ЕДИНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА СССР И ЗАДАЧИ ЕЕ РАЗВИТИЯ
Транспортная система нашей страны состоит из многих видов транспорта — подсистем, которые можно классифицировать следующим образом:
универсальный грузовой и пассажирский транспорт общего пользования — железнодорожный, речной, морской, автомобильный и воздушный;
специализированный грузовой транспорт общего пользования — нефтепроводы, нефтепродуктопроводы, газопроводы, высоковольтные линии электропередачи, непрерывные виды транспорта (конвейерный, пневматический и другие);
промышленный грузовой транспорт — железнодорожные подъездные пути, автомобильный транспорт необщего пользования всех отраслей народного хозяйства, специальные виды транспорта, обслуживающие внутрипроизводственные технологические процессы;
внегородской пассажирский транспорт общего пользования — железнодорожный, речной, морской, автомобильный (автобусы), воздушный;
городской пассажирский транспорт — метрополитен, троллейбус, трамвай, автобус, легковые такси.
Каждая из названных транспортных подсистем имеет свою сферу применения, специфические условия деятельности, определенный круг потребителей и особенности развития. Для тех или иных плановых целей некоторые подсистемы могут агрегироваться, например, грузовые и пассажирские перевозки. В соответствии с принятой классификацией транспорта в основном построена система планирования и учета.
В СССР и других социалистических странах все виды транспорта общего пользования являются государственной всенародной собственностью, используются в интересах всего народа и представляют собой единую транспортную систему. Это единство характеризуется тем, что все виды транспорта работают по единым планам перевозок (оперативным, текущим и перспективным), а также является основой взаимодействия и сотрудничества между всеми видами транспорта СССР (рис. 2.1). Распределение перевозок между видами транспорта производится с учетом преимуществ и особенностей каждого вида. Каждый вид транспорта имеет свою экономически эффективную сферу применения. При ее определении учитываются технические, технологические и экономические особенности и в первую очередь наличие резервов пропускных способностей, скорость доставки грузов, массовость и себестоимость перевозок, сезонность, дальность перевозки, использование природных и географических факторов, а также производительность труда, использование подвижного состава и технических средств, удобство, надежность, ритмичность, регулярность и т. д. Выбор наиболее эффективного вида
транспорта производится по многим технико-экономическим и народнохозяйственным показателям и, в конечном счете, сводится к определению одного обобщающего показателя — к определению минимума приведенных затрат.
В состав единой транспортной системы СССР входят все виды транспорта общего пользования — универсальные, специальные (специализированные), а также промышленный железнодорожный транспорт, обеспечивающий внешние перевозки.
Общая протяженность эксплуатационной сети путей сообщения общего пользования — железных дорог МПС и промышленных подъездных путей, автомобильных дорог с твердым покрытием, внутренних водных судоходных путей и трубопроводного (включая газопроводный) транспорта составляет свыше 2,5 млн. км, не считая действующих высоковольтных линий электропередачи (табл. 2.1).
