ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
9.1. СОДЕРЖАНИЕ И ПОКАЗАТЕЛИ ПЛАНА
Организация транспортного обслуживания и планирование работы предприятий промышленного железнодорожного транспорта определяются рядом важнейших документов, имеющих единое для всей железнодорожной сети значение, к которым относятся: Устав железных дорог Союза ССР, Правила транспортного обслуживания предприятий и организаций межотраслевым промышленным железнодорожным транспортом МПС, Правила технической эксплуатации железных дорог Союза ССР, график движения и план формирования поездов, система комплексного регулирования парка грузовых вагонов, единые технологические процессы работы станций и подъездных путей предприятий и организаций, единые технологические процессы работы железнодорожных станций, морских и речных портов, автомобильных транспортных предприятий и аэропортов. Вместе с тем в организации и порядке работы каждого предприятия промышленного железнодорожного транспорта имеются специфические особенности в организации поездной и грузовой работы, в обработке вагонов, которые обусловлены природными и климатическими условиями, объемом и структурой перевозимых грузов, распределением их по предприятиям и организациям и во времени, числом главных путей на перегонах и путевым развитием станций, видом тяги и серий локомотивов, средствами автоматики и другими факторами.
Предприятия промышленного железнодорожного транспорта в своей работе используют вагоны и локомотивы собственного парка и парка МПС. Подвижной состав является активной частью основных производственных фондов и интенсивность его использования оказывает влияние на экономические показатели работы предприятия. Задачей планирования является разработка такого плана работы локомотивов и вагонов, который обеспечивал бы освоение плановых заданий объемов перевозок с минимальными затратами подвижного состава, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Основой для разработки плана работы подвижного состава ОТХ, ПТУ, ППЖТ является план перевозок. Он определяет объем эксплуатационной работы подвижного состава предприятия промышленного железнодорожного транспорта и парка МПС. План работы подвижного состава содержит показатели объема работы и качества использования вагонов и локомотивов.
При разработке плана работы подвижного состава используются данные анализа о его эксплуатации, резервы по повышению статической нагрузки вагонов МПС и собственного парка, сохранению времени простоя вагонов под грузовыми и техническими операциями, снижению времени оборота вагонов собственного парка, росту производительности локомотивов.
Эксплуатационная работа зависит от информации о подходе грузов, четкого ритма основного производства промышленных предприятий, наличия устойчивых экономически обоснованных запасов готовой продукции на складах, регулярного поступления недостающего · порожняка и своевременной выгрузки поступивших вагонов.
Для характеристики работы подвижного состава применяют количественные и качественные показатели.
Различают три группы количественных показателей: показатели, характеризующие выполнение определенного цикла работы, пробеги подвижного состава и затраты времени подвижным составом.
Показатели второй группы — пробеги вагонов и локомотивов. Пробег вагонов измеряется вагоно-километрами. Он определяется по видам движения, типам вагонов и состоянию (груженое и порожнее) и является важным показателем при расчете затрат, связанных с работой вагонного парка. Пробег локомотивов исчисляют в локомотиво-километрах. Подразделяется он по видам движения, родам тяги и выполняемой работе. Для характеристики работы локомотивов применяется также показатель тонно-километры брутто поездной работы.
К показателям третьей группы относят вагоно-часы и локомотиво-часы. Определяют эти показатели по видам движения, родам тяги и элементам перевозочного процесса.
Количественные показатели работы подвижного состава используются при расчете потребности в вагонном и локомотивном парках, в мощности ремонтной базы и постоянных устройств, в электроэнергии и топливе. На объемные показатели эксплуатационной работы оказывают влияние размеры и характер перевозочной и маневровой работы, уровень организации эксплуатационной работы, характеризующийся качественными показателями использования вагонов и локомотивов.
Качественные показатели характеризуют степень использования подвижного состава по грузоподъемности, мощности, времени, скорости движения, пробегу и выполненному объему работы в единицу времени (по производительности). Величина качественных показателей зависит от технической оснащенности предприятий промышленного железнодорожного транспорта, применения прогрессивной технологии, уровня организации перевозочной, маневровой и погрузочно-разгрузочных работ, а также от уровня взаимодействия промышленного железнодорожного транспорта с основным производством промышленных предприятий и с работой магистрального транспорта.
