Содержание материала

Глава 14
НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА

ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА

Социалистическая организация труда представляет собой совокупность мероприятий, которые при данном уровне техники и организации производства обеспечивают планомерное и наиболее рациональное использование рабочей силы и средств производства в целях неуклонного повышения производительности труда. Комплекс этих мероприятий охватывает многие стороны процессов труда и производства. Важнейшими направлениями совершенствования организации труда на предприятиях промышленного железнодорожного транспорта являются: совершенствование форм разделения и кооперации труда, т.е. наиболее рациональная расстановка кадров в коллективе; улучшение организации и обслуживания рабочих мест; рационализация приемов и методов труда, что обеспечивает экономию рабочего времени, предотвращает преждевременное утомление работников в процессе труда; улучшение нормирования труда; совершенствование системы стимулирования труда, т.е. выбор наиболее эффективных в данных конкретных условиях форм материального и морального стимулирования работников за высокие трудовые показатели; обеспечение безопасных условий труда и установление рационального режима труда и отдыха; улучшение подготовки и повышение квалификации работников; укрепление дисциплины труда и повышение творческой активности.
На XXVII съезде КПСС указывалось на необходимость создавать более благоприятные условия для высокоэффективного труда, улучшать санитарно-гигиенические условия и технику безопасности, повышать культуру производства, активнее внедрять научную организацию труда, коллективный подряд, рациональнее использовать рабочее время, создать единую общегосударственную систему планирования, учета, аттестации и рационализации рабочих мест, последовательно сокращать применение ручного и тяжелого физического труда, особенно на погрузочно-разгрузочных, складских и других вспомогательных работах.
Под научной организацией труда понимается организация труда, основанная на достижениях науки и передовом опыте, систематически внедряемых в производство, которая позволяет наиболее эффективно соединить технику и людей в едином производственном 232 процессе и обеспечивает повышение производительности труда, сохранение здоровья человека и постепенное превращение труда в первую жизненную потребность.
Научный подход к организации труда предполагает как широкое использование практического опыта, так и теоретических основ НОТ — политической экономии социализма. Организация труда на научной основе предполагает также широкое и глубокое использование достижений в области физиологии и психологии труда, санитарии и гигиены труда, эргономики, инженерной психологии, производственной эстетики, трудового права. Из требований объективных экономических законов социализма вытекают основные задачи НОТ, которые заключаются в экономии и рациональном использовании трудовых, материальных и денежных ресурсов, росте производительности труда и на этой Основе повышении эффективности производства; в создании на производстве наиболее благоприятных условий для нормального функционирования и воспроизводства рабочей силы, для сохранения здоровья и работоспособности трудящихся, в обеспечении условий постоянного роста культурно-технического уровня работников, всестороннего и гармоничного их развития, всемерного повышения степени привлекательности труда.
К задачам НОТ также относятся: совершенствование организации труда на базе комплексного развития техники и технологии перевозочного процесса, погрузочно-разгрузочных работ, ремонта транспортных средств, привлечение трудящихся предприятий к разработке планов совершенствования организации труда и управления, составление планов НОТ предприятий промышленного железнодорожного транспорта и контроль за их выполнением.
Реализация задач НОТ достигается путем соблюдения ряда общих научных принципов, которые определяют методологический подход к решению всего комплекса вопросов совершенствования практики социалистического хозяйствования. К этим принципам относятся: научность, плановость, системность, непрерывность, нормативность, демократический централизм, заинтересованность и ответственность, экономичность.
Использование достижений различных областей знания, соблюдение общеметодологических принципов при организации трудовой деятельности работников предприятий промышленного железнодорожного транспорта создают все необходимые предпосылки для успешного решения задач НОТ. Важнейшим показателем рациональности организации труда в коллективе предприятия является степень полезного использования рабочего времени, зависящая От применения более совершенных форм организации труда по всем направлениям.
Разделение и кооперация труда является одним из направлений совершенствования организации и повышения производительности труда. Производство немыслимо без сотрудничества, кооперации людей, порождающей определенное распределение деятельности.

