Все работники предприятий промышленного железнодорожного транспорта подразделяются на промышленно-производственный персонал: основные и вспомогательные рабочие цехов и участков, специалисты, служащие и работников жилищно-коммунального хозяйства, детских садов, пионерских лагерей, клубов, медицинско-санитарных учреждений и др. Численность работников определяется по категориям, а также по профессиям и разрядам рабочих, должностям специалистов и служащих.
При планировании численности рабочих определяют явочный и списочный состав. Явочный состав — число рабочих, которые должны ежедневно являться на работу для выполнения плановых заданий в установленные сроки. К списочному составу относят всех постоянных и временных работников, числящихся на предприятии, как выполняющих в данный момент работу, так и находящихся в отпуске, командировке или не явившихся на работу по болезни и другим причинам. Списочный состав в результате приема и увольнения работников непрерывно меняется, поэтому в отчетности указывается среднесписочное число работающих за определенный период. Производительность труда рассчитывается по среднесписочному составу промышленно-производственного персонала.
Исходными данными для планирования численности рабочих является производственная программа, нормы времени, нормы выработки, нормы обслуживания, норма (норматив) численности, штатное расписание, баланс времени одного рабочего и коэффициент выполнения норм.
Плановые балансы рабочего времени разрабатывают в каждом цехе и в целом по предприятию в расчете на год с разбивкой по кварталам. В них предусматривается улучшение использования рабочего времени на основе мероприятий, разработанных в плане технического и организационного развития. В балансе рабочего времени рассчитывают следующие фонды времени:
календарный — число календарных дней в планируемом периоде (365 или 366 дней в году, 90—92 дня в квартале, 28—31 день в месяц);
номинальный — максимальное число рабочих дней, которое может быть использовано в планируемом периоде, определяемое как разность между календарным фондом и нерабочими днями (выходные и праздничные);
эффективный (полезный) — время фактического пребывания рабочего на предприятии. Этот фонд получается путем вычитания из номинального фонда неиспользуемого рабочего времени. Планируются только разрешенные законом неявки: отпуска (очередные и дополнительные, в связи с беременностью и родами, учебные), выполнение государственных обязанностей, невыходы по болезни. Все остальные неявки — прогулы, целодневные простои и т. п. не планируются, но учитываются в отчетном балансе рабочего времени.
Средняя номинальная продолжительность рабочего дня определяется с учетом его сокращения для рабочих, занятых на тяжелых и вредных работах, и подростков, а также в праздничные дни.
Расчет численности работников предприятий промышленного Железнодорожного транспорта рассчитывают исходя из планового объема работ и норм выработки или плановой трудоемкости работ и годовых норм рабочего времени; числа производственных объектов и норм затрат труда на один объект; количества хозяйственных организаций и штатных расписаний в расчете на одну хозяйственную единицу.
Первый способ применяется для расчета локомотивных бригад поездных локомотивов в грузовом движении, численности рабочих по ремонту подвижного состава и механизмов, пути и других постоянных устройств, грузчиков и т. д. Например, численность рабочих, занятых на ремонте тепловозов можно определить по формуле
Численность вспомогательных рабочих определяется так же, как и основных, т. е. по трудоемкости работ и годовым нормам затрат рабочего времени или по числу объектов и нормам обслуживания.
Численность основных и вспомогательных рабочих определяется также и по бригадам, которые создаются для совместного выполнения определенных функций и операций. Число рабочих в них устанавливается на основе технологического процесса и загрузки каждого члена бригады в соответствии с выполняемыми ими обязанностями. Суммируя численность основных и вспомогательных рабочих, получают среднесписочное число всех рабочих участка, цеха, предприятия.
Третий способ служит для расчета численности специалистов и служащих. Потребность в них рассчитывают согласно схеме управления предприятием промышленного железнодорожного транспорта и разработанному в соответствии с ней штатному расписанию.
При планировании потребности в рабочей силе необходимо обеспечить рациональное использование трудовых ресурсов, правильную расстановку специалистов и рабочих в соответствии с их квалификацией и стажем работы, а также подготовку квалифицированных кадров в количестве и по профессиям, нужным предприятию. Дополнительную потребность в работниках планируют отдельно с учетом прироста численности в связи с увеличением объема продукции и на замену выбывающих. Обеспечение дополнительной потребности как в рабочих, так в специалистах и служащих в первую очередь планируют за счет высвобождения и перераспределения кадров внутри предприятия в результате технического и организационного развития.