Ускорению оборачиваемости вагонов способствует широкое внедрение на предприятиях промышленного железнодорожного транспорта комплексной системы эффективного использования вагонов (КСЭИВ). Эта система предусматривает применение передовых методов погрузочно-разгрузочных работ во всех подразделениях железных дорог и промышленных предприятий, осуществление мероприятий по развитию и поддержанию в технически исправном состоянии подъездных путей и транспортно-складского хозяйства, по полному использованию грузоподъемности вагонов, обеспечению должной их сохранности и очистки.
Функционирование КСЭИВ и регламентация обязанностей ППЖТ и промышленных предприятий и их взаимодействие определяются системой стандартов, которые охватывают нормирование и учет эффективного использования вагоно-часов, стимулирование за экономию вагоно-часов и взаимную ответственность за невыполнение плана погрузки и нормы вагоно-часов, организацию подачи и уборки вагонов по грузовым фронтам и взаимную предварительную информацию, оценку качества труда работников, техническое обслуживание вагонов, передаваемых на подъездные пути, использование вагонов по грузоподъемности и вместимости, обеспечение сохранности вагонов при производстве погрузочно-разгрузочных работ, требования к техническому содержанию и оснащению подъездных путей, соблюдение техники безопасности при производстве маневровых и погрузочно-разгрузочных работ.
ПОКАЗАТЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВАГОНОВ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИХ УЛУЧШЕНИЯ
Для анализа и планирования работы вагонов применяются следующие показатели: статическая нагрузка вагона, время простоя вагона, оборот и производительность вагона.
Статическая нагрузка вагона рст показывает, какое количество тонн груза приходится в среднем на один вагон в момент погрузки. На величину средней статической нагрузки влияет структура перевозимых грузов и вагонного парка, степень использования грузоподъемности вагона, качество технических норм загрузки и другие факторы. Статическая нагрузка характеризует использование средневзвешенной грузоподъемности вагонов при данной структуре вагонного парка. Средние статические нагрузки вагонов по родам грузов служат для определения количества вагонов по каждому роду груза. Общее количество вагонов рассчитывают как сумму их по каждому роду грузов. Плановая средняя статическая нагрузка с учетом типа вагонов, в которых перевозится груз, доли каждого типа вагонов при перевозке данного груза и технической нормы загрузки каждого типа вагонов при перевозке данного груза
Повышение статической нагрузки является одним из важнейших направлений роста эффективности работы железнодорожного транспорта и может осуществляться путем внедрения большегрузных вагонов, новых технических норм загрузки вагонов, лучшего использования грузоподъемности платформ и полувагонов при перевозке легковесных грузов, применения стандартной тары и т. д.
Повышение статической нагрузки приводит к сокращению пробегов вагонов и локомотивов, уменьшению количества тонно-километров брутто, парков вагонов и локомотивов и числа поездов. Сокращение потребности в парках вагонов и локомотивов уменьшает объем капитальных вложений в его развитие, а сокращение числа поездов снижает степень заполнения пропускной способности участков, уменьшает потребность в ее развитии и обеспечивает рост скорости движения поездов.
Уменьшение пробегов вагонов и локомотивов, тонно-километров брутто, вагоно- и локомотиво-часов позволяет снизить эксплуатационные расходы на содержание и ремонт подвижного состава, его амортизацию, содержание локомотивных бригад, затраты на дизельное топливо и электроэнергию, на техническое обслуживание, ремонт и амортизацию верхнего строения пути и др.
Сокращение времени оборота вагона может быть получено как результат уменьшения полного рейса вагона, роста технической скорости, снижения числа и продолжительности остановок на промежуточных станциях и времени простоя под техническими и грузовыми операциями, увеличения участков обращения локомотивов и пробега поездов без технического обслуживания вагонов.
Полный рейс в пределах сети представляет собой расстояние, которое проходит вагон рабочего парка от одной погрузки до другой. Он определяется делением вагоно-километров на работу. На дороге или отделении полный рейс рассчитывают как отношение вагоно-километров, выполненных этими подразделениями, на работу.
При уменьшении полного рейса вагона на 1 % в среднем по сети оборот вагона сокращается на 0,85 %.
