Содержание материала

Промышленный транспорт имеет большое народнохозяйственное значение. Он первый принимает к перевозке почти всю продукцию, сырье и материалы предприятий промышленности.

Численность работников промышленного транспорта без учета занятых на погрузочно-разгрузочных работах и в основных цехах производства составляет свыше 12 % промышленно-производственного. персонала ведущих отраслей народного хозяйства, он является многоотраслевым хозяйством. В его составе железнодорожный, автомобильный, водный, конвейерный монорельсовый, канатно-подвесной, трубопроводный-пневматический и гидравлический и другие виды транспорта. Он оснащен комплексом постоянных устройств, техническими средствами для обслуживания промышленных предприятий и строек.
Перевозки грузов промышленным транспортом составляют около 35 млрд. т. Преобладающую часть их выполняют железнодорожный —  33,8 % и автомобильный — 54,7 %. Специализированными видами транспорта осваивается 11,2% перевозок. Из 3,6 млрд. т грузов, перевезенных в 1986 г. непрерывными видами транспорта, более половины приходится на конвейерный. Такое соотношение в использовании различных видов промышленного транспорта не является рациональным. Это объясняется отставанием в развитии конвейерного, гидравлического и канатно-подвесного транспорта, недостаточностью выпуска промышленностью высокопроизводительного и надежного в эксплуатации оборудования.
Среди непрерывных видов транспорта наиболее производительными широко распространенными являются конвейерный и канатноподвесной. В соответствии с Основными направлениями социального и экономического развития народного хозяйства СССР на 1986— 1990 годы и на период до 2000 года непрерывные и специализированные виды промышленного транспорта должны развиваться опережающими темпами. Темпы развития гидравлического, пневматического, трубопроводно-контейнерного, конвейерного, канатно-подвесного транспорта возрастут в 1,5—2 раза.
Примерные сферы применения специализированных видов транспорта с учетом мощности грузопотока и дальности   перевозок:

Важное значение среди специализированных видов транспорта непрерывного действия имеет трубопроводный гидравлический транспорт.

Таблица 2.3. Распределение грузовых перевозок железнодорожного промышленного транспорта по отраслям промышленности

Основные массовые грузы всех отраслей промышленности перевозятся железнодорожным промышленным транспортом. Он и в перспективе останется в этом отношении ведущим. Выполняемый промышленным железнодорожным транспортом объем перевозок примерно в 3 раза превышает объем магистрального железнодорожного транспорта и в 6 раз — объем погрузочно-разгрузочных работ, выполняемый на всех видах транспорта общего пользования.
Промышленный железнодорожный транспорт наибольший объем перевозок осуществляет на предприятиях министерств черной металлургии (45,1 %) и угольной промышленности (22,8 %) (табл. 2.3).
В настоящее время подразделения железнодорожного промышленного транспорта — это крупные хозяйства указанных отраслей народного хозяйства. Так, транспортный цех Магнитогорского металлургического комбината ежесуточно выгружает свыше 2000 вагонов и грузит более 900 вагонов. Ежегодные затраты на развитие железнодорожного транспорта комбината составляют более 10 млн. руб. численность рабочих-транспортников превышает 4 тыс. чел. В целом стоимость основных фондов промышленного транспорта металлургической промышленности составляет около 7 % стоимости основных фондов основного производства.
Для промышленного транспорта черной металлургии и угольной промышленности характерно самое глубокое проникновение железнодорожных линий непосредственно в производство, высокая концентрация транспортных средств и сосредоточение их в крупных хозрасчетных управлениях. Высокая интенсивность перевозок, значительное сосредоточение материальных и трудовых ресурсов позволяют внедрять на промышленном железнодорожном транспорте этих отраслей специализированный подвижной состав специальные схемы комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных и складских работ, электрифицировать железнодорожные линии (табл. 2.4).