Таблица 2.1. Основные показатели развития различных видов транспорта
Показатель | 1940 г. | I960 г. | 1970 г. | 1980 г. | 1985 г. | 1986 г. |
Перевезено грузов всеми видами транспорта, млн. т | 1579 | 10 816 | 18 522 | 29 626 | 31 819 | 3333 |
Грузооборот всех видов транспорта, млрд. Τ·ΚΜ | 494,4 | 1898,3 | 3960,6 | 6781,1 | 7807,6 | 8193 |
Эксплуатационная длина железных дорог на конец года, тыс. км | 106,1 | 125,8 | 135,2 | 141,8 | 144,9 | 145,6 |
Перевезено грузов по железным дорогам, млн. т | 605,1 | 1884,9 | 2896 | 3728,2 | 3951 | 4077,6 |
Железнодорожные подъездные пути предприятий, развернутая длина, тыс. км | 45,0 | 103 | 121 | 141 | 151 | 151 |
Грузооборот подъездных путей предприятий и организаций, млрд. Τ·ΚΜ | 5,9 | 27,8 | 55,3 | 76,7 | 83,2 | 82,4 |
Перевезено грузов на подъездных путях предприятий и организаций, млрд, т | 0,9 | 4,4 | 7,7 | 10,9 | 11,6 | 12 |
Внутренние водные судоходные пути, тыс. км Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием, тыс. км Протяженность нефте- и нефтепродуктопроводов (на конец года), тыс. км | 108,9 | 137,9 | 144,5 | 142 | 126,6 | 123,2 |
143 | 258 | 489 | 724 | 812 | 827 | |
4,1 | 17,3 | 37,4 | 69,7 | 81 | 81,5 | |
Протяженность газопроводов, (на конец года), тыс. км | — | 21 | 67,5 | 131 | 174 | 185 |
Общая протяженность воздушных линий (без перекрывающихся участков), тыс. км | 146 | 375 | 773 | 996 | 1115 | 1156 |
Как видно из табл. 2.1, особенно быстрыми темпами увеличивается протяженность автомобильных дорог, трубопроводного транспорта, воздушных линий. К 1985 г. по сравнению с довоенным 1940 г. протяженность нефтепродуктопроводов увеличилась почти в 20 раз, газопроводов — в 75 раз, магистральных железных дорог — в 1,4 раза.
Протяженность подъемных путей за этот период возросла в 3,4 раза, перевозки на них — в 12,9 раз, а грузооборот — в 14,1 раза. Все виды транспорта оснащаются механизмами, поточными линиями на ремонте технических средств. Уровень механизации погрузочно- разгрузочных работ достиг на железнодорожных линиях промышленных предприятий 96,8 %, на грузовых дворах станций МПС — 93 %. Уровень комплексной механизации тех же работ на морском транспорте составил 93,4 %, на речном — 98,6 %.
Единство транспортной системы создает объективные условия для рационального и планомерного распределения перевозок грузов между различными видами транспорта и экономии транспортных затрат в народном хозяйстве, а также для обеспечения пропорциональности в развитии транспорта и других отраслей народного хозяйства, для эффективного использования транспортных средств.
Доля видов транспорта в общем грузообороте транспорта (без газопроводов) приведена в табл. 2.2.
Более половины всего грузооборота выполняет железнодорожный транспорт. Если же исключить из грузооборота морского транспорта заграничные перевозки, а из грузооборота автомобильного — внутрипроизводственные (технологические) перевозки, выполняемые автомобильным транспортом, то доля железных дорог превысит 70 %. Перевозки основных массовых грузов — угля, металла, лесных и Строительных материалов, цемента, зерна, муки, руды выполняются и будут выполняться в основном по железным дорогам. В настоящее время и на обозримую перспективу железнодорожный транспорт остается основным видом транспорта, особенно по перевозкам массовых грузов (уголь, руда, стройматериалы и т. д.). Это определяется экономическими, этнографическими и географическими особенностями страны.
Железные дороги удовлетворяют известному требованию ленинского плана ГОЭЛРО, они сочетают «в себе дешевизну перевозок с чрезвычайной провозоспособностью» в более полной мере, чем Другие виды транспорта, удовлетворяют таким современным требованиям, как экономичность перевозок, сохранение окружающей среды, лучшие (по сравнению с автомобильным и воздушным транспортом) Шумовые характеристики.
Железные дороги обеспечивают регулярность грузовых и пассажирских перевозок независимо от климатических условий, времени года и суток, более высокую скорость доставки грузов по сравнению с речным транспортом, высокую эффективность при перевозках массовых грузов на большие и средние расстояния, высокую надежность и сохранность грузов.
Таблица 2.2. Доля видов транспорта в общем грузообороте, %
В грузообороте железных дорог удельный вес грузов промышленности и строительства составляет около 95 %, при этом свыше половины всего грузооборота дают массовые грузы: уголь, руда, лесные, минеральные строительные материалы, нефтегрузы, хлебные грузы, металлоизделия, химические удобрения и др. Объем грузооборота (в тонно-километрах) зависит от структуры производства, уровня специализации и кооперации предприятий, от характера размещения предприятий по отношению к источникам сырья, топлива и районам потребления готовой продукции. Чем рациональнее размещено производство, тем при прочих равных условиях меньше грузооборот, тем требуется меньше трудовых и материальных средств на развитие и эксплуатацию транспорта, тем меньше затраты на перевозки. По размерам перевозок и грузооборота железные дороги СССР занимают первое место в мире.
