Для квалифицированного и эффективного управления транспортными процессами или отдельными объектами необходимы соответствующие данные (отчетность, рапорты, доклады), которые становятся информацией, если они получат содержание и форму, пригодную для использования в процессе управления. Информация представляет собой совокупность необходимых сведений, которые используются для активного воздействия на систему управления в целях ее развития, совершенствования и повышения эффективности ее функционирования, будь то завод, цех, предприятие или подъездной путь. Поэтому информация выступает как основа управления и на ее базе принимаются нужные управленческие решения долговременного или оперативного характера, осуществляется контроль за выполнением принятых решений и состоянием объекта (системы) управления.
Процесс управления в значительной степени — это сбор и передача информации о состоянии объекта, переработка ее для выработки управленческих решений и обратный процесс, т. е. выдача новой информации в виде управленческих команд и доведение ее до исполнителя. Источниками и одновременно потребителями информации на промышленном железнодорожном транспорте являются его структурные подразделения. Имеется много разновидностей форм представления, обработки, хранения и потребления информации. Важнейшей из них является разнообразная экономическая информация о производственно-хозяйственной деятельности предприятий. Ее особенность заключается в том, что она отражает все результаты производства и управления им в основном в числовом виде (в натуральных, трудовых, денежных измерителях). Эту информацию можно кодировать, записывать на различные носители, передавать на расстояние, хранить и осуществлять поиск с помощью технических средств.
По отношению к функциям управления различают информацию: плановую, нормативную и учетную; последняя включает в себя бухгалтерскую, статистическую и оперативно-техническую информацию, которая дает полную характеристику деятельности управляемого объекта.
По отношению к системе управления информация может быть внутренней и внешней, а последняя делится на входную и выходную. Внутренняя информация — это данные о ходе производства на предприятии (о выполнении плана, о производительности труда и др.), а внешняя состоит из директивных указаний, плановых заданий и т. д.
Первичная информация возникает при выполнении производственных операций на рабочем месте, участках, в цехе. Обработанная по определенной программе она превращается в производную информацию. Последняя подразделяется на промежуточную и результативную, к которым относятся, например, бухгалтерские и статистические отчеты, результаты экономического анализа и др.
По стабильности различают информацию постоянную и переменную, хотя постоянство информации носит условный характер, ибо с течением времени она может меняться. К этому виду информации относятся многие научно-технические данные, нормы расхода материальных ресурсов, расходные ставки, цены, коды и названия дорог, станций и т. п.
Переменная информация — это в основном оперативная, характеризующая состояние производства в каждый конкретный период времени. К ней относятся данные о ежесуточном ходе выполнения плана погрузочно-разгрузочных, маневровых работ (или по интервалам суток), расходе топлива, электроэнергии, о передаче вагонов на магистральные железные дороги и обратно и другие, отражающие динамизм производственного процесса.
Вся информация, поступающая в органы управления, должна быть достоверной, полезной. Недопустимы какие-либо приписки, искажающие правильность отчетных данных, за что виновные должны нести строгую ответственность.
В связи с постоянным возрастанием объемов информации возникает объективная необходимость ускорения ее обработки с помощью технических средств, чтобы не затягивать, а своевременно принимать управленческие решения. Кроме того, темпы развития производства диктуют необходимость оперативного вмешательства управленческого персонала в производственный процесс. В этих условиях все шире применяются информационные системы. Они представляют собой организационно оформленную совокупность информационных потоков, документов, каналов связи и технических средств, обеспечивающих взаимосвязь между подсистемами. Независимо от уровня механизации и автоматизации все такие системы являются человеко-машинными, где человек взаимодействует с вычислительной техникой и за ним сохраняется основная роль в процессе управления. Ибо только человек (например, руководитель производства) формирует цель системы, определяет задачи управления ею, направления их реализации для получения высоких конечных производственных результатов.
Создаваемая комплексная автоматизированная система управления (АСУ ППЖТ) позволит обеспечить потребности в информации всех подразделений управляемой системы для решения комплекса взаимосвязанных задач по эффективному управлению перевозочным процессом и совершенствованию планирования.
Вопросы для самостоятельной работы
- XXVII съезд о перестройке управления экономикой страны.
- Ленинские принципы управления производством.
- Функции и структура управления промышленным железнодорожным транспортом.
- Экономические методы управления.
- Ленинский стиль работы и требования к руководителю.
- Роль АСУ и компьютеров в управлении.