На промышленных предприятиях в процессе перевозок взаимодействуют различные виды промышленного транспорта циклического и непрерывного действия. К циклическим относятся железнодорожный транспорт широкой и узкой колеи, автомобильный, водный, электрокарный. Непрерывный транспорт включает в себя конвейерный, трубопроводный, гидравлический, пневматический, канатно-подвесной, пневмоконтейнерный.
В условиях роста объема перевозок массовых насыпных грузов непрерывный транспорт развивается более быстрыми темпами по сравнению с железнодорожным и автомобильным. Это объясняется тем, что применение непрерывных видов транспорта способствует повышению производительности труда, экономии жидкого топлива
и трудовых ресурсов, сокращению вредных влияний транспортных процессов на окружающую среду. Транспортировка грузов непрерывными видами транспорта обходится в 2—4 раза дешевле, чем автомобильным транспортом, при увеличении производительности труда. Например, конвейерная линия на Ингулецком ГОКе протяженностью около 2 км позволила высвободить 30 большегрузных БелАЗов. Пробег автомобилей на вывозке руды из карьера на обогатительную фабрику сократился почти в 2 раза. Экономический эффект от ввода в действие конвейерной линии составил около 500 тыс. руб. в год.
Выбор видов транспорта для отдельных предприятий и отраслей должен производиться с учетом сложившейся структуры промышленного транспорта и межотраслевых связей в пределах промышленного района в увязке с планируемыми объемами выпуска продукции. В соответствии с Типовой методикой определения эффективности капитальных вложений, Методическими указаниями по определению экономической эффективности применения различных видов промышленного транспорта критерием эффективности вида транспорта является минимум приведенных затрат.
Капитальные вложения по вариантам для каждого вида транспорта
Уровень приведенных затрат в сравниваемых вариантах хотя и является основным показателем эффективности вида транспорта, тем не менее он не является решающим, особенно в вариантах, близких по стоимостным показателям. Необходимо учитывать натуральные показатели: производительность труда, трудоемкость, металлоемкость, энергоемкость, трудовые ресурсы, экологические факторы.
Например, в условиях дефицита трудовых ресурсов могут оказаться эффективными более капиталоемкие виды транспорта, не отвечающие требованиям эффективности по приведенным затратам, но позволяющие резко повысить производительность труда и сократить трудовые затраты. Кроме того, должны оцениваться условия работы промышленного транспорта. Так, в варианте с конвейерным транспортом объем перевозок, профиль трассы, перепад высот, расстояние перемещения груза, тип и ширина конвейерной ленты, климатические условия приводят к значительным колебаниям себестоимости транспортировки груза. В благоприятных условиях себестоимость 1 т-км горной массы 3—4 коп., а в сложных условиях этот показатель возрастает до 10—12 коп.
Каждый вид промышленного транспорта в зависимости от рода и свойств перевозимого груза, объема и дальности транспортировки имеет свою сферу выгодности. На рис. 8.3 и 8.4 в качестве примера приведены области минимальных значений капитальных вложений и эксплуатационных расходов, соответствующих сферам выгодности одного вида транспорта по сравнению с другими при перевозке угля, рудного концентрата и песка (по данным Института комплексных транспортных проблем (ИКТП) при Госплане СССР).
Трубопроводный контейнерный пневмотранспорт имеет значительные капитальные вложения и эксплуатационные расходы по сравнению с другими видами транспорта. Однако с учетом экологических и социальных факторов он может найти применение (при подземной прокладке труб), в перевозках определенной номенклатуры грузов внутри предприятий и для удаления бытовых отходов в населенных пунктах. Наиболее высокая производительность его достигается при грузопотоках 1—3 млн. т при расстоянии перевозок свыше 10 км. При объеме перевозок 1 млн т/год и расстоянии перемещения груза 25 км производительность этого транспорта выше, чем конвейерного и канатно-подвесного.
Вопросы для самостоятельной работы
- Какими показателями оцениваются перевозки на промышленном транспорте?
- Какова номенклатура групп грузов государственного заказа, объем которых устанавливается Госпланом СССР и МПС?
- Виды планов перевозок (отправления грузов) на промышленном транспорте.
- Каким образом происходит сравнение вариантов при выборе наиболее эффективного вида промышленного транспорта?