«Очевидно само собой,— писал К. Маркс,— что эта необходимость распределения общественного труда в определенных пропорциях никоим образом не может быть уничтожена определенной формой общественного производства,— измениться может лишь форма ее проявления».
В. И. Ленин писал: «Для того чтобы повысилась производительность человеческого труда, направленного, например, на изготовление какой-нибудь частички всего продукта, необходимо, чтобы производство этой частички специализировалось, стало особым производством, имеющим дело с массовым продуктом и потому допускающим (и вызывающим) применение машин и т.п.» Отсюда В. И. Ленин делал вывод, что специализация общественного труда «...по самому существу своему бесконечна — точно так же, как и развитие техники».2 Процесс распределения людей в социалистическом производстве, связанный с ростом специализации, осуществляется сознательно и планомерно.
Общественное разделение труда при социализме находит свое проявление в следующих видах: разделение труда между отраслями общественного производства, между предприятиями внутри отраслей и между отдельными работниками внутри предприятий. Разделение труда на предприятии осуществляется по различным признакам: функциональному, технологическому, квалификационному и т.д. Все формы разделения труда взаимосвязаны и существуют одновременно.
Функциональное — это разделение труда по характеру участия исполнителей в производственном процессе. В масштабе предприятия промышленного железнодорожного транспорта различают рабочих, руководителей, специалистов и служащих. В свою очередь рабочие, выполняющие основные операции, относятся к основным, а выполняющие вспомогательные операции — к вспомогательным.
Технологическое — это разделение труда по степени однородности различных видов работ, что определяется главным образом структурой производственного процесса перевозок и ремонта транспортных средств, составом оборудования и механизмов. По технологической характеристике выполняемых работ рабочие делятся по профессиям: токари, слесари, электромонтеры, монтеры пути и т.д., а внутри профессий — по специальностям: например, слесарь-сборщик и слесарь инструментальщик и т.д.
Квалификационное — это разделение труда в зависимости от сложности, точности и ответственности выполняемых работ. 

Основой такого разделения труда является характер работ и уровень знаний и умений работников (их квалификация). Учет внутри каждой профессии (специальности) степени сложности, точности и ответственности выполняемых работ позволяет установить квалификацию рабочих.
Разделение труда позволяет одновременно выполнять совокупность различных работ перевозочного процесса, ремонта транспортных средств, сокращая длительность производственного цикла. Оно облегчает также задачу оснащения рабочих мест, создает стабильные условия для более полного использования средств механизации, сокращает количество рабочих движений, создает стабильные условия для трудовой деятельности, что является необходимой предпосылкой успешного формирования трудовых навыков, углубления знаний исполнителей, их специализации.
Квалификационное разделение труда предусматривает отделение сложных работ от простых. Например, производство работ по регулировке и ремонту отдельных узлов тепловозов в комплексной бригаде осуществляет слесарь более высокой квалификации, чем слесари, выполняющие другие работы по ремонту локомотива.
Основным принципом разделения труда является сочетание специализации рабочих с повышением их производственно-технических знаний. В каждом отдельном случае необходимо находить такой вариант разделения или объединения работ (основных и вспомогательных, однородных и разнородных, простых и сложных), при котором достигалась бы наибольшая экономия живого и овеществленного труда.
Из разделения труда вытекает необходимость его кооперации, т.е. объединения трудовых усилий обособленных рабочих в единый производственный процесс. Конкретными формами кооперации труда внутри предприятия являются межцеховая, внутрицеховая и внутри- участковая кооперация.
Межцеховая кооперация предполагает планомерное и совместное участие коллективов нескольких цехов в одном производственном процессе, например, кооперирование труда между основными цехами депо по ремонту подвижного состава (тележечного, колесного, механического, электромашинного, электроаппаратного, сборочного) с целью обеспечения непрерывности и ритмичности выпуска локомотивов, вагонов из ремонта.
Внутрицеховая кооперация специализированных участков продолжает и развивает межцеховую кооперацию. Например, кооперирование труда между рабочими участками (роликовым, по ремонту букс, обточке бандажей и др.) колесного цеха депо с целью обеспечения непрерывного и ритмичного выпуска колесных пар из ремонта. Формы кооперированных связей между участками зависит от характера специализации участков (технологическая или предметная).
Внутриучастковая кооперация характеризует производственные связи между отдельными рабочими участками и бригадами. В бригадах осуществляется кооперирование труда между отдельными ее членами. Показатели работы участка в значительной мере зависят от рациональности связей между исполнителями.

