Содержание материала

Заработная плата при социализме представляет собой долю национального дохода, выраженную в денежной форме, которая поступает в личное потребление трудящихся и распределяется в соответствии с количеством и качеством труда. Существование категории заработной платы при социализме обусловлено действием закона распределения по труду, товарно-денежными отношениями и законом стоимости.
Различают номинальную и реальную заработную плату. Номинальная заработная плата — это количество денежных единиц, выплачиваемых работнику за выполненную работу в определенный период. Реальная заработная плата — сумма благ и услуг, которые можно приобрести за номинальную заработную плату при данном уровне цен на товары и услуги.
Принципы организации заработной платы способствуют решению следующих задач. Оплата труда по его количеству и качеству стимулирует увеличение объема продукции, улучшение ее качества, повышение квалификации работников и производительности труда, рост эффективности производства, а также способствует воспитанию трудящихся в духе коммунистического отношения к труду. Неуклонное повышение уровня оплаты труда является основным источником всевозрастающего удовлетворения материальных и культурных потребностей трудящихся страны. Опережающий рост производительности труда по сравнению с ростом средней заработной платы способствует уменьшению затрат по заработной плате на производство единицы продукции, снижению ее себестоимости, следовательно, повышению эффективности и рентабельности производства. Дифференциация уровня оплаты труда различных групп и категорий рабочих направлена против уравниловки в оплате труда. Этот принцип осуществляется через общегосударственную систему внутриотраслевого, межотраслевого и районного регулирования заработной платы, которая предусматривает повышенную оплату высококвалифицированного и более интенсивного труда, труда, протекающего в тяжелых и вредных условиях. Повышенная оплата труда предусматривается в ведущих отраслях народного хозяйства и перспективных в экономическом отношении районах страны с неблагоприятными климатическими и природными условиями, испытывающими недостаток в рабочей силе.
Основой государственного регулирования заработной платы является тарифная система. Задача тарифной системы заключается в обеспечении оптимальной дифференциации заработной платы с учетом сложности труда, его условий, значения отрасли в народном хозяйстве и природно-географических условий районов страны. Тарифная система обеспечивает также регулирование оплаты труда по группам работников в зависимости от уровня интенсивности их труда. Например, тарифные ставки работников промышленного железнодорожного транспорта, находящихся на сдельной оплате труда, на 6,5—8,8 % выше тарифных ставок работников, труд которых оплачивается по повременной системе. Применение тарифной системы позволяет материально стимулировать рабочих к повышению своей квалификации и, следовательно, к повышению производительности их труда.
Тарифная система включает в себя тарифные ставки, тарифные сетки и тарифно-квалификационные справочники.
Тарифные ставки характеризуют абсолютный уровень оплаты труда рабочих в денежной форме в единицу времени (час, смену, месяц) . Исходный уровень для определения тарифных ставок рабочих различной квалификации составляют ставки первого разряда. Ставки первого разряда различных категорий рабочих промышленного железнодорожного транспорта дифференцированы в зависимости от условий труда (тяжести, вредности производства и т. д.), системы оплаты труда, а также от значения на данный период той или иной группы рабочих в производственном процессе.
На предприятиях промышленного железнодорожного транспорта для оплаты труда рабочих, занятых на эксплуатационной работе и обслуживании, содержании и ремонте пути, подвижного состава и других средств транспорта, и труда механизаторов применяются часовые тарифные ставки, приведенные в табл. 15.2 и 15.3.    
Инженерно-техническим работникам и служащим устанавливаются дифференцированные должностные месячные оклады в зависимости от характера выполняемой работы, квалификации исполнителя и группы (класса), присвоенной предприятию для оплаты труда (табл. 15.4 и 15.5). Для предприятий обычно утверждаются минимальные и максимальные границы окладов. В пределах этих границ предприятия самостоятельно регулируют величину окладов.

Таблица 15.2. Часовые тарифные ставки для рабочих, занятых на эксплуатационной работе, на ремонте, наладке оборудования и обслуживании подвижного состава, пути, искусственных сооружений и других технических средств промышленного железнодорожного транспорта, коп.

