Содержание материала

ПЛАНИРОВАНИЕ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ

12.1. КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ, ИХ СОСТАВ И СТРУКТУРА

Капитальные вложения представляют собой затраты материальных, технических и трудовых ресурсов, выраженные в денежной форме и направляемые на воспроизводство основных фондов. Составляя примерно 4/5 общей суммы затрат на воспроизводство основных фондов, они играют решающую роль в обеспечении необходимых темпов и пропорций развития отдельных отраслей и всего народного хозяйства.
В Программе КПСС (новая редакция) указывается на то, что в условиях перестройки общественного производства новые требования предъявляются к инвестиционной политике.. Она призвана обеспечить повышение эффективности капитальных вложений, их концентрацию на решающих участках, от Которых зависят быстрое достижение высшего народнохозяйственного эффекта и сбалансированное развитие экономики, получение наибольшего прироста продукции и национального дохода. Следует перенести центр тяжести с нового строительства на техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий, значительно поднять долю средств, направляемых на эти цели, в общем объеме производственных капитальных вложений, повышать в них удельный вес затрат на оборудование и машины.
Основным источником капитальных вложений в социалистическом хозяйстве является фонд накопления национального дохода.
В капитальные вложения включаются затраты на строительные работы, подвижной состав и погрузочно-разгрузочные механизмы, приобретение и монтаж оборудования, инструментов и инвентаря. Кроме того, к ним относятся прочие затраты, связанные со строительством, но не входящие в затраты на строительно-монтажные работы (затраты на проектно-изыскательские работы, на содержание дирекций строящихся предприятий и т. д.).
При планировании капитальные вложения направляются в производственную и непроизводственную сферы, по отраслям народного хозяйства, на реконструкцию действующих и строительство новых предприятий и т. д. В связи с этим принято выделять воспроизводственную, отраслевую, технологическую и территориальную структуру капитальных вложений. Структура капитальных вложений характеризуется долей отдельных капитальных затрат, направляемых на различные цели, в их общем объеме.
Особенно большое место занимает в плане капитальных вложений определение их технологической структуры, т. е. затрат на строительно-монтажные работы, приобретение оборудования, инструментов, инвентаря и т. д. Затраты на строительно-монтажные работы включают в себя: собственно строительные работы, монтаж технологического, энергетического, транспортного и других видов оборудования для предприятий промышленного железнодорожного транспорта, работы по устройству различных проводок, включаемых в состав монтируемого оборудования, и др. Объемы строительно-монтажных работ являются основой для разработки плана подрядных строительных работ. Выделение капитальных вложений на оборудование, подвижной состав, погрузочно-разгрузочные механизмы и другие активные фонды дает возможность осуществить увязку планов капитального строительства с планами производства машиностроительных отраслей и планами поставок оборудования.
На проведение крупномасштабных мероприятий по реконструкции и расширению действующего производства, а также на строительство объектов социального назначения в особых случаях объединениям и предприятиям промышленного железнодорожного транспорта выделяются централизованные капитальные вложений. Перечень соответствующих предприятий и объектов утверждается в государственном плане. Техническое перевооружение, реконструкция и расширение производства планируются также за счет средств фонда развития производства, других аналогичных фондов и кредитов банка.