Норма простоя вагона МПС на путях предприятия устанавливается планом-графиком работы, разрабатываемым на основе единого технологического процесса работы предприятия и станции примыкания железной дороги. Норма простоя вагона на путях предприятия (условного оборота) в сутках определяется в расчете на одну грузовую операцию по формуле
Таблица 9.1. Расчет экономии годовых эксплуатационных расходов
Сокращение времени простоя вагона на путях предприятия в результате роста скорости движения, снижения времени на подачу и уборку вагонов, времени на одну грузовую операцию и на технические операции приводит к уменьшению потребности в вагонном парке и, следовательно, к улучшению использования основных фондов и экономии единовременных капитальных вложений, уменьшению текущих расходов на амортизацию, ремонт и техническое обслуживание вагонов, ускорению сроков доставки грузов и уменьшению стоимости грузов, находящихся в пути, возможности освоить один и тот же объем перевозок грузов меньшим размером вагонного парка или освоить прирост объема перевозок грузов при одном и том же парке вагонов.
На производительность вагона рабочего парка оказывают влияние статическая нагрузка на вагон и скорость его продвижения, порожний пробег вагонов, время простоя под грузовыми и техническими операциями.
ПОКАЗАТЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОКОМОТИВОВ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИХ УЛУЧШЕНИЯ
К показателям, характеризующим использование локомотивов, относятся: масса поезда, бюджет времени работы локомотива, производительность локомотива, коэффициент использования локомотива и др.
Повышение массы поезда является одним из основных и эффективных направлений освоения возрастающих объемов перевозок. Рост массы поезда позволяет один и тот же объем перевозок выполнять с меньшими затратами поездо- и локомотиво-километров, а следовательно, уменьшается потребность в локомотивах и локомотивных бригадах, в развитии пропускной способности железнодорожных линий и мощности ремонтной базы, сокращается расход электроэнергии и дизельного топлива. В конечном счете достигается экономия капитальных вложений в развитие пропускной способности линий, мощности заводской и деповской базы ремонта локомотивов, в локомотивный парк, а также экономия годовых эксплуатационных расходов на техническое обслуживание, ремонт и реновацию Локомотивов, на топливо и электроэнергию для тяги поездов, маневровую работу и на заработную плату локомотивных бригад. Однако увеличение массы поезда вызывает дополнительные затраты, связанные с простоем вагонов под накоплением. Поэтому необходимо полученный экономический эффект от увеличения массы поезда сопоставить с дополнительными затратами по простою вагонов под накоплением. Кроме того, следует учитывать дополнительные капитальные вложения, связанные с внедрением более мощных локомотивов: на удлинение станционных путей, замену локомотивного парка, реконструкцию деповского хозяйства и др.
Бюджет времени работы локомотива учитывают в локомотиво- часах по следующим элементам: в хозяйстве (локомотиво-часы в эксплуатационном парке), на внеплановом ремонте, в простое из-за отсутствия локомотивных бригад, в эксплуатации. Эксплуатируемый парк локомотивов рассчитывается по видам работ (в поездной работе, на маневрах, на спецперевозках). Эксплуатируемый парк поездных локомотивов определяется как сумма потребного количества локомотивов по участкам, обслуживаемым предприятием промышленного железнодорожного транспорта. Потребный парк локомотивов на участке
Потребность в парке локомотивов на спецперевозках (перевозке горячего металла, огненно-жидких шлаков и др.) рассчитывается по контактным графикам или аналитическим путем в зависимости от технологического процесса основного производства промышленного предприятия.
Коэффициент использования локомотивов определяется как частное от деления эксплуатируемого локомотивного парка на инвентарный парк локомотивов. Инвентарный парк локомотивов включает в себя эксплуатируемый парк и установленное по норме количество локомотивов, находящихся в ремонте и запасе.
Производительность локомотива является комплексным показателем использования локомотивов и определяется как отношение объема перевозок в тоннах к эксплуатируемому парку. Она характеризует использование локомотивов во времени и мощности.
Повышение интенсивности использования локомотивов, сокращение непроизводительных простоев, рост ремонтопригодности и безотказности их работы позволяют уменьшить локомотиво-часы на поездную, маневровую работу и спецперевозки и сократить не только размер эксплуатируемого, но и инвентарного парка локомотивов. Экономический эффект при этом выражается экономией единовременных капитальных затрат в локомотивный парк, в развитие ремонтной базы и снижением эксплуатационных затрат на техническое обслуживание, ремонт и реновацию локомотивов, заработную плату локомотивных бригад, топливо и электроэнергию для тяги поездов и маневровой работы.
Вопросы для самостоятельной работы
- Структура плана работы подвижного состава.
- Классификация количественных показателей работы подвижного состава.
- Качественные показатели использования подвижного состава и их значение для оценки работы ППЖТ.
- Экономическая эффективность улучшения показателей использования вагонов и локомотивов.