Содержание материала

На магистральном и промышленном транспорте накоплен большой опыт социалистического сотрудничества коллективов железнодорожников в организации перевозок, в повышении их эффективности. Примером может служить одобренный ЦК КПСС опыт одесских портовиков, железнодорожников и автомобилистов. Он заключается в создании единых комплексных смен, разработке суточных планов- заданий, взаимной информации о подходе судов и вагонов, взаимопомощи техническими средствами, в подведении итогов выполнения совместных обязательств коллективами пароходства, дороги, облавтоуправления ежеквартально, а предприятиями, сменами ежемесячно на объединенных заседаниях местных комитетов станций, портов, автопредприятий с участием представителей администрации и парторганизаций. В результате творческого содружества транспортников были значительно улучшены все основные показатели работы: увеличилось отправление грузов, повысилась статическая нагрузка, возрос уровень маршрутизации перевозок.
Взаимодействие магистрального и промышленного железнодорожного транспорта необходимо рассматривать в социальном, правовом и технологическом аспектах.
Социальное взаимодействие — это принятие совместных социалистических обязательств трудовых коллективов различных видов транспорта.
Правовые взаимоотношения между магистральным и промышленным транспортом регламентируются Уставом железных дорог Союза ССР, на основе которого между железной дорогой и предприятием заключается договор на эксплуатацию подъездного пути. Железнодорожные подъездные пути — это пути, предназначенные для транспортного обслуживания предприятий, связанные с общей сетью железных дорог СССР непрерывной рельсовой колеей и принадлежащие предприятиям или железным дорогам. Предприятие, взаимоотношение которого с железной дорогой регулируется договором на эксплуатацию подъездного пути, как правило, имеет технологические перевозки. Основное содержание договора на эксплуатацию подъездного пути: порядок подачи и уборки вагонов, время погрузки и выгрузки или оборота вагонов и контейнеров на предприятии. Договоры на эксплуатацию подъездных путей заключаются также с объединенными транспортными хозяйствами (ОТХ), которые создаются обычно при наиболее крупном предприятии, входящем в объединение. ОТХ обслуживает не только предприятия своей отрасли, но и других отраслей народного хозяйства.
Предприятие, имеющее свои прирельсовые склады и погрузочно- разгрузочные площадки на подъездных путях, принадлежащих железной дороге, устанавливает взаимоотношения с железной дорогой на основе договора на подачу и уборку вагонов. Аналогичный договор                                          заключается между железной дорогой и контрагентом. Контрагент —  это предприятие, имеющее свои склады и прирельсовые погрузочно- разгрузочные площадки в пределах железнодорожного подъездного пути другого предприятия (основного ветвевладельца).
Договоры на эксплуатацию подъездных путей и договоры на подачу и уборку вагонов являются особой формой взаимных обязательств предприятий (их контрагентов) и железных дорог по рациональному использованию подвижного состава и других технических средств магистрального и промышленного транспорта при выполнении грузовых, коммерческих и технических операций по транспортному обслуживанию предприятий. Срок действия договоров пять лет. Разработка нового договора на эксплуатацию подъездного пути или договора на подачу и уборку вагонов начинается не позднее чем за два месяца до окончания срока действия существующего. До заключения нового договора производится обследование подъездного пути, оформляемое актом, на основании которого могут вноситься изменения в технологические процессы.
Условия выполнения договора, экономическое взаимоотношение сторон определяются принадлежностью локомотива, осуществляющего подачу, уборку вагонов и маневровые операции на подъездного пути. В тех случаях, когда предприятие обслуживается собственным локомотивом, железная дорога своим локомотивом подает вагоны, прибывшие в адрес предприятия, на приемо-сдаточные пути. Если эти пути примыкают к сети МПС в пределах станции, то подача (уборка) вагонов на приемо-сдаточные пути производится без взимания платы. Расходы по подаче и уборке вагонов в данном случае заложены в провозные платежи в качестве расходов на «начальные» и «конечные» операции, связанные с перевозкой груза. В железнодорожной накладной, которая является формой договора на перевозку, указывается: «С подачей на подъездной путь». Исключение составляют случаи, когда приемо-сдаточные пути находятся за пределами станции примыкания. При обслуживании подъездного пути локомотивом железной дороги (по договору эксплуатации подъездного пути или по договору на подачу и уборку вагонов) подача и уборка вагонов и маневровая работа на предприятиях производятся железной дорогой за плату. Размер ее за подачу и уборку вагонов зависит от расстояния подачи, устанавливаемого договором, и от числа вагонов, поданных и убранных в среднем за сутки. Кроме того, взимается плата за маневровую работу на предприятии, размер которой зависит от времени работы локомотива.
В договоре на эксплуатации подъездного пути в целях сокращения простоя вагонов на станции может быть установлена единая норма простоя вагонов для станции и предприятия. В этом случае предусматривается кооперированное использование технических средств (локомотивов, путей) и объединение усилий персонала магистрального и промышленного транспорта по выполнению единой нормы простоя вагонов.

