Содержание материала

Глава 2
РОЛЬ ТРАНСПОРТА В ПРОЦЕССЕ
ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА И В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

  1. 1. ТРАНСПОРТ КАК СФЕРА МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Важная роль транспорта в жизни человеческого общества, в истории мировой культуры и научно-технического прогресса, несомненно, осознается каждым мыслящим человеком.
Транспорт — это не только перевозки, он входит неотъемлемой составной частью во все стадии производства, является непременным условием всякого общественного воспроизводства, как воздух, как вода, как земля.
В СССР с его огромными пространствами неизмеримо возрастает роль всех видов транспорта и прежде всего железнодорожного. Ни одна хозяйственная проблема страны не решается без участия магистрального и промышленного железнодорожного транспорта. Транспорт обеспечивает повышение оборонного потенциала, обороноспособности нашей страны и содружества социалистических стран.
Транспорт образно называют кровеносной системой экономики, связывающей в единое хозяйственное целое пространственно отдаленные предприятия, отрасли народного хозяйства, экономические районы,, обеспечивающей связи между районами производства и потребления различной продукции.
Развитие транспорта и совершенствование его работы происходят в тесной связи с развитием общественного производства и производительных сил страны, а также с условиями жизни людей, ростом их благосостояния и культуры. Чем выше уровень развития общества, тем больше и глубже проникает транспорт во все сферы деятельности человека.
Все окружающие нас продукты производства в процессе изготовления подвергаются многочисленным перемещениям. Эти перемещения происходят не случайно, а в полном соответствии с технологическими процессами, кооперацией труда, специализацией предприятий и цехов.
Отношения людей, связанные с процессом перемещения товаров и удовлетворением потребностей населения в передвижении, входят в совокупные производственные отношения и подчиняются действию объективных экономических законов, возникающих на основе этих отношений.

Транспорт в целом как сложная производственная система является в СССР одной из основных отраслей народного хозяйства, необходимой для существования социалистического общества. Транспорт как совокупность и неотъемлемая часть производительных сил страны оказывает в то же время огромное влияние на развитие всего народного хозяйства. Без современного транспорта невозможно развитие производительных сил в нашей стране, особенно освоение богатств Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии и других районов. Создание крупных промышленных комплексов в этих районах, развитие топливно-энергетической базы было бы невозможно без строительства железных дорог и развития других видов транспорта.
Транспорт связывает в единое целое республики, края, области и районы страны, обеспечивает потребность народного хозяйства в перевозках и людей в передвижении. В этом состоит его огромное государственное и культурно-политическое значение.
Для удовлетворения потребности народного хозяйства в перевозках необходима техническая реконструкция всех видов транспорта, их модернизация и перевооружение на базе новейшей техники. Здесь проявляется диалектическое взаимодействие — транспорт оказывает огромное влияние на развитие народного хозяйства, а научно-технический прогресс в промышленности в свою очередь влияет на совершенствование работы всех видов транспорта.
Транспорт, продолжая процесс материального производства в сфере обращения, является связующим звеном между производством и потреблением. В цикле производство — транспорт — потребление он является материальной основой связи промышленности и сельского хозяйства, без него немыслимы кооперация и специализация предприятий, а также товарооборот в стране. Производство любого товара завершается в потреблении. Транспорт является сферой материального производства, он продолжает процесс производства, доставляя товары потребителю. Работники транспорта как грузового, так и пассажирского участвуют в создании общественного продукта и национального дохода.
Известно, что в состав общественного продукта входят не только товары, имеющие потребительные стоимости в форме вещи, но и потребительные стоимости в форме производственной деятельности, если они являются результатом материального производства. Транспорт есть самостоятельная отрасль производства и входит ли его продукция в производственное или личное потребление, не имеет значения. В этом отношении транспорт не отличается от других отраслей, продукция которых также входит в производственное и в личное потребление (продукция сельского хозяйства, химической и других отраслей народного хозяйства).

Транспорт как сфера материального производства имеет черты, присущие другим сферам производства. На транспорте налицо все три элемента, присущие материальному производству: целесообразная деятельность людей или сам труд (рабочая сила), предметы труда и средства труда. Стоимость продукции транспорта создается так же, как в других отраслях материального производства. Она определяется, с одной стороны, потреблением овеществленного труда; а с другой — суммой затраченного живого труда, т. е. аналогична созданию стоимости всех других товаров.
«Для транспортной промышленности,— писал Маркс,— стало быть, имеет силу то же, что и для всех других сфер материального производства: труд также и в этой сфере воплощается в товаре, хотя он и не оставляет на потребительной стоимости товара никакого заметного следа» .
Действительно, транспорт не создает материальных ценностей в виде вещей. В этом его отличие от других сфер материального производства. При перевозках грузов стоимость, создаваемая трудом транспортников, присоединяется к стоимости перевозимой продукции. Стоимость, создаваемая при перевозках пассажиров, идет на удовлетворение в основном личных потребностей населения. Но и в этом случае ее назначение не отличается от продукции промышленности и сельского хозяйства, идущей на удовлетворение личных потребностей населения.
К. Маркс указывал, что «есть и такая сфера промышленного труда, где целью труда является вовсе не изменение формы вещи, а только изменение ее пространственного положения» . Такой сферой промышленного труда он считал промышленность сообщений. «Кроме добывающей промышленности, земледелия и обрабатывающей промышленности, существует еще четвертая сфера материального производства, которая в своем развитии тоже проходит различные ступени производства: ремесленную, мануфактурную и машинную. Это — транспортная промышленность, все равно, перевозит ли она людей или товары» .
В промышленности процесс производства и процесс потребления производственных товаров составляют два самостоятельных акта, разделенных во времени и пространстве. Созданный продукт в виде вещи существует отдельно от самого процесса производства. На транспорте дело обстоит иначе, процессы производства и потребления транспортной продукции не разделены во времени и пространстве, а происходят одновременно. Эти процессы совпадают, потребляется самый процесс производства, а не продукт, который может быть отделён от него. Продукцию транспорта — перемещение, как и работу его, измеряемую в тонно-километрах и пассажиро-километрах, нельзя накопить, отложить в запас. Она потребляется в процессе самого транспортного производства.

