Содержание материала

Процесс ремонта вагонов складывается из следующих основных технологических операций: обмывки, разборки и очистки, подготовки вагонов к постановке на поточные линии (уравнивание объемов работ), ремонтно-сборочных работ, малярных работ, ремонта деталей и узлов вне сборочного цеха и изготовления новых деталей взамен негодных.
Для сокращения простоя вагонов в ремонте следует обеспечить максимально возможную параллельность работ и заблаговременную подготовку вне поточной линии необходимых узлов и деталей.
Если объем всех ремонтных работ на вагоне выразить через трудоемкость в человеко-часах и обозначить через G, а средний объем работ, выполняемых в одну смену, через g, то простой вагона в ремонте tс будет
(42)
Очевидно, что для сокращения простоя вагона в ремонте надо или увеличить сменную производительность, или уменьшить объем работ. Сменная производительность рабочих qmax при данном уровне производительности одного рабочего q1 определяется максимальным количеством рабочих, одновременно работающих на вагоне umах, т. е.

Это указывает на необходимость при разработке технологического процесса ремонта вагона предусматривать возможно большее количество рабочих, одновременно работающих на каждом вагоне. Однако это количество ограничивается условиями охраны труда и техники безопасности работ. Кроме того, при большой плотности работ рабочие могут мешать друг другу, что приведет к снижению производительности труда.
Таким образом, возможности увеличения числа рабочих, одновременно работающих на одном вагоне, ограничены. Что касается сокращения объема работ на вагоне при данном его состоянии и действующих правилах ремонта, то оно может быть сделано только за счет передачи некоторой части работ в другие цехи.
Рассматривая эти слагаемые, видно, что часть работ может выполняться как в сборочном, так и в ремонтно-комплектовочном цехе или отделении, вне сборочных позиций. Для выполнения этой части работ могут быть использованы рабочие, не занятые в сборочном цехе.
Если обозначить объем работ, передаваемых в ремонтно-комплектовочный цех или отделение, через Gp, то оставшийся объем работ в сборочном цехе Gмin будет
(44) а минимальный простой вагона в ремонте при этом

Отсюда следует, что для сокращения простоя вагонов в ремонте следует в технологическом процессе предусматривать максимально возможное освобождение бригад сборочного цеха от выполнения ремонтных работ непосредственно на позициях с организацией ремонта деталей и узлов, а также их комплектовки в ремонтно-комплектовочном цехе или отделении.
Однако следует иметь в виду, что между Gз, GM и Gр имеется прямая зависимость. Чем больше деталей и узлов будет передано для ремонта в ремонтно- комплектовочный цех, тем больше будет объем разборочных и монтажных работ.
Поэтому сделанный ранее вывод будет справедлив при условии, если
(45)
где Gyз—объем разборочных работ на узлах или деталях, передаваемых в ремонтно-комплектовочный цех;
Gум —объем монтажных работ на узлах или деталях, вернувшихся из ремонтно-комплектовочного цеха;
Gyp —объем ремонтных работ на узлах или деталях при условии выполнения их на вагоне без отъемки;
Gyp—объем ремонтных работ на узлах или деталях при выполнении их в ремонтно-комплектовочном цехе.
Следовательно, передача деталей или узлов для ремонта в ремонтно-комплектовочные цехи будет целесообразна лишь в случае, когда трудоемкость ремонта того или иного узла или детали в этих цехах, с учетом производства разборочных и сборочных работ на вагоне, будет не больше трудоемкости их ремонта при выполнении его непосредственно в вагоносборочном цехе.
Существует две формы организации труда при ремонте вагонов: первая, когда одна группа рабочих от начала и до конца выполняет все ремонтные работы на вагоне, относящиеся к данной профессии или ряду профессий, включенных в состав группы: разборку, ремонт деталей и узлов и сборку их; вторая, при которой группы рабочих данной профессии специализируются по характеру работ. При этом каждый из видов работ — разборка, ремонт деталей, сборка и другие работы — выполняется отдельными группами.
Трудоемкость всех ремонтных работ на вагоне G складывается из объемов разборочных работ Gз, монтажных (сборочных) GM и собственно ремонтных Gp, т. е.
(43)

Специализация групп рабочих на выполнении однородных работ способствует повышению производительности труда; поэтому основной формой организации труда при ремонте вагонов является производство работ специализированными бригадами.