Содержание материала

На балансе магистральных железных дорог общего пользования, кроме ППЖТ, находятся 11,3 тыс. подъездных путей. Кроме того, у железных дорог имеется 36,5 тыс. договоров с предприятиями и организациями различных ведомств на обслуживание подъездных путей, на их ремонт и содержание.
Прогрессивной формой организации промышленного железнодорожного транспорта признана хозрасчетная система межотраслевого. железнодорожного транспорта, охватывающая 162 предприятия промышленного железнодорожного транспорта, обслуживающие в крупных узлах тысячи промышленных предприятий (от 2—3 др 15—20 предприятий на каждое ППЖТ в промышленных центрах). Все ППЖТ входят в 16 объединений, расположенных в различных регионах страны, руководит которыми Главпромжелдортранс МПС.
Дальнейшая концентрация промышленного железнодорожного транспорта путем объединения ведомственных транспортных цехов в крупные предприятия и объединения будет продолжаться. Кроме того, производится ликвидация мелких, неэффективных транспортных хозяйств и передача их на баланс и обслуживание железных дорог. Ликвидируются также малодеятельные подъездные пути, не имеющие технологических перевозок. Экономические показатели работы ППЖТ значительно лучше, чем на разрозненных мелких подъездных путях. Предприятия межотраслевого промышленного железнодорожного транспорта работают более чем со 130 станциями по единой технологии, в том числе с многими станциями ППЖТ имеют единую норму оборота вагонов.
Экономический эффект при объединении транспортных хозяйств достигается в результате:
лучшего использования локомотивного парка и погрузочно- разгрузочных машин и механизмов;
переработки массовых грузов на укрупненных выгрузочных базах; организации комплексных бригад по погрузке и разгрузке вагонов, обслуживающих в течение смены нисколько грузовых фронтов;
повышения технического состояния подвижного состава, погрузочно-разгрузочной техники, путевого хозяйства за счет организации централизованного ремонта и создания высококвалифицированных кадров ремонтников;
сокращения простоя вагонов магистрального транспорта;  внедрения новой техники и передовой технологии, более совершенной организации производства.
Использование преимуществ объединенного хозяйства позволяет повышать производительность труда, снижать себестоимость перевозок и погрузочно-разгрузочных работ. Для повышения эффективности работы ППЖТ предусматривается дальнейшее укрепление их материально-технической базы на основе ускорения научно- технического прогресса, интенсификации производства и коренного улучшения качества работы.
Предприятия Главпромжелдортранса осуществляют:
перемещение Вагонов от приемо-сдаточных путей станций железных дорог до погрузочно-разгрузочных фронтов отправителей (получателей) грузов и от погрузочно-разгрузочных фронтов отправителей (получателей) до приемо-сдаточных путей;
технологические перевозки грузов в вагонах, принадлежащих предприятиям Главпромжелдортранса;
ППЖТ предоставляют грузоотправителям (получателям) для перевозки грузов по железным дорогам вагоны «вертушки», принадлежащие предприятиям Главпромжелдортранса или арендованные ими.
Для улучшения общих результатов эксплуатационной деятельности станций железных дорог и предприятий Главпромжелдортранса последние при необходимости оказывают помощь станциям железных дорог локомотивами, вагонами для хозяйственных перевозок, погрузочно-разгрузочной техникой и бригадами механизаторов и грузчиков для выполнения работ на местах общего пользования.
Подразделения железных дорог в установленном порядке могут оказывать предприятиям Главпромжелдортранса помощь в производстве ремонта железнодорожных путей силами путевых машинных станций (ПМС), подвижного состава, устройств СЦБ и связи, выделять снегоуборочную технику и др.
Руководители предприятий Главпромжелдортранса и начальники станций обеспечивают взаимодействие в работе, наиболее эффективное использование транспортных средств, для чего организуют сменно-суточное планирование эксплуатационной работы, осуществляют в установленном, порядке взаимную информацию о подходе поездов и грузов, совместно проводят разборы оперативной работы и анализ производственной деятельности станции и предприятий 
Главпромжелдортранса, принимают меры по обеспечению сохранности перевозимых грузов, вагонов и безопасности движения.