Транспорт свободно продает свою продукцию в виде непосредственного процесса производства — процесса перемещения, изменения местоположения товара. «...Το, что продает транспортная промышленность, есть само перемещение. Доставленный его полезный эффект неразрывно связан с процессом перевозок, т. е. с процессом производства транспортной промышленности. Люди и товары едут вместе с определенным средством транспорта, и движение последнего, его перемещение и есть тот процесс производства, который оно создает»1.
Транспорту не принадлежит предмет его труда — перевозимый груз, он принадлежит отправителям и получателям грузов. Транспорт не создает и не добавляет ничего вещественного к перевозимым товарам. Отсюда вытекают и особенности кругооборота средств транспорта. В формуле кругооборота выпадает товар Т в виде вещи, так как на транспорте продается сам производственный процесс, т. е. перевозка. Для промышленности формула кругооборота имеет вид:

Здесь результатом производственного процесса является товар Τ', обмениваемый на деньги Д'.
На транспорте результат производственного процесса не существует отдельно от него. Производственный процесс П — перемещение — сам является товаром, обмениваемым непосредственно на деньги Д. Поэтому формула кругооборота средств для транспорта имеет вид:

В составе средств производства транспорта (Сп — в формуле) нет сырья, стоимость которого составляет значительную часть средств производства в промышленности. Отсюда структура производственных основных и оборотных средств транспорта резко отличается от их структуры в промышленности. Доля оборотных средств на транспорте меньше, чем в промышленности. Поэтому в себестоимости перевозок высока доля заработной платы, а также амортизационных отчислений. Кроме того, в социалистическом производстве не может быть перерыва в фазах кругооборота средств: между приобретением средств производства и самим производством, а также между производством и реализацией продукции (на транспорте — процессом перемещения). Непрерывность кругооборота средств в условиях социализма определяется планами производства, реализации и перевозок.

Перевозка (перемещение) как продукция транспорта — это не вновь созданная вещь. Количество перевозимого продукта не увеличивается вследствие его перевозки, изменяется только его местоположение, а следовательно, изменяется его потребительная стоимость. Стоимость перевозки выступает в виде транспортных затрат. Транспорт продолжает процесс производства в сфере обращения. Однако общественная потребность в транспорте вытекает не из потребностей сферы обращения как таковой, а из потребностей общественного производства, из потребностей, связанных с разделением труда в обществе.
Особенности транспорта как отрасли материального производства обусловлены его специфической ролью в процессе общественного воспроизводства, характером единого технологического перевозочного процесса и экономической природой его продукции.
От бесперебойной и ритмичной работы транспорта в значительной мере зависит экономическая эффективность общественного производства. Регулярность в работе транспорта позволяет уменьшить запасы топлива и сырья на предприятиях, способствуя высвобождению оборотных средств народного хозяйства для производительного использования. Значение транспорта в сфере обращения заключается еще в том, что он может сокращать время нахождения материальных ценностей в процессе обращения, ускоряя доставку грузов. Только на железнодорожном транспорте постоянно в процессе перемещения (транспортирования) находится примерно 65—70 млн. т материальных ценностей. Уменьшение грузовой массы в периоде транспортирования только на 1 % позволит дополнительно вовлечь в производство материальных ценностей на сумму 130—168 млн. руб. при средней цене 1 т груза соответственно 200—240 руб. При огромной территории СССР вопрос сокращения времени обращения имеет особо важное экономическое значение.
Существенной особенностью транспорта СССР является то, что грузооборот его растет медленнее, чем объем производства промышленной продукции (в стоимостном выражении). В составе промышленной продукции повышается доля более ценных грузов. Вес грузовой массы также растет медленнее, чем ее стоимость. Плановая экономика позволяет более рационально размещать отдельные предприятия  и целые отрасли производства по отношению к источникам сырья, топлива и районам потребления готовой продукции. Рационализация перевозок на всех видах транспорта за счет более правильного прикрепления потребителей к производителям продукции позволяет, как показывают расчеты, снизить объем перевозочной работы на 6—8 %.
Транспорт является одним из крупнейших потребителей промышленной продукции, особенно продукции тяжелой и топливно-энергетической промышленности. Он потребляет много угля, дизельного топлива, бензина и смазочных материалов. В 1986 г. расход электрической энергии на транспорте составил 128 млрд. кВт-ч, в том числе на железных дорогах — 68,6 млрд. кВт-ч.
На всех видах транспорта общего пользования занято в основной деятельности (на перевозках) свыше 10 млн. чел., или около 9 % общего числа рабочих и служащих народного хозяйства. Основные производственные фонды всех видов транспорта и связи к 1988 г. превысили 350 млрд. руб.— около 14 % основных производственных фондов народного хозяйства. На развитие транспортной системы направляется 10—12 % капитальных вложений страны. Эксплуатационные расходы всех видов транспорта составляют свыше 120 млрд. руб. в год. Из них 25—30 % приходится на погрузку и доставку грузов со складов грузоотправителей в пункты магистральных видов транспорта. Наибольшие транспортные затраты приходятся на автомобильный транспорт — 62,4 % общих затрат и 51,6 % —  затрат транспорта сферы обращения. Изменение объемов перевозок и протяженности различных видов транспорта, рост их технического оснащения оказывают большое воздействие на характер работы и экономику промышленного железнодорожного транспорта.