ПЛАНИРОВАНИЕ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ

Планирование капитальных вложений осуществляется Госпланом СССР, плановыми органами министерств, ведомств и предприятий. При разработке планов предусматривается в первую очередь развитие отраслей, обеспечивающих научно-технический прогресс во всем народном хозяйстве (энергетика, машиностроение, нефтехимическая, металлургическая промышленность), а также ускоренное развитие всех видов транспорта.
Министерство в пределах сообщенных ему Госпланом СССР в установленном порядке контрольных цифр на предстоящее пятилетие доводит до предприятий промышленного железнодорожного транспорта лимиты централизованных капитальных вложений на строительно-монтажные работы по строительству объектов производственного назначения, на пятилетие с разбивкой по годам и стабильные нормативы отчислений в фонд развития производства, науки и техники и фонд социального развития.
В соответствии с Законом СССР «О государственном предприятии (объединении)» объединения и предприятия промышленного железнодорожного транспорта имеют право:
разрабатывать собственными силами и на договорных началах проектно-сметную документацию на работы по техническому перевооружению, реконструкции и расширению действующего производства, а также строительство объектов непроизводственного назначения;
утверждать проектно-сметную документацию и титульные списки на объекты производственного и непроизводственного назначения, строительство которых осуществляется за счет хозрасчетного дохода коллектива предприятия и кредитов банка;
утверждать по согласованию с подрядными организациями график строительно-монтажных работ;
не принимать у разработчиков проектной документации устаревшие проекты.
Техническое перевооружение, реконструкцию и расширение действующего производства предприятие осуществляет, рационально сочетая хозяйственный и подрядный способы строительства. Это обеспечивает соблюдение нормативных сроков строительства, норм освоения мощностей и окупаемость вложений.
В планы технического перевооружения должны включаться в первую очередь такие мероприятия, которые обеспечивают коренное улучшение технологии производства, ускорение темпов замены устаревших основных фондов и проведение работ в сжатые сроки. Планы технического перевооружения предприятий состоят из следующих разделов:
сводные технико-экономические показатели, характеризующие конечные цели и результаты технического перевооружения;
мероприятия по техническому перевооружению;
потребность в лимитах капитальных вложений, строительномонтажных и подрядных работах и ресурсах оборудования для технического перевооружения.

Финансирование капитальных вложений на осуществление мероприятий, разработанных генеральной схемой по общерайонным объектам промышленного железнодорожного транспорта, организовано на долевых началах министерствами и ведомствами. Ресурсы максимально концентрируются на ограниченном числе объектов, что позволяет сократить сроки и стоимость их сооружения и уменьшить размеры незавершенного строительства. При планировании капитальных вложений в развитие промышленного железнодорожного транспорта предусматривается:
направление капитальных вложений в первую очередь для обеспечения научно-технического прогресса на промышленном железнодорожном транспорте при соблюдении пропорций в развитии отдельных его хозяйств и для приведения его в соответствие с потребностями и техническим уровнем развития соответствующих отраслей народного хозяйства;
увеличение пропускной и провозной способности, перерабатывающей способности станций и погрузочно-разгрузочных комплексов;
повышение эффективности капитальных вложений, сокращение сроков их освоения, снижение стоимости строительства и реконструкции объектов.
План капитальных вложений предприятий промышленного железнодорожного транспорта в первую очередь тесным образом связан с производственной программой и увязывается с другими разделами плана экономического и социального развития. Чтобы правильно установить плановый объем капитальных вложений в отдельные хозяйства ППЖТ, разрабатываются плановые балансы их производственных мощностей, в которых определяются наличные производственные мощности на начало планового периода, а также мощности, необходимые для освоения намеченных объемов перевозок и погрузочно-разгрузочных работ. Общий объем капитальных вложений в планируемом году рассчитывается с учетом задела, необходимого для ввода мощностей в последующие годы в соответствии с перспективным планом и балансом производственных мощностей, разработанным на более длительный период. При этом мощности ППЖТ должны обеспечивать полное удовлетворение потребностей в транспортном обслуживании промышленных предприятий транспортноэкономического района.
Исходя из плана ввода в действие основных фондов и производственных мощностей, а также заданий по задельным объектам, устанавливается общий объем капитальных вложений по отрасли, республике, экономическому району, определяются конкретные объекты строительства, реконструкции, технического перевооружения по каждому предприятию.
Планы капитальных вложений содержат следующие разделы: задания по вводу в действие производственных мощностей и объектов производственного и непроизводственного назначения —  вводимых новых подъездных путей, погрузочно-разгрузочных устройств, локомотивных и вагонных депо, объектов жилищного строительства и т. д.;
объем капитальных вложений и строительно-монтажных работ с распределением по хозяйствам промышленного железнодорожного транспорта — в сметной стоимости строек, подвижного состава, оборудования, погрузочно-разгрузочных механизмов;
титульные списки строек — с указанием ассигнований, сроков и объема ввода в действие мощностей и основных фондов.
Задания устанавливаются на весь период капитального строительства или реконструкции. Впоследствии они уточняются и корректируются в годовых планах.
Главным показателем плана капитальных вложений является ввод в действие производственных мощностей и объектов. Ввод планируется в натуральных показателях. Например, при строительстве подъездных путей, электрификации железных дорог таким показателем будут километры. Сроки ввода мощностей в действие устанавливаются исходя из нормативных сроков строительства. Задания по вводу в действие производственных мощностей и объектов предусматриваются в планах как министерств-заказчиков, так и министерств-подрядчиков.
Ввод в действие основных фондов планируется в денежном выражении и определяется как сумма сметной стоимости вводимых в планируемом периоде предприятий, сооружений, устройств, зданий, стоимости подвижного состава, оборудования и машин, инвентаря и инструментов, а также незавершенного строительства. Объем незавершенного строительства определяется как -разность объема незавершенного строительства на начало и конец планируемого года.
Объем капитальных вложений и строительно-монтажных работ определяется на основании смет и лимитов капитальных вложений. В план включают стройки и объекты, строительство которых подтверждено технико-экономическими обоснованиями, обеспечено утвержденными техническими проектами со сводными сметами и при наличии на 1 апреля предпланового года заказных спецификаций на оборудование, приборы, кабельные и другие изделия, а на 1 сентября предшествующего года — рабочих чертежей на планируемый объем работ.
Непрерывность действия планов капитального строительства и повышение ответственности заказчиков и подрядчиков за своевременный ввод в действие производственных мощностей и объектов промышленного железнодорожного транспорта осуществляются путем разработки и утверждения в составе пятилетних планов перечней и титульных списков вновь начинаемых строительств предприятий и сооружений и действующих предприятий, намечаемых к реконструкции и расширению.
Титульные списки строек на весь период строительства (с разбивкой по годам) разрабатывают на основе перечня строек, лимитов капитальных вложений и строительно-монтажных работ, проектов, смет и норм продолжительности строительства. Титульные списки строек производственного назначения утверждаются: важнейших строек — Советом Министров СССР по представлении Госплана СССР, других строек стоимостью 3 млн. руб. и выше —  министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик по согласованию с Госпланом СССР, а сметной стоимостью менее 3 млн. руб. — министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик или в порядке, ими устанавливаемом. Исключение составляют титульные списки технического перевооружения предприятий независимо от их сметной стоимости, право утверждения которых предоставлено объединениям и предприятиям. Титульные списки на объекты жилищного, коммунального и культурно-бытового строительства, просвещения, здравоохранения и общественного питания независимо от их сметной стоимости утверждаются в порядке, устанавливаемом министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик.
Титульные списки содержат пообъектный перечень строек, включаемых в план капитальных вложений, и важнейшие показатели по каждой стройке: проектную мощность, сроки строительства, общую сметную стоимость, в том числе строительно-монтажных работ, объем незавершенного строительства с разбивкой по годам (табл. 12.1).
Утвержденные титульные списки являются неизменным плановым документом на весь период строительства, обязательным для заказчиков, подрядчиков, плановых, финансовых, банковских и снабженческих органов, поставщиков оборудования и конструкций. Изменения в титульные списки могут вноситься только при пересмотре проектов в связи с применением более совершенного оборудования и прогрессивной технологии. Уточнение сметной стоимости и капитальных вложений в этих случаях допускается в пределах лимитов капитальных вложений и строительно-монтажных работ, установленных на соответствующий год министерству и ведомству СССР и Совету Министров союзной республики.