Тарифные сетки представляют собой ряд тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов. Тарифные сетки служат в качестве средства учета сложности труда при его оплате и для осуществления дифференциации заработной платы рабочих В зависимости от уровня их квалификации. Тарифные коэффициенты характеризуются отношением часовой тарифной ставки i-гo разряда к часовой тарифной ставке первого разряда. Разрыв в тарифных коэффициентах, соответствующий крайним разрядам сетки (первого и последнего), принято называть диапазоном тарифной сетки. В табл. 15.2 и 15.3 диапазон тарифных сеток составляет 1,78—1,82.

Таблица 15.3. Часовые тарифные ставки рабочих-механизаторов, занятых на погрузочно-разгрузочных работах, коп.

Таблица 15.4. Должностные оклады руководителей, специалистов и служащих предприятий промышленного железнодорожного транспорта и железнодорожных цехов


Должность

Должностной оклад по группе предприятий, руб.

I

II

III

IV

V

Начальник предприятия

340

320

300

270

260

Главный инженер

310

290

260

240

230

Начальник железнодорожного цеха

280-330

270-320

250—300

230—270

220-260

Главный бухгалтер

250—300

230—270

220—260

200—240

190—230

Начальник производственно- технического отдела

240—280

230—270

220—260

210—250

200—240

Начальник служб (отделов): эксплуатации, подвижного состава, пути, грузовой работы, подъемно-транспортного оборудования, сигнализации и связи, электроснабжения Начальники остальных отделов (бюро)

240—280

220—260

210-250

 

 

210—250

200—240

190—230

Начальник смены, старший диспетчер
Диспетчер предприятия

190—230

190—230

180—220

170—210

160—200

150—190

130—160

120—150

Районное регулирование заработной платы осуществляется с помощью районных коэффициентов. Так, для отдаленных районов Урала, Юго-Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии установлен коэффициент 1,1—1,2, для районов Дальнего Востока — 1,3— 1,5 и Крайнего Севера — 1,5—2,0.
Для улучшения организации оплаты труда рабочих, руководителей, специалистов и служащих и усиления стимулирующей роли премий предприятиям предоставлено право:
вводить доплаты до 12 % тарифной ставки (оклада) на работах с тяжелыми и вредными условиями труда и до 24 % на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, устанавливать рабочим, работающим на конвейерах, поточных и автоматических линиях, дифференцированные доплаты за интенсивность труда до 12 % тарифной ставки. Общая сумма доплат за условия и интенсивность труда не должна превышать 24 % тарифной ставки. Указанные доплаты включаются в тарифные ставки при всех расчетах, связанных с оплатой труда;
вводить дифференцированные надбавки к тарифным ставкам за профессиональное мастерство для рабочих третьего разряда в размере до 12 %, четвертого разряда — до 16 %, пятого разряда — до 20 %, шестого разряда — до 24 % соответствующей тарифной ставки. Надбавки устанавливаются рабочим, стабильно обеспечивающим высокое качество выпускаемой продукции, освоившим новые профессии и смежные функции. Выплачиваются они за счет экономии заработной платы. Эти надбавки не выплачивают за тот месяц, в котором выявлены случаи брака или снижения качества продукции, и отменяют полностью при выпуске некачественной продукции, невыполнении плановых заданий, установленных норм затрат труда;
устанавливать рабочим при переходе на работу по нормам, рассчитанным по межотраслевым, отраслевым и другим прогрессивным нормативам по труду и по утвержденным в централизованном порядке укрупненным и комплексным нормам, повышение до 20 % сдельных расценок за счет экономии фонда заработной платы, полученной от снижения трудоемкости работ в результате пересмотра норм выработки (времени);
применять для рабочих-повременщиков при переходе на работу по нормированным заданиям, установленным исходя из технически обоснованных норм и нормативов по труду, повышенные до 10 % тарифные ставки в пределах экономии фонда оплаты по тарифным ставкам, полученной при высвобождении рабочих;
выплачивать за счет экономии фонда заработной платы, полученной от снижения трудоемкости продукции в результате пересмотра норм и нормативов трудовых затрат, рабочим-инициаторам этого пересмотра единовременное вознаграждение из расчета полученной экономии за шесть месяцев, а при замене норм на основании проведения организационно-технических мероприятий устанавливать рабочим на время освоения ими новых норм дополнительную оплату, но не более шести месяцев.
Совершенствование оплаты труда рабочих осуществляется одновременно с коренным улучшением организации и нормирования труда, улучшением использования производственных мощностей, проведением аттестации и рационализации рабочих мест, внедрением прогрессивных норм, улучшением материально-технического снабжения, привлечением к нормированию труда технических, экономических и социологических служб и при непосредственном участии трудовых коллективов. Часовые тарифные ставки, приведенные в табл. 15.2 и 15.3, могут вводиться руководителями предприятий по согласованию с профсоюзными комитетами исходя из специфики производства в целях создания преимуществ в оплате труда на работах, определяющих повышение технического уровня производства и качества продукции.