При невыполнении единой нормы простоя вагонов предприятие несет ответственность только за превышение времени нахождения вагонов на его путях. За задержку вагонов сверх установленных сроков с грузоотправителя или грузополучателя взыскивается штраф. Для вагонов общего назначения (крытые, полувагоны, платформы) сумма штрафа изменяется от 60 коп до 3 руб, за один вагон в час при простое его 1 до 6 ч и свыше 18 ч соответственно. При сверхнормативном простое специальных вагонов (кроме рефрижераторных) штраф увеличивается в 2 раза, при простое рефрижераторных вагонов — в 3 раза. В случае транспортного обслуживания предприятий средствами ОТХ расчеты за подачу и уборку вагонов и по штрафам за сверхнормативный простой вагонов производятся железными дорогами непосредственно с объединенными транспортными хозяйствами или с предприятиями, которым они подчинены.
За задержку свыше 15 мин уборки вагонов после выполнения с ними грузовых операций на предприятии по вине железной дороги в случае, когда подача и уборка вагонов выполняются локомотивом железной дороги, она уплачивает предприятию штраф в указанных выше размерах.
Более прогрессивная система стимулирования сокращения времени простоя вагонов под погрузкой и выгрузкой или времени оборота вагона на предприятии разработана коллективами предприятий железнодорожного транспорта и промышленности Львовской области. Переход на работу по комплексной системе эффективного использования вагонов (КСЭИВ) осуществляется в результате заключения дополнительного соглашения между станцией и предприятием к договору на эксплуатацию подъездного пути или к договору на подачу и уборку вагонов. Результаты работы промышленного транспорта по КСЭИВ оцениваются показателем «экономия вагоно-часов по сравнению с нормой». Предприятие, обеспечивающее выполнение этого показателя, поощряется первоочередной подачей вагонов под погрузку, предоставлением вагонов сверх плана, поощряется материально в виде премии за каждый сэкономленный вагоно-час, выплачиваемой предприятию железной дорогой. Премия служит источником материального стимулирования работников промышленного транспорта за лучшее использование вагонов. Предприятие, не выполнившее норму вагоно-часов, несет за это материальную ответственность (уплачивает штраф). Кроме того, вагоны под погрузку своей продукции оно получает в последнюю очередь.
Особая форма взаимоотношений сложилась у межотраслевых предприятий промышленного железнодорожного транспорта (ППЖТ) и станций примыкания после передачи ППЖТ в 1978 г. из Министерств автомобильного транспорта РСФСР и УССР в систему Главпромжелдортранса МПС. Между ними и железными дорогами заключается соглашение в соответствии с Положением о взаимоотношениях ППЖТ и железных дорог, утвержденным МПС 25.09.79 г. Договоры на эксплуатацию подъездных путей или на подачу и уборку вагонов в этих случаях не заключают. Соглашение заключается на основе комплексного технологического процесса работы ППЖТ и станции примыкания. Положение определяет ответственность ППЖТ за простой вагонов парка МПС, за их повреждение и другие вопросы.
Предприятие промышленного железнодорожного транспорта заключает с предприятиями, которым они оказывают услуги, договоры на транспортно-экспедиционное обслуживание в соответствии с Правилами транспортного обслуживания предприятий и организаций межотраслевым промышленным железнодорожным транспортом МПС (Сборник правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта СССР № 307 за 1984 г.). Правила устанавливают взаимную ответственность ППЖТ за сохранность груза, повреждение и самовольное использование вагонов, принадлежащих предприятиям, а предприятия несут ответственность за простой вагонов сверх установленной нормы, повреждение вагонов и т. д.
Расчеты между ППЖТ и обслуживаемыми предприятиями (организациями) за выполненные работы и услуги производятся по прейскуранту № 10-03 «Тарифы на перевозку грузов по железнодорожным подъездным путям и погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые предприятиями промышленного железнодорожного транспорта МПС» введенному в действие с января 1981 г.
Основными документами учета выполненных работ являются: памятка приемосдатчика (форма ГУ-45 П);
ведомость подачи, перевозки грузов и уборки вагонов (форма ГУ-46 П);
заказ-наряд на сдельные (повременные) работы по переработке грузов, выполненные силами ППЖТ для предприятия (форма ФТУ- 14 П); ведомость учета дополнительных работ на предприятии.
Плата за перевозку груза взимается с предприятия за фактическую массу перевезенного груза, но не менее технической нормы загрузки вагона или полного использования вместимости вагона для каждого груза.
Расстояние для взыскания платы за перевозку грузов определяют от пункта приема вагонов от железной дороги до погрузочно- разгрузочных фронтов и пунктов сдачи вагонов предприятию. В договорах эти расстояния устанавливают с округлением до целых километров.