Естественно, на промышленном железнодорожном транспорте указанных отраслей более высокий уровень механизации погрузочно- разгрузочных работ, более низкая себестоимость перевозок и погрузочно-разгрузочных работ и более высокая производительность труда, чем на подъездных путях остальных отраслей (табл. 2.5). Пока мелких плохо оснащенных железнодорожных хозяйств на промышленном транспорте много. Свыше 60 % подъездных путей имеют грузооборот до 5 вагонов в сутки, крупные хозяйства с грузооборотом свыше 50 вагонов в сутки составляют только 2 % общего количества подъездных путей. Эффективным средством улучшения экономических показателей этих хозяйств является объединение их и обслуживание подъездных путей силами межотраслевых предприятий промышленного железнодорожного транспорта МПС.
С 1976 г. такой объединенный железнодорожный промышленный транспорт вошел в классификацию отраслей народного хозяйства СССР и впервые назван как новая отрасль «Промышленный железнодорожный транспорт (объединенный)».
В генеральных схемах развития промышленного железнодорожного транспорта рассматриваются четыре основные формы транспортного обслуживания подъездных путей: железными дорогами, межотраслевыми предприятиями промышленного железнодорожного транспорта, отраслевыми объединенными транспортными хозяйствами, транспортными цехами головного предприятия.
За послевоенный период промышленный железнодорожный транспорт развивался в неразрывной связи со всеми отраслями народного хозяйства и магистральным железнодорожным транспортом. Возросли протяженность подъездных путей и объем перевозок, усилилось техническое оснащение. Продолжается работа по концентрации и объединению промышленного железнодорожного транспорта. 

Таблица 2.4. Развернутая длина подъездных путей

Таблица 2.5. Экономические показатели промышленного железнодорожного транспорта


Министерство

Себестоимость перевозок, коп./10 т-км

Уровень механизации, %

Производительность труда на

перевозках, тыс. т-км/ чел.

логрузочно- разгрузочных работах, тыс. т/чел.

Минчермет

31,4

98,8

226,5

233,5

Минцветмет

31,6

97,6

441,7

92,3

Минуглепром

22,6

99,1

362,3

193

Минстройматериалы

34,6

97,1

373,1

49,3

Миннефтехимпром

20,4

97,1

367,8

52,8

Минлесбумпром

60,6

87,7

190,7

7,1

Минэнерго

60,8

97,1

197,8

24,1

Минавиапром

134

78,9

62,3

8,8

Минсудлром

200,8

78

37,7

10,4

Минлегпром

594

53,5

19,9

2,1

Госагропром

139

79,2

46,9

8,9

По состоянию на 1 января 1988 г. 162 предприятия промышленного железнодорожного транспорта МПС обслуживают около 6000 промышленных предприятий и организаций. Окрепла материально-техническая база межотраслевых хозяйств. Совершенствуется ремонт подвижного состава, вагонный парк пополняется большегрузным подвижным составом.
Собственный вагонный парк хозяйств используется не только на технологических перевозках, но и для доставки грузов по путям МПС. Это дало возможность железным дорогам высвобождать десятки тысяч вагонов. Совершенствуется технология работы межотраслевого промышленного железнодорожного транспорта, особенно на стыках взаимодействия его с магистральными железными дорогами.
В ряде отраслей промышленности — лесной, черной и цветной металлургии, угольной, строительных материалов и других — происходит также объединение железнодорожных хозяйств. В этих отраслях давно создана система управления железнодорожным и другими видами промышленного транспорта во главе с транспортным управлением соответствующих министерств.
Экономическая природа промышленного транспорта определяет два основных требования к техническим средствам и организации работы: во-первых, полностью удовлетворять условиям технологического процесса предприятия и иметь уровень развития, полностью соответствующий уровню данного производства, во-вторых, соответствовать по своему техническому состоянию транспорту общего пользования, с которым он находится в постоянном взаимодействии и технические средства которого (локомотивы, вагоны) обращаются на путях промышленного транспорта. Современное производство немыслимо без высокооснащенных техникой транспортных объединений, предприятий и цехов.
Преимущества железнодорожного промышленного транспорта те же, что и магистральных железных дорог, — универсальность (возможность перевозок любых грузов, а также пассажиров), высокая провозная способность (до 100 млн. т в год в одном направлении), регулярность работы независимо от климатических условий, времени года и суток. В то же время строительство железных дорог и их эксплуатация требуют больших капитальных вложений и текущих расходов, железнодорожное хозяйство предприятий занимает значительную территорию. Применение этого вида транспорта целесообразно при больших объемах перевозок (ориентировочно 3—5 вагонов в сутки) и соответствующих расстояниях перевозок. В настоящее время средняя дальность перевозок на железнодорожном промышленном транспорте составляет 7,2 км.