Таблица 15.5. Должностные оклады руководителей, специалистов, служащих цехов независимо от группы предприятий


Должность

Месячный

 

оклад, руб.

Начальник района:

 

I группы

230—270

II »

220—260

III »

200—240

Начальник депо подвижного состава:

 

I группы

220—260

II »

210—250

III »

200—240

Начальники участков:

 

I группы

200—240

II »

190—230

III »

170—210

Начальники железнодорожной станции:

 

внеклассной

200—240

I класса

180-220

II »

170—210

III »

160—200

IV »

140—180

Дежурные по станции и сортировочной горке, маневровый диспетчер

 

железнодорожной станции:

 

внеклассной

160—200

I класса

150—190

II »

140—180

III »

130—160

IV »

120—150

Поездной диспетчер участка:

 

I группы

180—220

II »

170—210

III »

160—200

 

предприятий промышленного железнодорожного транспорта и железнодорожных

Тарифно-квалификационные справочники представляют собой нормативные документы. Они содержат перечень производственных характеристик работ, выполняемых рабочими определенных профессий и квалификаций; квалификационные требования, предъявляемые к рабочим; типовые примеры работ в области промышленного железнодорожного транспорта для данной профессии и разряда. Тарифно-квалификационные справочники служат основой для определения тарифного разряда работы и установления квалификационного разряда рабочего. В разделе «Характеристика работ» указаны: сложность выполняемой работы, особенности организационно-технических условий производства, оснащенность технологического процесса оборудования приспособлениями, инструментом, степень самостоятельности рабочего в выполнении данной работы. В разделе «Должен знать» (рабочий) перечислены основные требования, определяющие квалификацию рабочего и его теоретические и специальные знания.
В настоящее время применяется Единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС) рабочих сквозных профессий. В ЕТКС работ и профессий выделен в самостоятельный раздел тарифно-квалификационный справочник рабочих промышленных и эксплуатационных предприятий железнодорожного транспорта, в который включены профессии, специфичные только для железнодорожного транспорта.

Квалификационный разряд рабочему присваивается на основе проверки знаний и выполнения им пробной работы. С совершенствованием процесса производства, орудий труда, повышением уровня образования и квалификации работников нормы труда, часовые тарифные ставки и тарифно-квалификационные справочники своевременно пересматриваются.
На предприятиях промышленного железнодорожного транспорта применяют две формы заработной платы: сдельную и повременную.
Сдельная форма основана на оплате труда рабочих в зависимости от количества выработанной ими продукции или выполненного объема работы. Она применяется на работах, где труд поддается точному и полному учету. Наибольший эффект от ее применения может быть получен там, где широко используются технически обоснованные нормы выработки. Применяется она в основном на погрузочно- разгрузочных работах, для оплаты труда локомотивных и составительских бригад, монтеров пути и частично на ремонте подвижного состава.
Сдельная форма оплаты труда применяется в виде прямой сдельной, сдельно-прогрессивной, сдельно-премиальной и аккордной оплаты труда.

