Содержание материала

Глава 4
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

    1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ ПЛАНИРОВАНИЯ

Выработанный XXVII съездом КПСС курс на ускорение экономического и социального развития определил необходимость глубокой революционной перестройки всего хозяйственного механизма, создания целостной, эффективной и гибкой системы планирования и управления экономикой. Перестройка должна обеспечить оптимальное сочетание централизованного планового руководства экономикой с самостоятельностью ее отдельных звеньев, с развитием товарно-денежных отношений, сбалансированность планов с финансированием, материально-техническим обеспечением, а также с планами производства и перевозок, учитывать при этом значительное повышение роли и активности руководителей трудовых коллективов, их заинтересованность в принятии и своевременном выполнении напряженных планов эффективной работы транспорта.
Центральным моментом перестройки, как отмечалось на июньском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС, является переход к экономическим методам планирования деятельности предприятий на основе контрольных цифр, долговременных стабильных экономических нормативов, государственных заказов и лимитов. В Законе СССР о государственном предприятии (объединении) указано, что главной формой планирования и организации деятельности предприятий является пятилетний план экономического и социального развития (с распределением по годам). Предприятие самостоятельно разрабатывает и утверждает пятилетний план. Министерства и объединения доводят до предприятий в качестве исходных данных и основы для формирования пятилетнего плана контрольные цифры, государственные заказы, экономические нормативы, в том числе на фонды оплаты труда, экономического стимулирования и взаимоотношения с бюджетом и лимиты, а также прямые заказы потребителей на услуги работы.
Экономические нормативы (включая цены, процент платы за кредит и отчислений от расчетной прибыли в государственный бюджет и вышестоящим органам, отчисления на амортизацию, норматив соотношения между ростом заработной платы и производительности труда и др.) являются главным инструментом плановой работы, основными рычагами воздействия плановых органов на предприятия, побуждающего к деятельности в интересах общества и достижению целевых установок и задач плана.
Контрольные цифры отражают общественные потребности в работе, услугах (в продукции), минимальные уровни эффективности производства; они не носят директивного характера. В них входят объем перевозок и услуг, прибыль, рост производительности труда, показатели развития социальной сферы.
Государственные заказы характеризуют удовлетворение первоочередных общественных потребностей; они обязательны для включения в план. Это — объемы работы и услуг (по номенклатуре), показатели использования подвижного состава, объемы капитальных ремонтов подвижного состава, пути, ввод в действие жилья и других объектов, поставки материалов и оборудования и т. д.
Лимиты устанавливают предельный размер государственных централизованных капитальных вложений для развития производства, а также централизованно распределяемых материально-технических ресурсов (с учетом экономии). Годовые планы разрабатывают и утверждают предприятия самостоятельно исходя из пятилетнего плана и заключаемых хозяйственных договоров. Разрабатываемый в годовом разрезе пятилетний план должен быть превращен в главную форму реализации целей и задач, поставленных КПСС и Советским правительством. Для последовательного воплощения в планах экономической стратегии партии разрабатываются основы (концепция) экономического и социального развития на предстоящие 15 лет с набором приоритетных направлений и целей развития на перспективу.
На ближайшее время поставлены задачи:
перейти от планирования «по достигнутым» показателям к научно обоснованным плановым заданиям на базе долгосрочных стабильных экономических нормативов;
сократить число показателей планов, утверждаемых предприятиям;
не допускать корректировки планов в ходе их выполнения;
годовые планы разрабатывать на основе государственных заказов, хозяйственных договоров и экономических нормативов пятилетнего плана экономического и социального развития, являющегося основным видом плана;
устанавливать в планах прямую зависимость фондов экономического стимулирования от конечных результатов труда коллектива при нормативном методе распределения прибыли между государством, отраслью и предприятием.
Работа и развитие промышленного железнодорожного транспорта, как и других отраслей и предприятий, определяется государственными заказами на перевозки и технологическую работу, контрольными цифрами и лимитами.