Высокими темпами развивается морской транспорт, что прежде всего связано с усилением экономических отношений, с многими отдаленными странами, а также с увеличением межбассейновых и внутрибассейновых перевозок грузов и пассажиров между портами СССР. Морской Транспорт обеспечивает более низкую по сравнению с другими видами транспорта себестоимость грузовых перевозок на дальние расстояния. На морском транспорте скорость доставки грузов выше, чем на речном, а капитальные затраты меньше как по сравнению с речным, так и с железнодорожным транспортом при массовых перевозках на дальние расстояния.
Во много раз возросла доля трубопроводного транспорта (с 0,7 % в 1950 г. до 20,7 % в 1985 г.). Этот вид транспорта обеспечивает самую низкую себестоимость массовой перекачки нефти и нефтепродуктов — по сравнению с железными дорогами в 3 раза, а с водным транспортом — более чем в 2 раза. Перекачка и слив нефтепродуктов выполняются при полной герметизации, высокой сохранности груза и полной автоматизации всех операций. На развитие трубопроводного транспорта требуется меньше капитальных вложений на единицу перевозок по сравнению с другими ридами транспорта.
Все большее значение в освоении пассажирских перевозок приобретает воздушный транспорт. В грузовых перевозках он не играет заметной роли, себестоимость их очень высока. Скорость доставки грузов в перемещения пассажиров здесь самая большая по сравнению со всеми видами транспорта. Поэтому наибольшая эффективность воздушного транспорта обеспечивается при перевозках особо ценных, скоропортящихся грузов и почты, т. е. перевозки небольших партий на дальние расстояния, а также других важных грузов в районы, где нет наземного и водного транспорта:
Доля автомобильного транспорта в грузообороте невелика. Однако он перевозит огромное количество грузов и пассажиров главным образом на коротких расстояниях. Автомобильный транспорт ежегодно перевозит примерно в 6,6 раза больше грузов (в тоннах), чем железные дороги, и в 4,3 раза больше, чем все остальные виды транспорта вместе взятые. Средняя дальность перевозок на автомобильном транспорте небольшая: по сравнению с железнодорожным меньше в 5,4 раза, с морским — более чем в 100 раз и речным — более чем в 25 раз. Грузооборот автомобильного транспорта будет расти за счет передачи короткопробежных перевозок с железных дорог и освоения новых грузопотоков по мере развития сети автомобильных дорог, увеличения выпуска грузовых автомобилей и роста их грузоподъемности. Автомобильный транспорт имеет более высокую маневренность и скорость доставки грузов от «дверей» отправителей до «дверей» получателей без перегрузочных операций, с одного вида транспорта на другой. Расчеты показывают, что теоретически автомобильный транспорт по сравнению с железными дорогами более выгоден для перевозок большинства грузов на расстоянии до 100 км, а живности и скоропортящихся грузов до 300 км и более. Огромную роль играет автомобильный транспорт в периоды уборки и вывоза урожая, сельскохозяйственных продуктов, а также во внутригородских и внутрирайонных перевозках.
Основными направлениями экономического и социального развития СССР на 1986—1990 годы и на период до 2000 года намечена широкая программа дальнейшего развития всех видов транспорта, повышения эффективности и качества их работы. Для выполнения основной задачи транспорта — полного своевременного и качественного удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в перевозках необходимо обеспечить согласованное развитие единой транспортной системы страны, ее взаимодействие с другими отраслями народного хозяйства, совершенствовать координацию работы всех видов транспорта, устранять нерациональные перевозки, сокращать сроки доставки грузов и обеспечивать их сохранность, ускоренное создание и внедрение передовой техники и технологии, развитие новых видов транспорта, применение прогрессивных способов перевозки грузов, значительно поднять уровень комплексной механизации погрузочно-разгрузочных и ремонтных работ, безопасность движения, снижать отрицательное воздействие транспорта на окружающую среду.