Содержание материала

§ 5. ПРИНЦИПЫ РАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАНИРОВКИ ОТДЕЛЕНИИ МАСТЕРСКИХ И ОБОРУДОВАНИЯ В НИХ
Вопросы правильного размещения цехов и отделений мастерских при проектировании депо имеют весьма важное значение с точки зрения организации рациональных технологических процессов, сокращения путей транспортировки деталей и уменьшения строительной стоимости здания.
Требования, предъявляемые к рациональной планировке мастерских, в основном сводятся к следующим:

  1.  взаимосвязь и размещение отделений в соответствии с особенностями технологических процессов;
  2. сокращение путей транспортировки деталей;
  3. соблюдение правил пожарной безопасности;
  4. соблюдение техники безопасности и правил охраны труда;
  5.  возможность удобного развития помещений при увеличении объёма работы депо;
  6. сокращение длины коммуникаций сжатого воздуха и пара;
  7. максимальное использование типовых проектов, упрощение строительных конструкции и удешевление стоимости строительства.

Размещение отделений определяется характером производимых работ. Отделения по ремонту вспомогательных агрегатов дизеля и электроаппаратуры тепловоза, в которых производятся точные работы по сборке и регулировке деталей, должны размещаться в отдельных изолированных помещениях, достаточно просторных и имеющих хорошее освещение. Отделения по ремонту и регулировке электроаппаратуры не могут размещаться вблизи кузнечного отделения, в котором имеют место сотрясения почвы. Компрессорное отделение не следует располагать рядом с газогенераторной сварочного отделения. Кузнечное и сварочное отделения должны располагаться так, чтобы около них удобно было организовать двор для склада металла и угля.
Вблизи бандажного отделения, с наружной стороны здания, предусматриваются пути для размещения, разгрузки и погрузки колёсных пар, поступивших из других депо для перетяжки бандажей. К кладовым запасных частей и материалов подводится путь широкой колеи.
Для сокращения путей транспортировки деталей вновь сооружаемые мастерские обычно непосредственно примыкают к цеху подъёмочного ремонта. В случае значительного расстояния между основными ремонтными цехами (100—150 м) допускается дублирование у цеха периодического ремонта вспомогательных помещений: раздаточной инструмента и кладовой запасных частей.
Размещение отделений мастерских должно также удовлетворять требованию сокращения путей транспортировки деталей. Отделение по ремонту крупных узлов дизеля, а также отделение по ремонту электрических машине испытательной станцией в сравнительно небольших депо целесообразно размещать непосредственно в цехе подъёмочного ремонта. Такое размещение, кроме облегчения транспортировки тяжёлых деталей, даёт возможность использовать для работы в этих отделениях мостовой кран цеха. По этой же причине в цехе подъёмочного ремонта обычно располагают колёсно-токарный и шеечный станки.
Бандажное отделение в тепловозных депо целесообразно размещать в непосредственной близости от цеха подъёмочного ремонта, где обычно устраивается скатоопускная канава. В это отделение из цеха подъёмочного ремонта укладывается прямой железнодорожный путь (желательно без поворотных приспособлений), используемый для подачи колёсных пар. Как указывалось выше, в ряде случаев целесообразно размещение бандажного электрического горна непосредственно в цехе подъёмочного ремонта.
Отделения, связанные друг с другом по технологическому процессу, должны располагаться рядом. Пропиточное отделение, а также испытательная станция размещаются рядом с разборочно-сборочной площадкой для ремонта электрических машин. Здесь же можно расположить токарный станок для обточки и шлифовки коллекторов электрических машин. Инструментальное, сварочное, термическое отделения рекомендуется размещать вблизи от механического отделения. Кладовую запасных частей и инструментально-раздаточную желательно располагать в центре мастерских, возможно ближе к цеху подъёмочного ремонта, механическому и основным слесарно-заготовитсльным отделениям.
Для соблюдения правил пожарной безопасности опасные в пожарном отношении отделения (кузнечное, термическое, сварочное, медницко-заливочное и бандажное) объединяются в общий блок, отделённый от остальных помещений депо капитальными противопожарными степами. Котельная и газогенераторное отделение (при газификации нагревательных устройств депо) обычно располагаются в отдельных постройках. Ацетиленовый генератор является взрыво-  и огнеопасным, поэтому он размещается в изолированном помещении с выходом наружу здания. Правилами охраны труда предусмотрено вредные для здоровья отделения (пропиточное, хромировочное, аккумуляторное, ремонта секций холодильника, медницко-заливочное) изолировать стенами от других помещений. Если применяется общая вентиляционная установка, то эти помещения размещаются рядом.

