Содержание материала

Для оценки уровня эффективности плановых мероприятий новой техники нужны критерий или несколько критериев, их совокупная оценка, их количественная мера. Критерий как категория качественная является мерой эффективности данного вида затрат (живого или овеществленного труда) или затрат в целом.
Критерий оценки уровня эффективности должен отражать главный признак, по которому делают вывод об эффективности капитальных вложений или плановых мероприятий. Выбор критерия вытекает из требований основного экономического закона социализма, он должен отражать главную цель - достижение оптимальности, наивысшей эффективности и качества производства.

Целесообразность тех или иных мероприятий определяется не только с точки зрения получения непосредственного экономического эффекта, но и с точки зрения их общественной значимости, их роли в решении социально-экономических, оборонных и политических задач, улучшении условий труда и обогащении его творческим содержанием. В современных условиях все более возрастает роль качественных и натуральных критериев — производительности общественного труда, материального и культурного уровня жизни советского народа.
Важнейшим направлением повышения качества продукции длительного пользования является увеличение ее надежности и долговечности. Повышение надежности уменьшает затраты на ремонт, сокрушает простои технических средств. Основной количественной мерой эффективности принято считать увеличение производства продукции высокого качества за счет роста общественной производительности труда, максимальной экономии материальных и трудовых затрат и соответствующего снижения себестоимости перевозок.
Главным критерием экономической эффективности капитальных вложений, внедрения новой техники и других плановых мероприятий является рост национального дохода, исчисленного в сопоставимых ценах. Результатом эффективно используемых капитальных затрат следует считать рост накоплений и потребления в народном хозяйстве в целом и рост прибыли отдельных отраслей и предприятий.
Прирост национального дохода (в сопоставимых ценах) при его заданной вещественной структуре рассматривается как абсолютный эффект капитальных вложений, а отношение этого эффекта к капитальным затратам, вызвавшим его, — как основной показатель их абсолютной эффективности. Это означает, что минимальные дополнительные затраты совокупного труда в расчете на единицу продукции должны сопровождаться максимально возрастающим абсолютным и относительным приростом национального дохода (чистой продукции).
Определение экономической эффективности предполагает анализ общей (абсолютной) и относительной (сравнительной) эффективности капитальных вложений, внедрения новой техники и организационно-технических мероприятий.

По предприятиям, объектам отдельным мероприятиям абсолютная экономическая эффективность определяется как отношение прироста прибыли к капитальным затратам, вызвавшим этот прирост, иначе говоря, как отношение разности между стоимостью годового продукта по проекту и себестоимостью годового выпуска продукции к затратам в объект производственного назначения

где Ц — стоимость годового продукта по проекту в оптовых ценах (без налога с оборота);
С — себестоимость годового выпуска продукции;
К — затраты на объект или стоимость объекта производственного назначения.
По отраслям, предприятиям, в транспортных цехах предприятий, где применяются расчетные цены, а также по планово-убыточным предприятиям показатель общей экономической эффективности определяется отношением экономии от снижения себестоимости продукции к вызвавшим эту экономию капитальным затратам

где С1 и С2 — себестоимость продукции до и после внедрения мероприятия; К — капитальные затраты.
Показатель общей экономической эффективности действующих производственных фондов по отраслям и предприятиям определяется отношением массы прибыли к сумме годовых производственных фондов (основных и нормируемых оборотных), т. е. уровнем рентабельности,

Показатель рентабельности не полностью характеризует экономическую эффективность, поскольку прибыль не включает в себя весь чистый доход, а цены на средства производства и тарифы, в которых содержится доля прибыли, отклоняются от действительной стоимости. Однако повышение рентабельности, в конечном счете, ведет к повышению общей народнохозяйственной эффективности.

Сроки окупаемости капитальных вложений по всем пунктам определяются как отношение капитальных затрат, вызвавших приросты чистого дохода или прибыли (экономии), к полученному в каждом отдельном случае экономическому эффекту:                             

Относительная (сравнительная) эффективность исчисляется лишь при выборе двух и более вариантов решения определенной производственной или хозяйственной задачи. Она характеризует экономические преимущества одного варианта по сравнению с другим или степень экономичности выбранного варианта, исчисляемую путем соизмерения капитальных затрат и эксплуатационных расходов.
Расчеты сравнительной (относительной) эффективности производятся на стадиях планирования или проектирования объектов. После того как объект создан, в ряде случаев целесообразно определять абсолютную эффективность.
Определение общей (абсолютной) и относительной экономической эффективности плановых мероприятий не исключает, а наоборот, предполагает комплексный анализ многих других натуральных, качественных и стоимостных показателей.
Задача технико-экономических расчетов эффективности плановых и проектных решений состоит в том, чтобы из множества факторов, влияющих на выбор оптимального варианта, найти, рассчитать главные, определяющие, установить внутреннюю связь и количественные зависимости между ними.
В. И. Ленин, анализируя громадные выгоды и экономическую эффективность электрификации всей страны, дал яркий пример всестороннего рассмотрения вариантов коренной реконструкции промышленности, сельского хозяйства и транспорта на новой технической базе современного крупного производства. В. И. Ленин показал, что при сравнении вариантов следует учитывать единовременные капитальные вложения текущие затраты, рабочую силу, транспорт, металл и т. д. Сравнение вариантов должно вестись как в ценностных (денежных), так и в натуральных показателях, определяя каждый раз отношения двух величин «с эффектом во столько-то раз» и определяя разность этих величин «нужно затратить больше на столько-то»1.
Важнейшим натуральным показателем эффективности является повышение производительности общественного труда. Доля живого труда на промышленном транспорте составляет в среднем 35— 40%, в на карьерном — почти половину всех затрат. 