Прямая сдельная оплата предусматривает оплату труда по заранее установленным расценкам за единицу продукции или работы (штуку, тонну, километр, тонно-километр и т. п.). Расценки устанавливаются в соответствии с нормами выработки (времени), причем расценка не зависит от количества выработанной продукции и степени выполнения норм выработки, а зависит от сложности работы, т. е. от ее тарификации. Сдельная расценка

Прямая сдельная оплата может быть индивидуальной или коллективной (бригадной). Индивидуальная оплата применяется на работах, выполняемых одним рабочим, а коллективная — на работах, выполняемых бригадой. Индивидуальная оплата может применяться и при бригадной работе, если можно учесть выработку каждого члена бригады в отдельности.
Месячная заработная плата бригады распределяется между рабочими пропорционально их тарифным ставкам (или тарифным коэффициентам) и времени, которое каждый из них фактически проработал в течение месяца.
Сдельно-премиальная система оплаты труда представляет собой прямую сдельную оплату, дополненную премированием за достигнутые в работе количественные и главным образом качественные показатели.
 Аккордная оплата труда является разновидностью сдельной формы оплаты труда, когда заработная плата начисляется бригаде за выполнение всего заранее заданного комплекса работ в целом, например, по текущему содержанию и ремонту пути. Она может дополняться премированием.
Повременная форма заработной платы — это оплата труда рабочих и служащих в зависимости от уровня их квалификации и фактически отработанного времени. Эффективность применения повременной оплаты зависит от выполнения следующих условий: организации строгого контроля и учета фактически отработанного рабочим времени, правильной тарификации труда работников в соответствии с их квалификацией и разрядом работ, правильного применения  нормы обслуживания и численности рабочих. На предприятиях промышленного железнодорожного транспорта труд большинства основных и вспомогательных рабочих оплачивается по повременной системе. Повременная форма заработной платы применяется в виде простой повременной и повременно-премиальной.
При простой повременной системе оплаты труда заработная плата рабочему начисляется по тарифной ставке (окладу), соответствующей присвоенному ему тарифному разряду, за фактически отработанное им рабочее время. Она может быть почасовой и помесячной.
При почасовой оплате труда заработная плата

Повременно-премиальная оплата труда применяется с целью усиления материальной заинтересованности рабочих в результатах своего труда и улучшения качества выполняемой работы. Эта система оплаты труда представляет собой простую повременную систему оплаты, дополненную премированием за достигнутые в работе количественные и качественные показатели (например, за выполнение гарантированного пробега подвижного состава и графиков движения поездов, за сокращение простоев вагонов и механизмов и т. п.).     
Оплата труда рабочих локомотивных бригад промышленного железнодорожного транспорта производится по часовым тарифным ставкам (табл. 15.6) за фактически отработанное время или выполненный объем работы.
Труд рабочих локомотивных бригад, обслуживающих пассажирские и грузо-пассажирские поезда, оплачивается сдельно по ставкам, установленным для локомотивных бригад вывозного и передаточного движения.
За время выполнения работы локомотивами предприятий и цехов промышленного железнодорожного транспорта на станциях железных дорог (работающих по единой технологии) оплата труда рабочих локомотивных бригад производится по часовым тарифным ставкам оплаты труда соответствующих рабочих на магистральном железнодорожном транспорте.

Таблица 15.6. Часовые тарифные ставки рабочих локомотивных бригад, коп.