Планирование промышленного транспорта является частью народнохозяйственного планирования. В основе планов развития промышленного транспорта лежат одни и те же исходные предпосылки и принципы социалистического планирования.
Планы отраслей народного хозяйства и предприятий глубоко партийны, в них воплощается генеральная линия КПСС, ее программа, директивы и решения съездов партии и пленумов ЦК КПСС, в которых даются основные направления экономического и социального развития общества. Принцип партийности требует неуклонного обеспечения государственных интересов, полного использования всех имеющихся резервов, внедрения новейшей более современной техники, интенсивной передовой технологии, передовых методов труда, эффективного использования всех производственных фондов и капитальных вложений, принятия напряженных планов. Вскрытие и использование внутренних резервов в ходе выполнения планов являются важной и обязательной чертой планирования. Ни один план в момент его составления не может предусмотреть всех возможностей, которые имеются на предприятии, в отрасли для ускорения развития хозяйства.
Государственные заказы, планы экономического и социального развития имеют силу закона, обязательного к выполнению предприятиями, организациями и трудовыми коллективами. Это предполагает строжайшую государственную дисциплину, требовательность в отношении выполнения плановых заданий, договорных обязательств — полностью и в установленные сроки. Выполнение заказов и договоров должно стать критерием оценки деятельности предприятий и материального стимулирования трудовых коллективов.
В условиях общественной собственности на средства производства плановое руководство хозяйством стало не только возможным, но объективно необходимым. Народное хозяйство, его отрасли и предприятия не могут существовать и развиваться без централизованного планового руководства экономикой и повышения действенности планов, что отражено в Программе КПСС (новая редакция), принятой на XXVII съезде КПСС, в которой указано: «Партия считает необходимым повысить действенность планирования как инструмента реализации своей экономической политики...». Ведущее место в планах должны занимать качественные показатели, отражающие эффективность использования ресурсов, рост производительности труда на основе достижений науки и техники.

В процессе планирования правильно сочетаются единые государственные централизованные начала через государственные заказы по пятилетним и годовым планам с инициативой трудовых коллективов предприятий, широким использованием резервов и результатов социалистического соревнования. В этом сочетании и заключается осуществление принципа демократического централизма в планировании. Планы, самостоятельно разрабатываемые на предприятиях, обсуждаются в коллективах, а также в вышестоящих организациях и министерствах. Директивой — законом становится только утвержденный план.
Социалистическое планирование базируется на строго научных основах. Планы составляются на основе марксистско-ленинской теории с учетом требований объективных законов экономического развития социалистического общества. Возрастание масштабов и сложности производства, быстрое развитие науки и техники требуют повышения научного уровня планирования, проектирования и учета. Научная обоснованность планов является одним из важнейших принципов планирования. Широкое использование данных науки и техники, вычислительных машин, автоматизированных систем плановых расчетов (АСПР), тщательное изучение и распространение передового опыта, учет его результатов в планах являются также важными предпосылками планирования.
Промышленный железнодорожный транспорт развивается в соответствии с требованиями экономического закона планомерного, пропорционального развития народного хозяйства. Этот закон обеспечивает возможность правильного планирования работы и развития транспортных хозяйств предприятий. Реализовать эти возможности в планах — дело их руководителей, плановиков, экономистов. Действие этого экономического закона опирается на требования основного экономического закона социализма, который определяет существо развития способа производства, его цели и пути осуществления, в частности, на промышленном транспорте. Это —  полное удовлетворение потребностей предприятий и отраслей народного хозяйства в своевременных перевозках грузов на базе новой техники и совершенствования технологии перевозочных и погрузочно- разгрузочных работ, выполнение работ с наименьшими затратами трудовых, материальных и денежных средств. В планах развития и работы промышленного транспорта должны находить полное отражение и другие экономические законы, такие, как: закон неуклонного роста производительности труда и эффективности производства: закон стоимости, требующий соответствие индивидуальных издержек по перевозкам общественно необходимым, снижение расходов на единицу продукции.
Умение познать и отразить правильно в планах требования всей совокупности объективных экономических законов составляет главную сущность планирования.
При разработке плана промышленного транспорта необходимо устанавливать научно обоснованные отраслевые и внутриотраслевые пропорции:
между потребностями на перевозки и услуги и возможности промышленного железнодорожного транспорта. Для этого разрабатываются комплексные планы развития отрасли и ее транспортных средств;
между промышленным железнодорожным транспортом и развитием тех производств (предприятий), которые им обслуживаются;