Технологическое взаимодействие проявляется в организации работы промышленного транспорта предприятия и станции примыкания МПС по единой технологии. Научные основы единой технологии заложил академик В. Н. Образцов. 

Дальнейшее развитие теория взаимодействия магистрального и промышленного транспорта получила в трудах профессора Η. Р. Ющенко. Им были сформулированы условия согласованной работы станции примыкания, промышленного транспорта и производства:

  1. Интервал Iпр поступления с сети МПС составов (групп вагонов) на предприятие должен соответствовать времени накопления груза на складе Tнак в количестве, достаточном для загрузки состава (группы вагонов),


Эти условия взаимодействия были предложены проф. Η. Р. Ющенко в основном для поездов и групп вагонов, поступающих на промышленные предприятия для загрузки однородным грузом, т. е. при маршрутизированном вагонопотоке. При немаршрутизированном вагонопотоке, когда в составах поездов имеются группы разнородного подвижного состава (группы вагонов с различными грузами) интервал между прибывающими поездами на промпредприятие определяется исходя из следующих условий:
освобождения приемо-сдаточного пути от ранее поданного состава

Межоперационные интервалы определяются методами теории массового обслуживания с учетом характера входящего потока поездов и времени их обработки
Для' одноканальных систем, когда распределение входящего потока поездов (группа вагонов) и длительность их обработки произвольны, число поездов, ожидающих выполнения очередной операции, определяется по формуле, рекомендованной проф. И. Б. Сотниковым,