Категория работ

Сдельщики

Повременщики

Машинист локомотива

Помощник машиниста

Машинист локомотива

Помощник машиниста

I. На работах в карьерах (разрезах) черной и цветной металлургии, угольной (сланцевой) и цементной промышленности, предприятий горной химии, на добыче асбеста, графита, слюды и соли:
а) на вывозке угля, руды, флюсов, огнеупорного и другого сырья, породы из карьеров (разрезов):

148

109

136

102

тяговыми агрегатами

локомотивами

131

99

123

92

б) на маневровых и других работах

123

92

115

86

2. В технологическом потоке основного производства металлургических, трубных и ферросплавных предприятий черной и цветной металлургии

123

92

115

86

3. На предприятиях промышленного железнодорожного транспорта и в железнодорожных цехах: черной и цветной металлургии, угольной (сланцевой), цементной, электроэнергетической, лесной и торфяной промышленности, предприятий горной химии, по добыче и обогащению асбеста, графита, озокерита, слюды и соли (кроме работ п. 1 и 2), машиностроения; в морских портах:
а) при выполнении работы с грузовыми и пассажирскими поездами, включая подталкивание

123

92

115

86

б) при выполнении маневровой работы: на решающих участках производства и в напряженных маневровых районах

117

88

109

82

на других участках производства и в остальных маневровых районах

109

82

102

77

4. В железнодорожных цехах остальных предприятий и организаций;
а) при выполнении работы с грузовыми пассажирскими поездами, подталкивании

117

88

109

82

б) при выполнении маневровой работы: на решающих участках производства и в напряженных маневровых районах

109

82

102

77

на других участках производства и в остальных маневровых районах

102

77

95

72

Рабочим локомотивных бригад выплачивается ежемесячная надбавка за класс квалификации в процентах к тарифной ставке повременщиков в следующих размерах: машинистам локомотивов
I класса — 15%; II класса — 10% и III класса — 5%. Помощникам машинистов, имеющим право управления локомотивом, но продолжающим работать помощником машиниста, надбавки устанавливаются в размере 5% тарифной ставки повременщика.
Оплата труда рабочих, занятых на погрузочно-разгрузочных работах, производится по часовым тарифным ставкам (табл. 15.7). Труд механизаторов, занятых на погрузочно-разгрузочных работах, оплачивается по тарифным ставкам, приведенным в табл. 15.3.
Оплата труда рабочих, занятых на ремонте и обслуживании погрузочно-разгрузочных машин и механизмов, производится по   

тарифным ставкам, установленным для рабочих ремонтно-механических цехов предприятий или организаций, в состав которых входят эти рабочие.
Труд рабочих комплексных бригад за время выполнения работ по техническому обслуживанию и профилактическому ремонту погрузочно-разгрузочного оборудования и машин оплачивают из расчета часовой тарифной ставки 97 коп.
Оплата труда рабочих комплексных бригад на погрузочно- разгрузочных работах и присвоение им класса квалификации производятся в соответствии с положениями, утвержденными МПС СССР по согласованию с Госкомтруда СССР и ВЦСПС. Рабочим комплексных бригад, имеющим I, II, III классы квалификации, выплачивается ежемесячная надбавка в размерах соответственно 20, 15 и 10% к тарифной ставке повременщиков на погрузке (разгрузке) остальных грузов за отработанное время. 

Таблица 15.7. Часовые тарифные ставки для рабочих, занятых на погрузочно- разгрузочных работах (при 7-часовом рабочем дне), коп.

