Содержание материала

ЕДИНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА СССР И ЗАДАЧИ ЕЕ РАЗВИТИЯ
Транспортная система нашей страны состоит из многих видов транспорта — подсистем, которые можно классифицировать следующим образом:
универсальный грузовой и пассажирский транспорт общего пользования — железнодорожный, речной, морской, автомобильный и воздушный;
специализированный грузовой транспорт общего пользования — нефтепроводы, нефтепродуктопроводы, газопроводы, высоковольтные линии электропередачи, непрерывные виды транспорта (конвейерный, пневматический и другие);
промышленный грузовой транспорт — железнодорожные подъездные пути, автомобильный транспорт необщего пользования всех отраслей народного хозяйства, специальные виды транспорта, обслуживающие внутрипроизводственные технологические процессы;
внегородской пассажирский транспорт общего пользования — железнодорожный, речной, морской, автомобильный (автобусы), воздушный;
городской пассажирский транспорт — метрополитен, троллейбус, трамвай, автобус, легковые такси.
Каждая из названных транспортных подсистем имеет свою сферу применения, специфические условия деятельности, определенный круг потребителей и особенности развития. Для тех или иных плановых целей некоторые подсистемы могут агрегироваться, например, грузовые и пассажирские перевозки. В соответствии с принятой классификацией транспорта в основном построена система планирования и учета.
В СССР и других социалистических странах все виды транспорта общего пользования являются государственной всенародной собственностью, используются в интересах всего народа и представляют собой единую транспортную систему. Это единство характеризуется тем, что все виды транспорта работают по единым планам перевозок (оперативным, текущим и перспективным), а также является основой взаимодействия и сотрудничества между всеми видами транспорта СССР (рис. 2.1). Распределение перевозок между видами транспорта производится с учетом преимуществ и особенностей каждого вида. Каждый вид транспорта имеет свою экономически эффективную сферу применения. При ее определении учитываются технические, технологические и экономические особенности и в первую очередь наличие резервов пропускных способностей, скорость доставки грузов, массовость и себестоимость перевозок, сезонность, дальность перевозки, использование природных и географических факторов, а также производительность труда, использование подвижного состава и технических средств, удобство, надежность, ритмичность, регулярность и т. д. Выбор наиболее эффективного вида
транспорта производится по многим технико-экономическим и народнохозяйственным показателям и, в конечном счете, сводится к определению одного обобщающего показателя — к определению минимума приведенных затрат.
В состав единой транспортной системы СССР входят все виды транспорта общего пользования — универсальные, специальные (специализированные), а также промышленный железнодорожный транспорт, обеспечивающий внешние перевозки.
Общая протяженность эксплуатационной сети путей сообщения общего пользования — железных дорог МПС и промышленных подъездных путей, автомобильных дорог с твердым покрытием, внутренних водных судоходных путей и трубопроводного (включая газопроводный) транспорта составляет свыше 2,5 млн. км, не считая действующих высоковольтных линий электропередачи (табл. 2.1).

Таблица 2.1. Основные показатели развития различных видов транспорта


Показатель

1940 г.

I960 г.

1970 г.

1980 г.

1985 г.

1986 г.

Перевезено грузов всеми видами транспорта, млн. т

1579

10 816

18 522

29 626

31 819

3333

Грузооборот всех видов транспорта, млрд. Τ·ΚΜ

494,4

1898,3

3960,6

6781,1

7807,6

8193

Эксплуатационная длина железных дорог на конец года, тыс. км

106,1

125,8

135,2

141,8

144,9

145,6

Перевезено грузов по железным дорогам, млн. т

605,1

1884,9

2896

3728,2

3951

4077,6

Железнодорожные подъездные пути предприятий, развернутая длина, тыс. км

45,0

103

121

141

151

151

Грузооборот подъездных путей предприятий и организаций, млрд. Τ·ΚΜ

5,9

27,8

55,3

76,7

83,2

82,4

Перевезено грузов на подъездных путях предприятий и организаций, млрд, т

0,9

4,4

7,7

10,9

11,6

12

Внутренние водные судоходные пути, тыс. км Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием, тыс. км Протяженность нефте- и нефтепродуктопроводов (на конец года), тыс. км