По соглашениям с железными дорогами предприятия Главпромжелдортранса своим локомотивом могут производить маневровую работу, подачу и уборку вагонов на фронты погрузки и выгрузки. При необходимости такая же помощь оказывается станцией предприятию Главпромжелдортранса. Порядок производства расчетов за оказанные услуги устанавливается соглашением.
Работники предприятий Главпромжелдортранса определяют остатки неразгруженных вагонов на конец отчетных суток, задержанных под выгрузкой сверх установленных сроков отдельно —  по вине грузополучателей, обслуживаемых предприятиями Главпромжелдортранса, и по вине предприятий Главпромжелдортранса, а затем передают данные начальнику железнодорожной станции.
Предприятия Главпромжелдортранса, а также обслуживаемые ими предприятия, организации и стройки при выполнении погрузочно-разгрузочных работ обязаны:
производить погрузку-выгрузку с соблюдением Правил перевозок, Технических условий погрузки и крепления грузов и обеспечивать сохранность грузов и подвижного состава, устанавливать при погрузке и снимать при выгрузке приспособления, крепежные материалы, производить укладку грузов в соответствии с действующими инструкциями по обеспечению безопасных условий работы.
Для осуществления перевозок грузов и выполнения погрузочно- разгрузочных работ предприятия Главпромжелдортранса имеют на своем балансе железнодорожные пути, обустройства локомотивного и вагонного хозяйства, подвижной состав, погрузочно-разгрузочные машины и механизмы и другое оборудование.
Технические средства, сооружения и обустройства грузового хозяйства по своей мощности, пропускной и перерабатывающей способности должны обеспечивать выполнение заданного объема перевозок грузов, своевременную обработку подвижного состава, выполнение в установленные сроки операций по перевозке и переработке грузов, механизацию погрузочно-разгрузочных работ, рациональное использование вагонов, локомотивов и их сохранность, обеспечение безопасности движения, соблюдение правил по технике безопасности.
Предприятия Главпромжелдортранса совместно со станциями железных дорог обязаны:
способствовать выполнению промышленными предприятиями, организациями и стройками государственных планов перевозок народнохозяйственных грузов;
повышать качество эксплуатационной работы и транспортного обслуживания;
улучшать использование транспортных средств на основе взаимодействия, ритмичной и слаженной работы;
выполнять установленные Министерством путей сообщения и начальниками железных дорог технические нормы загрузки вагонов и контейнеров исходя из необходимости максимального использования грузоподъемности и вместимости вагонов (контейнеров) с учетом рациональных методов подготовки грузов к перевозке;
тщательно очищать вагоны и контейнеры с внутренней и наружной сторон от остатков груза и мусора.
Важнейшим резервом улучшения эксплуатационной работы магистральных железных дорог и промышленного транспорта является четкое взаимодействие в работе станций примыкания, подъездных железнодорожных путей предприятий и организаций на основе единой технологии. Единый технологический процесс работы подъездного пути и станции примыкания должен обеспечивать выполнение планов производства и перевозок грузов, содержание вагонного парка в технически исправном состоянии и сохранность вагонов при погрузке, разгрузке и выполнении маневровой работы, учитывать особенности работы предприятия и станции, предусматривать максимальное использование подвижного состава и технических устройств транспорта, а также способствовать ритмичной и слаженной работе предприятия и станции магистральной дороги.
Одной из важнейших форм взаимодействия коллективов промышленного железнодорожного транспорта с магистральными дорогами является широкое распространение социалистического соревнования смежников. Опыт такого трудового содружества и четкого взаимодействия коллективов смежных видов транспорта накоплен в крупных узлах: Одессе, Ленинграде, Челябинске, Электростали. Соревнование помогает повысить качество транспортного обслуживания предприятий промышленности, строительства, сельского хозяйства, сократить простои подвижного состава, ускорить доставку грузов, улучшить техническое состояние вагонов.

Вопросы для самостоятельной работы

  1. Роль транспорта в общественном производстве и в жизни общества.
  2.  Марксистско-ленинское учение о транспорте как сфере материального производства.
  3. Особенности продукции и кругооборота средств на транспорте.
  4.  Роль промышленного транспорта в процессе общественного производства и его место в единой транспортной системе СССР.
  5. Преимущества объединенного промышленного железнодорожного транспорта.