Внедрение новой техники и технологии, проведение организационно-технических мероприятий уменьшают долю живого труда при увеличении доли овеществленного и при сокращении общей суммы затрат труда, что позволяет высвобождать работников для других нужд общества. В этом суть борьбы за повышение производительности труда.
Одним из крупных народнохозяйственных показателей эффективности плановых мероприятий является ускорение переработки вагонов и грузов, уменьшение количества грузов, находящихся на колесах и в пунктах погрузки-выгрузки на путях предприятий. Сокращение времени нахождения грузов в процессе перевозок на одни сутки высвобождает для производственного использования около 12 млн. т перевозимой продукции народного хозяйства, в том числе более 1/3 на путях промышленного транспорта. При средневзвешенной стоимости 1 т груза, равной 240 руб., единовременное высвобождение оборотных средств составит для народного хозяйства примерно 2,6 млрд. руб., в том числе по промышленному железнодорожному транспорту — около 1 млрд. руб. Кроме того, высвобождается большое количество локомотивов, вагонов и других средств. Уменьшение потребности в подвижном составе сокращает капитальные затраты на их производство и поставки, на содержание и ремонт, уменьшает количество локомотивных и поездных бригад и другого обслуживающего персонала, повышается общественная производительность труда.
К наиболее важным из натуральных показателей, оказывающим влияние на экономию затрат общественного труда, относятся также:
прирост пропускных и провозных способностей всей перерабатывающей системы;
увеличение объема перевозок при росте объема производства; сокращение потребностей в вагонах и локомотивах за счет повышения показателей использования подвижного состава — их производительности, скоростей движения поездов, массы составов, грузоподъемности вагонов, снижения количества подвижного состава, находящегося в ремонте;
повышение сроков службы подвижного состава, рельсов, машин, механизмов, их долговечности и надежности;
снижение массы подвижного состава на единицу мощности и грузоподъемности;
уровень комплексной механизации и автоматизации процессов труда и снижение трудоемкости всех видов погрузочно-разгрузочных работ, перевозок, ремонта подвижного состава, пути и других технических средств, улучшение условий труда, безопасность движения поездов.
При всей важности натуральных показателей, которые учитываются при технико-экономических обоснованиях, результаты расчетов эффективности, в конечном итоге, выражаются в стоимостной форме — в денежных показателях.
При проведении технико-экономических расчетов определяют следующие стоимостные показатели:
капитальные вложения по сравниваемым вариантам — общие на объект (или вариант) и удельные на единицу проектной мощности или на единицу объема работы;
текущие годовые эксплуатационные расходы на рассчитываемый объем работы или на единицу продукции в исходном и расчетном году;
годовые приведенные (соизмеренные) капитальные вложения и эксплуатационные расходы;
годовой эффект (в приведенных затратах).
Важным стоимостным показателем эффективности являются капитальные вложения (единовременные затраты) в основные фонды на весь срок их службы (подвижной состав, здания, сооружения, силовые установки и т. д.). К капитальным затратам при сравнении вариантов относят все денежные затраты в строительство новых, расширение, реконструкцию, модернизацию действующих основных фондов. Расчеты капитальных вложений производятся по нормативам, ценникам, прейскурантам, по данным смет и сметно-финансовых расчетов.
Некоторые плановые мероприятия при расчете их эффективности требуют учета не только прямых капитальных затрат, но и сопряженных, т. е. затрат в другие отрасли народного хозяйства, вызванные внедрением данного варианта. Учетом сопряженных капитальных вложений в значительной степени обеспечивается народнохозяйственный подход к экономической оценке капитальных вложений и новой техники.
Анализируются в расчетах и затраты в сопутствующие работы, т. е. в работы, без которых внедряемое мероприятие не достигает эффекта. Например, при введении более мощных локомотивов требуется усиление путевого хозяйства, удлинение станционных путей и др. Эти работы в своем большинстве имеют самостоятельное технико-экономическое значение и эффективность их, как правило, должна определяться отдельно. Эффект от сопутствующих работ должен суммироваться с эффектом мероприятия, вызвавшего эти работы, в случае, когда они осуществляются по сметам основного мероприятия.
Общей суммой капитальных затрат обычно пользуются при сравнениях вариантов с одинаковым объемом перевозок (производства продукции). В случае когда объемы перевозок различаются по вариантам, оценка производится по удельным затратам на единицу продукции (перевозок).
Суммарная экономия общих капитальных вложений по вариантам складывается из экономии прямых затрат, связанных только с выбором данного варианта, и при необходимости полных затрат, т. е. затрат с учетом сопутствующих, сопряженных, а также стоимости грузовой массы, высвобождаемой из процесса перевозок, которая приравнивается к капитальным затратам.

Другим важным стоимостным показателем эффективности плановых мероприятий являются годовые эксплуатационные расходы в расчетном периоде (5—10—15 лет). Они обычно рассчитываются на конечный расчетный год, а иногда — за весь расчетный срок. К ним относятся расходы на топливо, электроэнергию, материалы, запасные части, заработная плата с начислениями на нее, амортизационные отчисления, общехозяйственные и прочие расходы. Сумма всех этих затрат, приходящаяся на единицу перевозок, называется себестоимостью. Себестоимость не полностью отражает действительные затраты труда и средств, но является важным обобщающим показателем. Эксплуатационные расходы определяются по статьям расходов, видам перевозок, службам и элементам затрат.