Рабочим комплексных бригад, ответственным за техническое состояние погрузочно-разгрузочных машин и механизмов, производится доплата 5% тарифной ставки повременщика.
Оплата труда рабочих-грузчиков и рабочих комплексных бригад за выполнение подсобных, вспомогательных и хозяйственных работ, связанных с погрузочно-разгрузочными работами (уборка подкрановых железнодорожных путей, грузовых складов, территорий грузовых дворов и др.), оплата времени переходов и переездов на другие участки работ, а также времени простоя не по вине рабочих производится из расчета следующих часовых тарифных ставок: грузчиков — 78 коп., рабочих комплексных бригад — 97 коп.
Доплата за работу в ночное время и руководство бригадой, выплата суточных при направлении в командировку производятся из расчета часовых тарифных ставок: грузчикам при сдельной оплате труда 83 коп., при повременной оплате 78 коп., рабочим комплексных бригад 104 и 97 коп., рабочим комплексных бригад на пограничных станциях, перерабатывающих экспортные грузы, 115 и 107 коп. соответственно.
Доплата грузчикам за работу в сверхурочное время производится по часовым тарифным ставкам рабочих-повременщиков.
Для дальнейшего совершенствования организации заработной платы окладов работников производственных отраслей народного хозяйства предусмотрено поднять стимулирующую роль премий в выполнении планов и договорных обязательств по поставкам продукции, в повышении технического уровня и качества продукции, росте производительности труда, снижении себестоимости продукции, экономии всех видов материальных ресурсов, обеспечить непосредственную связь премий с трудовыми результатами каждого работника и коллективов бригад и подразделений, перейти к начислению премий, как правило, коллективу бригады, участка, цеха, отдела в целом, не премировать коллективы и отдельных работников, виновных в ухудшении качества выпускаемой продукции, нарушении технологической дисциплины, несоблюдении стандартов и технических условий, поступлении рекламаций и возврате недоброкачественной продукции, невыполнении договоров поставки и других производственных упущениях.
Руководителям предприятий по согласованию с профсоюзной организацией представлено право:
самостоятельно утверждать положение о премировании работников за основные результаты хозяйственной деятельности по следующим группам: рабочих, конструкторов, технологов и научных работников, работников службы технического контроля, других руководящих работников, специалистов и служащих;
создавать единый фонд материального поощрения, объединяя в нем все средства по специальным системам премирования, самостоятельно определять размеры, порядок и сроки выплаты специальных премий.

Премирование осуществляется исходя из конкретных условий и задач, стоящих перед соответствующими подразделениями. Так, размер премирования работников службы технического контроля зависит только от показателей качества ремонта. Премирование коллективов бригад и отдельных рабочих производится в первую очередь за выполнение производственных (нормированных) заданий, установленных исходя из планов участков и цехов, роста производительности труда, улучшения качества продукции (работ), освоения новой техники и технологии сбережения всех видов ресурсов.
Премирование руководящих работников структурных подразделений, специалистов и служащих осуществляется за достижение высоких конечных результатов работы, более интенсивное использование производственного потенциала, ускорение внедрения достижений НТП, рост производительности труда, качество продукции, снижение себестоимости и соблюдение ритмичности производства. Премии членам бригад в пределах общей начисленной суммы определяются дифференцированно в соответствии с личным вкладом в общие результаты работы и максимальными размерами не ограничиваются. Премии рабочим и коллективам бригад из единого фонда материального поощрения максимальными размерами не ограничиваются.
Размеры премий руководителям, их заместителям, главному инженеру, главному экономисту, главному бухгалтеру, начальнику планово-производственного отдела предприятия при 100 %-ном объеме реализации продукции по договорам и основным показателям эффективности производства устанавливаются на уровне 0,75 должностного оклада за месяц. За выполнение установленных заданий по ускорению научно-технического прогресса, вводу в действие производственных мощностей и объектов строительства, производству товаров народного потребления и другим специальным системам премирования — 2,6 месячного оклада в год.
Для коллективов или отдельных специалистов и служащих премии за основные результаты хозяйственной деятельности, а также по специальным системам премирования в пределах указанных максимальных размеров устанавливаются руководителем предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом.
Руководители предприятий имеют право по согласованию с профсоюзным комитетом определять конкретные виды материальных ресурсов, за экономию которых могут выплачиваться премии; направлять на выплату премий за экономию материальных ресурсов до 50%, а топливно-энергетических — до 75% суммы экономии указанных ресурсов; вводить при премировании за экономию материальных ресурсов суммированный учет расхода (экономии и перерасхода) всех видов ресурсов, используемых производственной бригадой, коллективом участка, цеха.
Премии за экономию конкретных видов материальных ресурсов выплачиваются работникам на основе лицевых счетов экономии исходя из вклада конкретных работников в дело ресурсосбережения и максимальными размерами не ограничиваются.