Разделение и кооперация труда взаимосвязаны. Формы и характер производственных связей зависят от применяемых орудий труда, технологии степени загруженности рабочих и оборудования, состава рабочих по квалификации и возможности совмещения операций. При организации труда на предприятиях промышленного железнодорожного транспорта должны учитываться особенности условий труда (под открытым небом, в любое время суток, года, работа под высоким напряжением и др.), напряженность работы некоторых групп исполнителей, обеспечение безопасности движения поездов и личной безопасности.
Важнейшими условиями достижения высокой производительности труда являются: рациональная организация рабочих мест, создание здоровых и безопасных условий, выбор наиболее рациональных режимов труда и отдыха, соблюдение надлежащей трудовой дисциплины.
Под рабочим местом понимается часть производственной площади, закрепленная за одним работником (или бригадой), оснащенная всеми необходимыми техническими и материальными средствами для наиболее полного и производительного выполнения производственного процесса. Рабочие места подразделяются по характеру труда на места ручной работы, механизированные и автоматизированные, по количеству используемого оборудования — на одностаночные и многостаночные, по числу рабочих, занятых совместным трудом, —  на индивидуальные и бригадные, а по месту положения — на стационарные и передвижные.
Оснащение каждого рабочего места в соответствии с его производственным профилем, специализацией, степенью механизации и автоматизации складывается из Основного и вспомогательного оборудования, инвентаря, технологической и организационной оснастки, устройств техники безопасности, санитарно-гигиенических, культурно-бытовых и энергетических.
Планировка оборудования и инвентаря на рабочем месте должна обеспечивать оптимальную траекторию перемещения предмета труда и рабочего в производственном процессе.
Организация обслуживания рабочих мест должна учитывать следующие основные принципы: плановость — подчинение регламента обслуживания рабочего места задачам и производственному ритму на рабочем месте; предупредительность процесса обслуживания — предварительное комплектование материалов, инструмента, технической документации и т. д. Совершенствование организации и обслуживания рабочих мест включает в себя мероприятия по улучшению оперативного планирования, организации материально-технического обеспечения, использования производительных площадей и оборудования, управления и контроля за качеством ремонта и др.
Проектирование организации труда и рабочих мест ведется в следующей последовательности: сначала выбирается необходимое основное оборудование, обеспечивающее технологический процесс, 
затем проектируется оснащение рабочего места вспомогательным оборудованием, инвентарем, технологической и организационной оснасткой. Следующим этапом является планировка рабочего места. Одновременно с планировкой проектируются методы труда, рациональная структура выполнения трудовых приемов и удобные рабочие позы, а также система обслуживания рабочего места.
Важное значение для совершенствования организации рабочих мест имеют их аттестация и рационализация. На предприятиях промышленного железнодорожного транспорта аттестация была проведена в конце 1987 г.
Аттестация рабочих мест предполагает:
комплексную оценку каждого рабочего места на его соответствие нормативным требованиям и передовому опыту по техническому и организационному уровню, условиям труда и технике безопасности;
выявление по результатам оценки рабочих мест, которые полностью соответствуют установленным требованиям, рабочих мест, где указанные параметры могут быть достигнуты после соответствующей рационализации или модернизации, а также лишних (незагруженных) рабочих мест и рабочих мест, модернизация которых неэффективна;
проведение технико-экономического анализа характеристик рабочего места и выработка решения о дальнейшем использовании (загрузке, рационализации, ликвидации) рабочего места, определение направлений, оценка возможностей и установление срока рационализации.
Рационализация рабочих — это разработка конкретных организационно-технических мероприятий, направленных на реализацию принятого решения и выполнение разработанных мероприятий.
При определении соответствия рабочего места нормативным требованиям используются государственные и отраслевые стандарты, Правила технической эксплуатации железных дорог Союза ССР, санитарные нормы и правила, нормы технологического проектирования, типовые проекты организации труда на рабочем месте, стандарты предприятий и др. При аттестации учитывается передовой отечественный и зарубежный опыт в области техники, организации труда и производства, условий труда и техники безопасности.
На основании оценок и тщательного технико-экономического анализа по каждому рабочему месту принимается одно из следующих решений: продолжать эксплуатацию без внесения изменений; дозагрузить, закрепив за данным рабочим местом операции, выполнявшиеся на ликвидированных рабочих местах; рационализировать с целью доведения критериев до нормального уровня; ликвидировать, передав операции на одно из аттестованных рабочих мест. Указанные решения с оценками критериев и необходимыми технико-экономическими расчетами приводятся в акте аттестации каждого рабочего места. Конкретные сроки проведения аттестации рабочих мест устанавливает руководитель предприятия. Периодичность аттестации определяется отраслевым положением, но не реже двух раз в пятилетку.
Качественные сдвиги в решении социальных вопросов невозможны без глубоких преобразований в содержании труда. Основную роль здесь призвана сыграть техническая реконструкция народного хозяйства — механизация, автоматизация, компьютеризация и роботизация. Реализация этих мероприятий на предприятиях промышленного железнодорожного транспорта позволит не только существенно уменьшить долю ручного труда, но и повысить качество эксплуатационной работы, качество содержания и ремонта технических средств. Улучшению трудовых процессов и разработке прогрессивных методов эксплуатации, содержания и ремонта технических средств предшествует изучение трудовых приемов, трудовых действий и трудовых движений каждого рабочего, отбор из них наиболее производительных по затратам времени и проектирование рационального трудового процесса. Изучается последовательность выполнения трудовых движений, выявляются лишние неэкономичные движения, целесообразность размещения всех элементов рабочего места и положение работника при выполнении операции.
Непременным условием сохранения здоровья человека, высокого уровня его работоспособности является соответствие условий труда психофизиологическим и санитарно-гигиеническим требованиям. К важнейшим факторам, определяющим уровень санитарно-гигиенических и эстетических условий труда, относятся: температура, влажность, запыленность и загазованность воздуха, шум, вибрация, освещенность, цвет и др. факторы, определяющие условия труда на предприятии промышленного железнодорожного транспорта, представлены на рис. 14.1.
Практика показывает, что при улучшении условий труда повышается коэффициент использования рабочего времени и производительность труда. Так, при правильно выбранной окраске оборудования н внутренних помещений производительность труда увеличивается на 2—5%, снижении шумов — на 10—15%, ликвидации загазованности или запыленности атмосферы — на 5—9%, содержании в чистоте оконных стекол — на 5—7%, с повышением температуры от 18 до 30°С снижается работоспособность на 18%, а при 40°С — на 30%.
К мероприятиям по улучшению условий труда относятся: уменьшение доли работ с вредными и тяжелыми условиями труда, механизация и автоматизация процессов труда, улучшение санитарно-гигиенических условий, выбор рациональной рабочей позы, внедрение промышленной эстетики и научно обоснованных режимов труда и отдыха, проведение мероприятий по охране труда, технике безопасности и др.