108,9

137,9

144,5

142

126,6

123,2

143

258

489

724

812

827

4,1

17,3

37,4

69,7

81

81,5

Протяженность газопроводов, (на конец года), тыс. км

21

67,5

131

174

185

Общая протяженность воздушных линий (без перекрывающихся участков), тыс. км

146

375

773

996

1115

1156

Как видно из табл. 2.1, особенно быстрыми темпами увеличивается протяженность автомобильных дорог, трубопроводного транспорта, воздушных линий. К 1985 г. по сравнению с довоенным 1940 г. протяженность нефтепродуктопроводов увеличилась почти в 20 раз, газопроводов — в 75 раз, магистральных железных дорог —  в 1,4 раза.
Протяженность подъемных путей за этот период возросла в 3,4 раза, перевозки на них — в 12,9 раз, а грузооборот — в 14,1 раза. Все виды транспорта оснащаются механизмами, поточными линиями на ремонте технических средств. Уровень механизации погрузочно- разгрузочных работ достиг на железнодорожных линиях промышленных предприятий 96,8 %, на грузовых дворах станций МПС — 93 %. Уровень комплексной механизации тех же работ на морском транспорте составил 93,4 %, на речном — 98,6 %.
Единство транспортной системы создает объективные условия для рационального и планомерного распределения перевозок грузов между различными видами транспорта и экономии транспортных затрат в народном хозяйстве, а также для обеспечения пропорциональности в развитии транспорта и других отраслей народного хозяйства, для эффективного использования транспортных средств.
Доля видов транспорта в общем грузообороте транспорта (без газопроводов) приведена в табл. 2.2.
Более половины всего грузооборота выполняет железнодорожный транспорт. Если же исключить из грузооборота морского транспорта заграничные перевозки, а из грузооборота автомобильного — внутрипроизводственные (технологические) перевозки, выполняемые автомобильным транспортом, то доля железных дорог превысит 70 %. Перевозки основных массовых грузов — угля, металла, лесных и Строительных материалов, цемента, зерна, муки, руды выполняются и будут выполняться в основном по железным дорогам. В настоящее время и на обозримую перспективу железнодорожный транспорт остается основным видом транспорта, особенно по перевозкам массовых грузов (уголь, руда, стройматериалы и т. д.). Это определяется экономическими, этнографическими и географическими особенностями страны.
Железные дороги удовлетворяют известному требованию ленинского плана ГОЭЛРО, они сочетают «в себе дешевизну перевозок с чрезвычайной провозоспособностью» в более полной мере, чем Другие виды транспорта, удовлетворяют таким современным требованиям, как экономичность перевозок, сохранение окружающей среды, лучшие (по сравнению с автомобильным и воздушным транспортом) Шумовые характеристики.
Железные дороги обеспечивают регулярность грузовых и пассажирских перевозок независимо от климатических условий, времени года и суток, более высокую скорость доставки грузов по сравнению с речным транспортом, высокую эффективность при перевозках массовых грузов на большие и средние расстояния, высокую надежность и сохранность грузов.