При проектировании нового депо должна быть предусмотрена возможность удобного развития помещений в случае увеличения объёма работы депо. При этом развитию подлежат стойла для ремонта, а также и основные заготовительные отделения: механическое, кузнечное, отделения по ремонту крупных узлов дизеля и его вспомогательных агрегатов, а также электрических машин. Такие отделения нужно проектировать или с возможностью их расширения, или сразу предусматривать большую площадь и часть её временно занимать другими отделениями, не имеющими тяжёлого оборудования (например хозяйственное и автоматное отделения, а также бригаду по ремонту крупных узлов дизеля размещать на площади, предназначенной для расширения механического отделения; термическое, медницко-заливочное — на площади кузнечного отделения).

Фиг. 175. Расстояние станков от стен и колонн:
1 — малые станки габаритом нс более 500x1000 мм, не имеющие сзади движущихся деталей: 2 — средние и крупные станки; 3 — крупные станки, обслуживаемые мостовым краном или кран-балкой; расстояние от оси станка до стены А определяется расстоянием от подкранового пути до крюка крана в его крайнем положении В и расстоянием от подкранового пути до стены С:А=В+С + 200 мм; 4 — малые, средние и крупные станки; 5 — станки, не имеющие сбоку движущихся деталей; 6 — мелкие и средние станки, имеющие сбоку движущиеся детали; 7 — крупные станки, имеющие сбоку движущиеся детали; 8 — фрезерные и шлифовальные станки; 9 — станки, смещенные по отношению к колонне

При развитии депо эти отделения подлежат перемещению во вновь сооружаемые или другие помещения. Отделение по ремонту крупных узлов дизеля в этом случае может быть перемещено в цех подъёмочного ремонта (где освободится место при строительстве новой секции периодического ремонта). Ряд отделений депо (бандажное, медницко-заливочное и др.) или совсем не требуют расширения, или строятся сразу с определённым резервом площади.
Для сокращения длины воздухопроводов компрессорное отделение располагается по возможности в середине между потребителями воздуха, а отдельные потребители не должны слишком далеко отстоять от пего. Вентиляторная установка по этим же соображениям устанавливается обычно в кузнечном отделении, рядом с которым также размещаются и другие отделения с потреблением дутьевого воздуха.
Проходы между габаритными очертаниями отдельных станков или другого оборудования, с учётом ограждения движущихся деталей, устраиваются не менее 1 м.       


Фиг. 176. Расстояние между станками:

Фиг. 177. Размещение разметочной плиты в механическом отделении:
1 — разметочная плита; 2 — станок; 3 — стена
1—токарные и токарно-винторезные станки; 2—поперечно-строгальные станки; 3—вертикально^верлильпые станки; 4— шлифовальные н фрезерные станки

Фиг. 178. Расстояние между продольными рядами станков при наличии проезда для электротележек

Фиг. 179. Схема расположения рабочего места у слесарного верстака
В тех случаях, когда между оборудованием и стеной при нормальной эксплуатации прохода не требуется, стеллажи, шкафы, верстаки, горны и пр. можно устанавливать вплотную к стене. Нерабочие стороны станков для возможности ремонта их могут отстоять от стены на 500—1 000 мм. Прочие расстояния, которые необходимо соблюдать при расстановке оборудования в механических отделениях, представлены на прилагаемых схемах (фиг. 175—179).
Пример планировки депо и мастерских представлен на фиг. 180.