Зоны комфорта в трудовой деятельности человека
Рис. 14.1. Зоны комфорта в трудовой деятельности человека

Для создания целостной системы «человек — машина» при конструировании оборудования необходимо учитывать антропометрические особенности тела человека, его массу и размеры, возможные движения в состоянии рабочей позы и возможности приспособления во время трудовых процессов.

При создании машин, механизмов и оборудования необходимо учитывать требования физиологов, психологов и специалистов по промышленной эстетике и предусматривать целесообразные размеры и формы орудий труда, правильное расположение рычагов, рукояток и кнопок управления.

14.2. БРИГАДНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА

В целях повышения эффективности труда, усиления коллективной заинтересованности и ответственности за результаты работы, формирования у работников хозяйского отношения к использованию средств производства, как отмечается в Законе СССР «О государственном предприятии (объединении)», предприятие использует бригадный хозрасчет и подряд в качестве основных коллективных форм организации и оплаты труда.
Бригады, являясь важнейшей формой коллективного труда, представляют собой, с одной стороны, первичное звено в системе управления производством, а с другой, социальной стороны, характеризующей производственные отношения,— первичную ячейку трудового коллектива. Развитие бригадной формы организации труда является закономерным явлением для нынешнего этапа развития социалистического общества. Она в наибольшей степени отвечает современным требованиям производства, научной организации труда и возросшему образовательному и культурному уровню трудящихся, создает возможности для повышения содержательности труда, роста квалификации рабочих, эффективного использования рабочего времени и оборудования, а на этой основе повышения производительности труда и качества продукции. Важно также, что бригадная форма организации и оплаты труда способствует развитию демократических начал в управлении, укреплению трудовой дисциплины, воспитанию коллективизма, коммунистического отношения к труду и высоких нравственных принципов.
Основные типы бригад, порядок их образования, организация и оплата труда работников бригад определены Типовым положением о производственной бригаде, совете бригады, бригадире и совете бригадиров, утвержденным в новой редакции постановлением Госкомтруда СССР и Секритариата ВЦСПС от 30 марта 1984 г. В Типовом положении указано, что бригады, как правило, должны быть комплексными и в зависимости от особенностей производства специализированными.
Производственная бригада представляет собой первичный рабочий коллектив, объединяющий рабочих одинаковых или различных профессий, совместно выполняющих производственные задания и несущих коллективную ответственность за результаты труда.
Комплексная бригада организуется из рабочих различных профессий для выполнения комплекса технологически разнородных, но взаимосвязанных работ, охватывающих полный цикл производства продукции или ее законченной части. Для развития взаимозаменяемости и расширения совмещения профессий рабочие комплексных бригад наряду с работой по основной профессии (операции), как правило, должны овладеть дополнительно одной или несколькими профессиями (операциями). Под расширением трудовых функций понимается выполнение наряду с обязанностями по основной профессии отдельных функций, ранее исполняемых работниками других профессий. Совмещение профессий — это выполнение в течение рабочего дня нормальной продолжительности наряду с работами по основной профессии работ по другой совмещаемой профессии. Специализированная бригада объединяет, как правило, рабочих одной профессии, занятых на однородных технологических операциях. 