Таблица 2.2. Доля видов транспорта в общем грузообороте, %

В грузообороте железных дорог удельный вес грузов промышленности и строительства составляет около 95 %, при этом свыше половины всего грузооборота дают массовые грузы: уголь, руда, лесные, минеральные строительные материалы, нефтегрузы, хлебные грузы, металлоизделия, химические удобрения и др. Объем грузооборота (в тонно-километрах) зависит от структуры производства, уровня специализации и кооперации предприятий, от характера размещения предприятий по отношению к источникам сырья, топлива и районам потребления готовой продукции. Чем рациональнее размещено производство, тем при прочих равных условиях меньше грузооборот, тем требуется меньше трудовых и материальных средств на развитие и эксплуатацию транспорта, тем меньше затраты на перевозки. По размерам перевозок и грузооборота железные дороги СССР занимают первое место в мире.
Высокими темпами развивается морской транспорт, что прежде всего связано с усилением экономических отношений, с многими отдаленными странами, а также с увеличением межбассейновых и внутрибассейновых перевозок грузов и пассажиров между портами СССР. Морской Транспорт обеспечивает более низкую по сравнению с другими видами транспорта себестоимость грузовых перевозок на дальние расстояния. На морском транспорте скорость доставки грузов выше, чем на речном, а капитальные затраты меньше как по сравнению с речным, так и с железнодорожным транспортом при массовых перевозках на дальние расстояния.
Во много раз возросла доля трубопроводного транспорта (с 0,7 % в 1950 г. до 20,7 % в 1985 г.). Этот вид транспорта обеспечивает самую низкую себестоимость массовой перекачки нефти и нефтепродуктов — по сравнению с железными дорогами в 3 раза, а с водным транспортом — более чем в 2 раза. Перекачка и слив нефтепродуктов выполняются при полной герметизации, высокой сохранности груза и полной автоматизации всех операций. На развитие трубопроводного транспорта требуется меньше капитальных вложений на единицу перевозок по сравнению с другими ридами транспорта.
Все большее значение в освоении пассажирских перевозок приобретает воздушный транспорт. В грузовых перевозках он не играет заметной роли, себестоимость их очень высока. Скорость доставки грузов в перемещения пассажиров здесь самая большая по сравнению со всеми видами транспорта. Поэтому наибольшая эффективность воздушного транспорта обеспечивается при перевозках особо ценных, скоропортящихся грузов и почты, т. е. перевозки небольших партий на дальние расстояния, а также других важных грузов в районы, где нет наземного и водного транспорта:

Доля автомобильного транспорта в грузообороте невелика. Однако он перевозит огромное количество грузов и пассажиров главным образом на коротких расстояниях. Автомобильный транспорт ежегодно перевозит примерно в 6,6 раза больше грузов (в тоннах), чем железные дороги, и в 4,3 раза больше, чем все остальные виды транспорта вместе взятые. Средняя дальность перевозок на автомобильном транспорте небольшая: по сравнению с железнодорожным меньше в 5,4 раза, с морским — более чем в 100 раз и речным — более чем в 25 раз. Грузооборот автомобильного транспорта будет расти за счет передачи короткопробежных перевозок с железных дорог и освоения новых грузопотоков по мере развития сети автомобильных дорог, увеличения выпуска грузовых автомобилей и роста их грузоподъемности. Автомобильный транспорт имеет более высокую маневренность и скорость доставки грузов от «дверей» отправителей до «дверей» получателей без перегрузочных операций, с одного вида транспорта на другой. Расчеты показывают, что теоретически автомобильный транспорт по сравнению с железными дорогами более выгоден для перевозок большинства грузов на расстоянии до 100 км, а живности и скоропортящихся грузов до 300 км и более. Огромную роль играет автомобильный транспорт в периоды уборки и вывоза урожая, сельскохозяйственных продуктов, а также во внутригородских и внутрирайонных перевозках.
Основными направлениями экономического и социального развития СССР на 1986—1990 годы и на период до 2000 года намечена широкая программа дальнейшего развития всех видов транспорта, повышения эффективности и качества их работы. Для выполнения основной задачи транспорта — полного своевременного и качественного удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в перевозках необходимо обеспечить согласованное развитие единой транспортной системы страны, ее взаимодействие с другими отраслями народного хозяйства, совершенствовать координацию работы всех видов транспорта, устранять нерациональные перевозки, сокращать сроки доставки грузов и обеспечивать их сохранность, ускоренное создание и внедрение передовой техники и технологии, развитие новых видов транспорта, применение прогрессивных способов перевозки грузов, значительно поднять уровень комплексной механизации погрузочно-разгрузочных и ремонтных работ, безопасность движения, снижать отрицательное воздействие транспорта на окружающую среду.