Содержание материала

ГЛАВА II
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ВАГОНОРЕМОНТНЫХ ЦЕХОВ
Назначение и типы цехов
Вагоноремонтные цехи являются основными цехами заводов и служат для производства разборки, ремонта, сборки и окраски вагонов.
В зависимости от объема и условий производства ремонт вагонов может быть организован в одном цехе, включающем в себя производственные участки по разборке вагонов, ремонту узлов и деталей, сборке и окраске вагонов, или же в соответствующих самостоятельных цехах.

Рис. 218. Схемы вагоносборочных цехов

Структура и состав вагоноремонтных цехов зависят также от типов ремонтируемых вагонов и принятой технологии ремонта. Во всех случаях основным цехом, определяющим производительность завода, является вагоносборочный цех. в котором производятся ремонт и сборка вагонов.
В зависимости от расположения ремонтных путей относительно оси цеха и связи их с парковыми заводскими путями различают два основных типа цехов:
а)     тупиковый (рис. 218, а, б);
б)     сквозной продольный (рис. 218, а, а)·

Цех тупикового типа с наружной тележкой (рис. 218, а) имеет несколько ремонтных путей, оси которых перпендикулярны продольной оси здания цеха. Ремонтные пути имеют выход из цеха только в одну сторону. Связь ремонтных и парковых путей осуществляется при помощи поперечной передаточной тележки. Вагон с заводского пути подается на тележку, которая перемещается вдоль цеха и останавливается против того пути, на который надо поставить вагон для ремонта. Разновидностью этого типа являются цехи с внутренней тележкой (рис. 218, б).
В цехах тупикового типа трудно организовать поточный ремонт вагонов с кратким ритмом.
Размещение тележки снаружи цеха затрудняет ее эксплуатацию зимой. Наличие большого количества ворот приводит к усиленному охлаждению цеха во время маневров и требует дополнительных мер по утеплению и отоплению цеха. При расположении тележки внутри цеха устраняется часть указанных выше недостатков, но нерационально используется крытая площадь, занятая тележкой.
Цехи тупикового типа наряду с указанными недостатками имеют и некоторые преимущества: можно достигнуть более высокого коэффициента застройки площади, так как отсутствует необходимость в устройстве развитой стрелочной улицы, связывающей пути, выходящие из вагоносборочного цеха; обеспечивается большая маневренность с вагонами внутри сборочного цеха, что очень важно при ремонте разнотипных вагонов или вагонов с различным объемом ремонтных работ, требующих различных сроков простоев в ремонте.


Рис. 219. Схема вагоноремонтного комбината с поперечными пролетами: I -обмывочно-разборочный цех;   II — ремонтно-комплектовочный цех; III —вагоносборочный цех; IV—колесный цех: V — тележечный цех; VI — малярный цех; 1 —  мостовой кран; 2 —  поперечная напольная тележка; 3 —   направление подачи вагонов в ремонт; 4 — направление выхода отремонтированных вагонов

В сборочных цехах сквозного типа (рис. 218, в) ремонтные пути располагаются параллельно продольной оси цеха. Вагоны в ремонт подаются с одной стороны, в процессе ремонта продвигаются вдоль цеха и по окончании работ выходят с противоположного конца цеха. Разновидностью таких цехов являются цехи с продольными путями, имеющими одну поперечную тележку (рис. 218, г).
Как видно из приведенной схемы, в этих цехах осуществляется П-образный поток вагонов, при котором они перемещаются без возвратного движения по одним и тем же путям.
Сборочные цехи такого типа позволяют иметь большое количество ремонтных позиций при относительно небольшой длине цеха.
На заводах организуются иногда так называемые вагоноремонтные комбинаты (рис. 219), которые состоят из различных производственных участков (цехов): ремонтно-сборочного, тележечного, столярного, колесного и др.
Вагоны подаются в ремонт по одному из путей, уложенному параллельно продольным стенам комбината, и здесь разбираются на основные узлы, которые затем направляются для ремонта в соответствующие цехи. При ремонте кузова вагонов, тележки, колесные пары и другие узлы движутся по поперечному потоку к противоположной продольной стене, вдоль которой также уложен железнодорожный путь. На этом пути кузова устанавливаются на тележки и перемещаются в малярный цех.
Основным преимуществом комбинатов такого типа является удачная компоновка цехов, позволяющая значительно сократить межцеховые транспортировочные работы и организовать ремонт кузовов вагонов, тележек и других узлов по поточному методу.