Содержание материала

Промышленный транспорт выполняет важные функции в сфере материального производства и обращения. Конечной продукцией промышленного транспорта является своевременная, качественная доставка грузов непосредственно потребителям или передача их в транспортных промышленных районах, узлах, на подъездных путях на другие виды транспорта независимо от того, носит ли эта передача дискретный или непрерывный характер (без перегрузок).
Промышленные железные дороги значительно старше железных дорог общего пользования. Они появились во второй половина XVIII столетия почти на 100 лет раньше первых магистральных железных дорог России, построенных для массовых грузовых и пассажирских перевозок. Впервые чугунные рельсы для перевозки железной руды были проложены в 1763 г. на Колывано-Воскресенских заводах. В 1708 г. построена чугунная дорога на Александровском артиллерийском заводе в Петрозаводске. В 1806—1809 гг. П. К. Фроловым на Змеиногорском руднике была сооружена чугунная дорога для перевозки руды. Россия опережала европейские страны по развитию промышленного железнодорожного транспорта. Заводская рельсовая дорога в Нижнем Тагиле с первым русским паровозом Е. А. и Μ. Е. Черепановых (1833—1834 гг.) в техническом отношении стояла на более высоком уровне, чем английские рельсовые дороги. Первые грузовые вагоны появились также в России.
Однако в последующем уровень и темпы развития промышленных железных дорог были более низкими, чем магистральных общего пользования. Промышленный железнодорожный транспорт также отставал и от развития заводов и предприятий, которые он обслуживал. На некоторых заводах транспортные цехи и сейчас считаются второстепенными и их роль недооценивается.
В последние десятилетия внимание к хозяйственной деятельности предприятий промышленного железнодорожного транспорта в нашей стране постоянно возрастает, особенно в связи с увеличением объемов производства продукции во всех отраслях народного хозяйства.
Развернутая длина железных дорог промышленных предприятий составляет в настоящее время 151,3 тыс. км, в том числе нормальной колеи — 120 тыс. км и узкой 31,3 тыс. км. Объем перевозок, выполняемых промышленным железнодорожным транспортом, достигает 12,6 млрд. т в год, а грузооборот — 82,4 млрд. т-км. Из всего потока грузов, перевозимых железнодорожным транспортом общего пользования, около 95 % зарождается и 83 % погашается на подъездных путях предприятий. Кроме того, внутри предприятия между цехами и складами перевозится свыше 4 млрд. т.
Народнохозяйственная эффективность и качество работы промышленного железнодорожного транспорта определяются его ролью в общественном производстве. Находясь на стыке промышленного и транспортного производства, он активно влияет на показатели эффективности работы предприятий народного хозяйства, Главный критерий народнохозяйственной эффективности, по которому можно оценивать его работу, — это степень и качество удовлетворения постоянно растущих общественных потребностей при минимальных затратах.
С ростом объемов производства, добычи полезных ископаемых, лесозаготовок и строительства крупных комплексов непрерывно развивается и железнодорожный транспорт предприятий, меняются формы организации его работы, происходит объединение транспортных хозяйств. Свыше 15,5 тыс. подъездных путей из 36 тыс., т. е. более 45% их общего количества в стране, находится в ведении Министерства путей сообщения.
В ряде промышленных узлов и районов для групп предприятий созданы объединенные транспортные цехи, подчиненные головному предприятию. Для предприятий промышленного района, не имеющих собственных подъездных путей, организованы погрузочно-разгрузочные базы. В некоторых отраслях народного хозяйства созданы отраслевые объединенные транспортные хозяйства (ОТХ), в лесной промышленности — самостоятельные хозрасчетные железные дороги, в угольной — погрузочно-транспортные управления (ПТУ), в строительстве — объединенные транспортные хозяйства. Для дальнейшего повышения уровня работы промышленного железнодорожного транспорта, улучшения использования технических средств и особенно подвижного состава создаются межотраслевые хозрасчетные объединения транспортного хозяйства и предприятия промышленного железнодорожного транспорта (ППЖТ).
В целях совершенствования управления межотраслевыми предприятиями промышленного железнодорожного транспорта в 1978 г. в Министерстве путей сообщения образовано хозрасчетное главное управление — Главпромжелдортранс МПС. В ряде отраслей промышленности в транспортных хозяйствах организованы также объединения по ремонту подвижного состава, пути, механизмов и других работ. Главпромжелдортрансу МПС подчинено 16 производственных объединений, в которых насчитывается 162 ППЖТ, обслуживающих свыше 5,8 тыс. предприятий и строек. ППЖТ перевозят в год 610 млн. т, объем их погрузочно-разгрузочных работ
370 млн. т. Развернутая длина подъездных путей, входящих в состав ППЖТ, составляет 7250 км.
Важную роль в развитии промышленного транспорта должно сыграть внедрение генеральных схем комплексного развития промышленного транспорта, предусматривающих создание территориальных объединений в крупных индустриальных районах страны. Этими схемами намечается дальнейшее создание ряда новых ППЖТ, ликвидация мелких транспортных цехов в целях сокращения простоев вагонов на подъездных путях предприятий. К 2000 г. число ППЖТ возрастет в 2,5 раза, а объем перевозок и погрузочно-разгрузочных работ — в 2,5—3 раза.
Кроме ППЖТ Главпромжелдортранса МПС, на балансе железный дорог находятся еще подъездные пути к предприятиям промышленности, сельского хозяйства, к шахтам, рудникам и т. д. Их развернутая длина составляет на 1 января 1988 г. 28 тыс. км, а по ним перевозят более 2,5 млрд. т. грузов.
В соответствии с Основными направлениями экономического и социального развития народного хозяйства СССР на 1986—1990 годы и на период до 2000 года, принятыми XXVII съездом КПСС, осуществляются крупные мероприятия по развитию промышленного транспорта и усилению его материально-технической базы, по расширению сети межотраслевых предприятий промышленного железнодорожного Транспорта путем объединения ведомственных транспортных цехов.
В целях повышения эффективности работы промышленного железнодорожного транспорта завершается перевод его на тепловозную и электрическую тягу, увеличиваются производство и поставки подвижного состава, запасных частей, внедряются комплексы машин и механизмов для ликвидации тяжелого физического труда на погрузочно-разгрузочных и путевых ремонтных работах, средства автоматики и вычислительная техника.
Ускорение темпов развития промышленного железнодорожного транспорта, повышение экономической эффективности и качества его работы позволяют улучшить транспортное обслуживание предприятий промышленности, строительства и сельского хозяйства. Ритмичность подачи вагонов с сети общего пользования на предприятия под выгрузку, строгое соблюдение графиков подачи вагонов под погрузку и выгрузку по времени, количеству и структуре, а также другие факторы во многом определяют необходимые пропускные и перерабатывающие способности устройств промышленного транспорта, степень использования его технических, трудовых и материальных ресурсов, уровень себестоимости и рентабельности перевозок.
Глава 1