между промышленным железнодорожным транспортом и магистральными железными дорогами, особенно по пунктам примыкания;
между железнодорожным и другими видами транспорта;
между хозяйствами и службами самого промышленного железнодорожного транспорта (например, между верхним строением пути и подвижным составом, между наличной и потребной пропускной способностью каждого вида транспорта, между планом поступления грузов и возможностями средств механизации и т. д.
При разработке планов развития железнодорожного промышленного транспорта необходимо учитывать особенности и возможности других способов перемещения грузов как внутри предприятий (канатные, подвесные дороги, конвейеры, трубопроводы, автомобили и т. д.), так и на внешних перевозках.
Соблюдение пропорций в планировании позволяет своевременно устранять возникающие «узкие» места в развитии и работе промышленного железнодорожного транспорта, успешно выполнять задания по перевозкам при рациональном использовании всех технических средств.
На каждый плановый период в государственных планах СССР отраслей и предприятий выделяются ведущие звенья, решающие отрасли хозяйства, от развития которых в большой мере зависит выполнение всего плана. Эти звенья, участки, отрасли в первую очередь обеспечиваются всеми средствами производства, материальными, трудовыми и денежными ресурсами.
Обязательным условием реальности и правильности разработанных планов является участие широких масс трудящихся в обсуждении и борьбе за их выполнение, учет производственного опыта, знаний, творческих способностей и достижений трудовых коллективов. Разработка планов и их утверждение — это только начало планирования. В процесс планирования входит и работа по выполнению планов в установленные сроки. Таким образом, трудящиеся Дважды участвуют в планировании — один раз в обсуждении проектов планов, другой — в их принятии и выполнении (перевыполнении). К контролю за выполнением плановых заданий также привлекается широкий актив народных контролеров профсоюзных и комсомольских органов, общественных бюро по анализу хозяйственной деятельности. Анализ выполнения планов за прошлые периоды, связанные с другими аналогичными предприятиями, постоянный контроль за ходом его выполнения играют важную роль в ускорении темпов развития производства.
Важным направлением совершенствования хозяйственных планов является их оптимизация. Оптимальное планирование означает разработку планов на основе взаимоувязанных экономических расчетов, позволяющих выбрать из ряда возможных наилучший вариант плана, отвечающий поставленным задачам. В более узком смысле оптимальным можно считать план, предусматривающий наилучшее использование действующих производственных фондов, трудовых ресурсов и денежных средств. Оптимальное планирование практически стало возможным благодаря применению современной вычислительной техники. Оптимизация позволяет реализовать при планировании принцип высокой эффективности производства, т. е. обеспечить получение наибольших результатов при наименьших затратах общественного труда и необходимом качестве работы.
Качество планирования в значительной степени зависит от преемственности планов, которое достигается реализацией принципа непрерывности планирования.
Непрерывность в планировании позволяет: лучше обеспечивать пропорциональность в развитии отрасли и предприятий, своевременно развертывать сооружение крупных объектов, обеспечивать преемственность планов смежных периодов, вносить необходимые изменения в перспективные планы, органически сочетать разработку ежегодных планов с перспективой развития на ряд предстоящих лет с учетом реальных процессов развития всех звеньев в обслуживаемых отраслях народного хозяйства.