по их упорядочению во всех отраслях народного хозяйства, в том числе и на железнодорожном транспорте. Сейчас эта работа уже проводится.
Съезд также предусмотрел меры по дальнейшему улучшению культурно- бытового и материального благосостояния трудящихся, в том числе повышение реальной заработной платы рабочих и служащих за пятилетие на 30%. При этом необходимо учесть, что в шестой пятилетке предусмотрен переход всех рабочих и служащих на семичасовой рабочий день, а рабочих, запятых на подземных работах, и подростков — на шестичасовой без уменьшения их заработной платы. С 1956 г. уже установлен шестичасовой рабочий день в предвыходные и предпраздничные дни.
Центральным комитетом КПСС, Советом Министров СССР и ВЦСПС принято постановление с повышении с 1 января 1957 г. заработной платы низкооплачиваемым рабочим и служащим.
Уровень производительности труда определяется количеством продукции, вырабатываемой рабочим в единицу времени, или количеством времени, затрачиваемым на единицу продукции или работы. Например, производительность труда работников локомотивного депо в целом может быть выражена количеством тонно-километров брутто на одного работника депо за месяц, квартал или год; производительность труда рабочих по ремонту локомотивов в депо может быть выражена затратой рабочего времени на один тепловоз по видам ремонта.
Чем меньше рабочего времени затрачено на единицу ремонта при высоком его качестве, тем выше производительность труда рабочих ремонтных цехов тепловозного депо.
Как было отмечено, на уровень производительности труда большое влияние оказывает техническое нормирование, дающее методику и практику установления технически обоснованных норм времени, норм выработки, норм использования локомотивов и оборудования, расхода топлива, электроэнергии и материалов.
Технической нормой времени называется время, установленное для изготовления единицы продукции при рациональной организации производственного процесса, полном использовании технических средств, материалов, топлива и электроэнергии.
Технической нормой выработки называется количество единиц продукции, которое должно быть изготовлено в единицу времени при тех же условиях. Норма выработки определяется делением продолжительности рабочей смены (при восьмичасовом рабочем дне 480 мин.) на норму времени, установленную на единицу работы или продукции. Норма выработки является величиной, обратной норме времени: при уменьшении нормы времени норма выработки растёт. Если норма времени на изготовление одного изделия будет снижена с 20 до 15 мин., то норма выработки при восьмичасовой рабочей смене возрастёт с 24 до 32 изделий в смену.
Применяемые в хозяйстве железнодорожного транспорта нормы времени и выработки подразделяются на единые, типовые и местные. В тепловозном хозяйстве в настоящее время применяются главным образом типовые и местные нормы выработки. Типовые нормы устанавливаются для типовых работ и работ, выполняемых по типовым графикам технологических процессов. Эти нормы утверждаются Главным управлением локомотивного хозяйства МПС. К ним, например, относятся нормы времени и выработки для рабочих, запятых на периодическом ремонте тепловозов.
Если на работы не имеется единых и типовых норм, то в этом случае устанавливаются местные нормы, утверждаемые начальником депо.
Технические нормы разрабатываются на основе полного использования производственных возможностей, применения передовых методов труда, внедрения совершенных машин, механизмов и приспособлений, облегчающих труд и обеспечивающих более производительное использование рабочего времени. Таким образом технические нормы являются прогрессивными нормами; они не могут долго оставаться постоянными и должны периодически пересматриваться в соответствии с внедрением достижений науки и техники в производство, с изменением организации труда и т. д.
На ряде предприятий, в том числе и в тепловозных депо, ещё широко применяются опытно-статистические нормы, которые устанавливаются по отчётным данным о фактическом расходе рабочего времени на выполнение данной работы. В таких нормах в значительной степени отражаются все недостатки в организации использования рабочей силы и техники, имевшие место в прошлый период. В ряде решений партии и правительства осуждена практика применения опытно-статистических норм, как норм, не мобилизующих рабочих на борьбу за повышение производительности труда, и указано на необходимость внедрения прогрессивных, технически обоснованных норм выработки, а также на необходимость упорядочения нормирования труда, которое должно являться основой правильной организации труда и внутридеповского планирования.
Кроме норм времени и выработки, в тепловозном депо существуют технические нормы использования тепловозов, деповского оборудования и нормы расхода топлива, электроэнергии и материалов. К ним относятся нормы технической и коммерческой скорости, веса поезда, среднесуточного пробега и оборота тепловоза, пробега между различными видами ремонта, расхода топлива на 10 тыс. ткм брутто, смазки на 100 тепловозо-км и др. Прогрессивный характер этих норм способствует выполнению и перевыполнению заданного размера работы с минимальной затратой трудовых и материальных ресурсов.
Между техническими нормами времени и выработки, с одной стороны и техническими нормами использования тепловозов, оборудования и расходования материальных ресурсов, с другой, — существует тесная взаимосвязь.
В техническом нормировании при установлении технически обоснованных норм используются метод наблюдения и метод технического расчёта. В настоящее время, как правило, эти методы применяются одновременно.
Метод наблюдения заключается в изучении и измерении непосредственно на рабочем месте затрат рабочего времени. Такое наблюдение производится путём фотографии рабочего дня или рабочего процесса и хронометражем. При фотографии наблюдение и учёт времени производятся в нормальной производственной обстановке над одним или несколькими рабочими. Результаты заносятся в бланки наблюдательных листов и карт установленной формы, а затем обрабатываются с составлением фактического баланса времени рабочего дня. Анализ полученных материалов позволяет наметить конкретные мероприятия по устранению обнаруженных потерь рабочего времени, по рационализации технологического процесса и улучшению организации труда, а в случае необходимости и по перестановке или установке дополнительного оборудования (например подъёмных устройств) и т. д. После разработки мероприятий по улучшению использования рабочего времени составляется уплотнённый (нормальный) баланс рабочего времени учитывающий реализацию намеченных мероприятий.
Фотография рабочего процесса применяется для выявления и анализа потерь рабочего времени, использования машин и механизмов. В результате составляется фактический баланс времени работы механизма, а затем нормальный баланс. Нормальный баланс предусматривает улучшение использования механизмов за счёт уменьшения простоев, и реализации других мероприятий.
Хронометраж отличается от фотографии тем, что он изучает не все затраты рабочего времени, а только связанные непосредственно с выполнением работы. При хронометраже фиксируется не только то, что делает исполнитель в течение рабочего дня или смены, а и то, как выполняется работа. Обычно хронометраж производят опытные инженеры и техники, сводя материалы наблюдения в специальные наблюдательные листы. Затрата времени фиксируется секундомером.
При пользовании методом наблюдения большое значение имеет правильный выбор объекта для фотографии или хронометража. Объектом наблюдения должна быть производственная деятельность лучших рабочих, передовых групп или бригад, так как в этом случае можно установить более прогрессивные нормы выработки, изучить передовые методы и приёмы работы и в последующем широко распространить их.
Метод технического расчёта строится не на непосредственном наблюдении, а на расчётах по формулам, нормативам или графикам. Так, по формулам или номограммам определяется машинное время обработки детали на станке, по графику оборота тепловозов и графику работы тепловозных бригад определяется месячная норма пробега бригад и т. д.
Работой по техническому нормированию в депо руководит главный инженер. В штате депо имеется контролёр-нормировщик, а также техники-нормировщики. К установлению и пересмотру норм следует широко привлекать инженерно-технический персонал цехов, работников производственно-технического отдела и аппарата главного механика, а также рабочих депо.
Тепловозное хозяйство 1956 - Производительность труда
- Подробности
- Категория: Подвижной состав
Содержание материала
Страница 67 из 71