создание технических советов из работников станции и ПТУ для изучения, обобщения и распространения передовых методов труда.
Работа подъездного пути, обслуживаемого локомотивом предприятия при среднесуточном вагонообороте (сумма прибывших на предприятие и отправленных с него вагонов) 50 вагонов и более, должна выполняться на основе единого технологического процесса работы подъездного пути и станции примыкания (ЕТП). Разработка ЕТП на основе Указаний по разработке единых технологических процессов работы подъездных путей и станций примыкания, утвержденных МПС по согласованию с Госстроем СССР и Госпланом СССР в 1983 г., предполагает рациональное распределение работы по транспортному обслуживанию предприятий между станциями примыкания и подъездными путями; организацию технических, приемо-сдаточных, грузовых и коммерческих операций с учетом их максимального совмещения во времени; применение взаимопомощи при подаче-уборке вагонов и других маневровых операций, увязку сроков подачи вагонов на подъездные пути с технологией работы предприятий и их транспортных средств; согласование продолжительности обработки вагонов на подъездных путях и железнодорожных станциях с графиком движения поездов; применение совместного планирования, оперативного руководства, анализа и контроля за выполнением ЕТП.
Этим закладываются основы для ритмичной работы станции и подъездного пути, рационального использования погрузочно- разгрузочных механизмов и сокращения простоя вагонов на подъездном пути и станции примыкания.
При разработке ЕТП должны применяться прогрессивные, технически обоснованные технологические нормы с учетом требований научной организации труда, передового опыта работы коллективов магистрального и промышленного транспорта. Разрабатывается ЕТП сроком на 5 лет комиссией из представителей магистрального и промышленного транспорта, научно-исследовательских институтов и проектно-технологических бюро под руководством главного инженера отделения дороги; утверждается ЕТП начальниками железных дорог и руководителями предприятий.
Важнейшим показателем, характеризующим качество разработки единой технологии и построения суточного плана-графика, является время оборота вагона на предприятии. Он определяется для вагонов маршрутизированных Тм, с одной грузовой операцией Тод и с двумя грузовыми операциями Тсдв:


Межотраслевые предприятия промышленного железнодорожного транспорта вместо ЕТП разрабатывают технологический процесс (ТП), который является нормативным документом, определяющим технологию работы ППЖТ и всех его производственных подразделений. Технологический процесс служит основой для заключения соглашения о взаимоотношениях между станцией примыкания и ППЖТ. Технологические процессы составляются вновь или корректируются по истечении срока действия соглашения или изменения технологии работы ППЖТ (прием на транспортное обслуживание новых предприятий и организаций, расширение производства обслуживаемых предприятий или изменение технологии их работы). Разработка технологического процесса начинается не позднее чем за год до окончания срока действия существующего соглашения специалистами ППЖТ, проектно-технологического бюро, производственных объединений «Промжелдортранс», транспортных проектных институтов или дорожными лабораториями под руководством комиссии. В состав комиссии, возглавляемой начальником ППЖТ, входят работники железной дороги и ППЖТ. Перед разработкой ТП комиссия составляет акт обследования транспортного хозяйства ППЖТ и обслуживаемых им предприятий и организаций. Работа ведется в соответствии с Методическими указаниями по разработке технологического процесса работы ППЖТ и Типовым технологическим процессом работы предприятий промышленного железнодорожного транспорта МПС, утвержденным Министерством путей сообщения в 1984 г. При разработке ТП необходимо учитывать перспективы развития ППЖТ, повышение качества и эффективности его работы.
Работа ППЖТ по технологическому процессу должна обеспечивать наиболее эффективное выполнение основных производственных функций, предусмотренных Правилами транспортного обслуживания предприятий и организаций межотраслевым промышленным железнодорожным транспортом МПС (Сборник правил перевозок и тарифов № 307 за 1984 г.):

перевозку грузов в вагонах, а также перемещение вагонов от приемо-сдаточных путей станций примыкания или ППЖТ до погрузочно-разгрузочных фронтов отправителей (получателей) груза и в обратном направлении, расстановку и перемещение вагонов по фронтам погрузки (выгрузки);
технологические перевозки грузов в пределах предприятий, в том числе по контактным графикам, и между различными тарифными пунктами в вагонах, принадлежащих ППЖТ;
представление отправителям (получателям) груза вагонов, принадлежащих ППЖТ или арендованных ими, для перевозки грузов по путям железных дорог;
механизированную погрузку и выгрузку грузов, перевозимых в железнодорожном подвижном составе, а также в контейнерах, на основе кооперирования погрузочно-разгрузочных средств с целью ускорения грузовых операций и улучшения использования погрузочно-разгрузочной техники как ППЖТ, так и получателя (отправителя) грузов;
экспедиционные операции (заполнение накладных, раскредитование перевозочных документов, доставки их грузополучателю) и другие услуги, предусмотренные Прейскурантом № 10-03. Услуги эти осуществляются по доверенности получателя (отправителя);
складские работы (перемещение грузов с фронта выгрузки на склад и со склада на фронт погрузки, штабелирование и перемещение грузов внутри склада).