Комплексные и специализированные бригады могут быть сменными, если все входящие в их состав рабочие работают в одну смену, или сквозными, если в них включены рабочие всех смен.
Опыт показывает, что сквозные бригады, особенно комплексные, имеют преимущества перед сменными, так как они позволяют улучшить использование рабочего времени и оборудования за счет уменьшения его потерь и сокращения времени на выполнение подготовительно-заключительных и вспомогательных операций. В них создаются лучшие условия для планирования и учета объема выполняемых работ, уменьшения незавершенного производства, сокращения производственного цикла, повышения качества эксплуатационной работы и ремонта технических средств. Комплексные бригады на предприятиях промышленного железнодорожного транспорта создаются на маневровой и погрузочно-разгрузочной работах, техническом обслуживании, текущем ремонте подвижного состава, текущем содержании пути и т. д. Специализированные бригады организуются на ремонте устройств СЦБ, электроснабжения, ремонте отдельных узлов подвижного состава и т. д. В состав комплексных и специализированных бригад могут входить специалисты и служащие, которые принимают участие в производственном процессе, маневровые диспетчеры, дежурные по станции, операторы технических контор, электромеханики и т. д.
Выбор организационной формы бригады при ее создании определяется особенностями производственного процесса. На современном этапе экономического развития существующие бригады в целях повышения их роли и эффективности работы преобразуются в бригады нового типа — комплексные и сквозные бригады с оплатой труда по единому наряду за конечный результат и распределением заработка с учетом личного вклада каждого члена бригады в результаты общего труда бригады, т. е. с применением коэффициента трудового участия (КТУ).
Создание бригад нового типа осуществляется на основе результатов анализа производственных условий, комплекса мероприятий по приведению данного производства в соответствии с требованиями бригадной организации труда, системы планирования и учета, организации и управления производства, нормирования и оплаты труда, инженерного и материально-технического обеспечения. Для каждой бригады уточняется состав выполняемых работ, формируются планово-учетные единицы (отправленный поезд, отправленный или погруженный вагон, отремонтированный соответствующим видом ремонта локомотив и др.), обеспечивающие оплату труда по конечному результату, разрабатываются комплексные нормы затрат труда на планово-учетную единицу, определяется порядок оплаты. Бригаде устанавливается рабочая зона, охватывающая технологический процесс или его обособленную часть, за ней закрепляются производственная площадь и оборудование, предоставляются производственные ресурсы и необходимая техническая документация. 

По каждой бригаде определяются профессионально-квалификационный состав рабочих, их расстановка, режим труда и отдыха, порядок выполнения работ, оптимальные варианты совмещения профессий и операций, методы и приемы труда, набор и расположение коллективной и индивидуальной оснастки и средств малой механизации, нормы времени и нормы выработки на все операции, выполняемые бригадой, система материального и морального стимулирования.
Бригада создается приказом руководителя предприятия. Зачисление в нее производится с согласия работников. Возглавляет производственную бригаду бригадир — передовой квалифицированный рабочий, обладающий организаторскими способностями и пользующийся авторитетом у членов бригады. Совет бригады избирается ее членами открытым голосованием, как правило, на один год из числа наиболее авторитетных и квалифицированных работников. В совете сквозной бригады должны быть представители всех смен, в него входит и профгрупорг. Возглавляет совет бригады, как правило, бригадир. Состав совета бригады объявляется приказом по предприятию или цеху. Совет бригадиров предприятия избирает общим собранием бригадиров или собранием председателей советов бригад цехов. Он является совещательным органом при соответствующем руководителе и в своей работе руководствуется положением, утверждаемым администрацией предприятия (цеха) и комитетом профсоюза. Возглавляет его наиболее авторитетный бригадир. Решение совета бригадиров после утверждения соответствующим руководителем имеет силу приказа. Функции и права бригад и советов бригад, обязанности и права бригадиров, а также примерные функции, рекомендуемые для включения в положение о совете бригадиров, подробно изложены в Типовом положении.