Таблица 12.1. Титульный список вновь начинаемой стройки производственного назначении на 1989 г. (данные условные)

Капитальные вложения планируют и учитывают по сметной стоимости. Сметная стоимость строек или объектов определяется в соответствии с проектируемыми работами по сооружению земляного полотна, верхнего строения пути, искусственных сооружений, устройств сигнализации и связи, зданий и т. д. При этом дается перечень оборудования, необходимого для данной стройки. Единичные стоимости строительных и монтажных работ рассчитывают в соответствии с действующими нормами затрат рабочей силы и материалов, ставками заработной платы, оптовыми ценами на материалы и оборудование, электроэнергию и топливо.
Сметы к техническим проектам на соответствующие строительные объекты и сметы отдельных видов работ и затрат разрабатывают на основе Единых районных единичных расценок (ЕРЕР) на конструктивные элементы по нормативам, утвержденным Госстроем СССР.
Для железнодорожного строительства на основе ЕРЕР разрабатывают прейскуранты районных цен (ПРЦ). В них включают также накладные расходы, плановые накопления, стоимость временных сооружений, затраты, связанные с производством работ в зимнее время, и средства на непредвиденные расходы.
Для повышения качества разработки планов капитальных вложений необходимо научно обосновать нормативную базу, сроки строительства объектов, объемы заделов на будущий период и незавершенного строительства, эффективность затрат.