ГЛАВА 11
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ, РЕКОНСТРУКЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОМУ ПЕРЕВООРУЖЕНИЮ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ТРАНСПОРТА
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ, РЕКОНСТРУКЦИИ И ПЕРЕВООРУЖЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ТРАНСПОРТА
Совершенствование транспортного обслуживания предприятий во многом зависит от технического перевооружения промышленного транспорта. Диспропорции в развитии технических средств основного производства и промышленного транспорта, несоответствие провозной способности транспорта объемам выпускаемой продукции и получаемого с сети МПС сырья приводят к значительным потерям, увеличению транспортной составляющей затрат народного хозяйства.
Техническое перевооружение промышленного транспорта идет по двум основным направлениям: модернизация традиционных видов транспорта (железнодорожный, автомобильный); разработка и расширение сферы использование непрерывных и новых специализированных видов транспорта, наиболее полно отвечающих задачам интенсификации производственных процессов, ресурсосбережения и экологии. Развитие более эффективных видов транспорта предусмотрено постановлением Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию и более широкому внедрению непрерывных и новых специализированных видов транспорта» (январь 1983 г.).
Более чем 27 тыс. (90%) подъездных путей промышленных предприятий осуществляют перевозки грузов на расстояние до 10 км. В общем объеме таких перевозок значительная доля приходится на массовые насыпные грузы. Их транспортировка с помощью конвейеров позволит повысить эффективность перевозок по сравнению с традиционными видами транспорта. Расширение сферы применения ленточных конвейеров для транспортировки горной массы при открытом способе добычи полезных ископаемых достигается увеличением ширины лент, повышением скорости движения и увеличением мощности приводов. Для мощных грузопотоков угля, руды и вскрышных пород перспективными являются конвейеры, имеющие длину более 3 км, ширину ленты до 3000 мм, скорость движения ее до 7—8 м/с. Это позволит поднять производительность конвейеров от максимального уровня 5 тыс. м3/ч, достигнутого в настоящее время, до 10—15 тыс. м/ч в перспективе. Совершенствование конвейерного транспорта, повышение его эффективности должны сопровождаться выпуском вспомогательного оборудования: устройств для очистки лент, барабанов, перегрузочных узлов, устройств управления и контроля за работой конвейера, включая использование микропроцессорной техники, приспособлений для стыковки конвейерных лент, их ремонта и монтажа.
К новым видам промышленного транспорта относятся: гидравлический, пневматический и его разновидность — контейнерный пневмотранспорт и др. Общими проблемами гидравлического транспорта твердых материалов являются выбор оптимальной скорости транспортирования гидросмесей, плотности, крупности частиц, гранулометрического состава, консистенции, физико-химических свойств и типа жидкого носителя, от которых зависит износостойкость системы. В качестве примера рассмотрим систему гидравлического транспорта, предназначенную для перемещения каменного угля. Она включает в себя комплекс пультоприготовления, расположенный на промплощадке гидрошахты, линейную часть трубопровода с головной и промежуточными насосными станциями, комплекс по приему угольной гидросмеси, обезвоживанию и сушке угля, подготовке угля к сжиганию и очистке воды, сооружаемый на промплощадке потребителя (ТЭЦ), АСУ технологическими процессами. Протяженность трассы 256 км, условный диаметр трубопровода 350 мм, крупность транспортируемого угля 0—2 мм, зольность его 10 %. На трассе 3 насосные станции, оборудованные модернизированными насосами У8-6м2А. Работает трасса круглый год, режим работы круглосуточный. Новизна этой системы заключается в использовании трубопроводного транспорта, позволяющего обеспечить перекачку угля на большие расстояния с минимальными эксплуатационными затратами. Экономия транспортных расходов по сравнению с железнодорожными перевозками может достигать 4,8 руб, на каждую тонну перевезенного угля. Рассмотренная система является опытно-промышленной, ее цель — создание магистральных систем трубопроводного транспорта больших потоков угля из восточных районов в центр страны.
Контейнерный пневмотранспорт является эффективным для транспортировки сыпучих грузов внутри предприятий. Груз можно загружать в контейнеры герметичного типа, рубашка которых заполнена водой, обеспечивающей защиту контейнера от перегрева.
Такая система может быть использована на промышленных предприятиях для транспортировки горячего агломерата и окатышей. При этом исключается необходимость охлаждения груза водой, что приводило к образованию смеси газоводных паров в цехах, сбросу загрязненной воды и ухудшению механической прочности груза. Использование контейнерного пневмотранспорта для перевозки горячих грузов с утилизацией тепла обеспечивает снижение удельного расхода электроэнергии на 20 %. Контейнерный пневмотранспорт целесообразно использовать также для перемещения различных пылевидных, мелкозернистых материалов, включая токсичные и взрывоопасные. К преимуществам контейнерного пневмотранспорта относится простота конструкции, компактность, возможность автоматизации, отсутствие вредного воздействия на окружающую среду.
Несмотря на ускоренные темпы развития непрерывных видов транспорта, освоение прироста перевозок осуществляется за счет развития и совершенствования традиционных видов транспорта. Около 95% объема перевозок на предприятиях черной и цветной металлургии, угольной промышленности, промышленности строительных материалов, минеральных удобрений и других транспортоемких отраслей осуществляют автомобильный и железнодорожный транспорт.
К основным направлениям реконструкции и перевооружения железнодорожного транспорта относятся модернизация подвижного состава, расширение области применения электрической тяги, создание более мощных карьерных электровозов и тяговых агрегатов, создание новых типов специального подвижного состава, улучшение структуры вагонных парков, строительство на предприятиях, принимающих маршруты массовых насыпных грузов, механизированных выгрузочных комплексов с вагоноопрокидывателями и эстакадами, ввод в эксплуатацию устройств по восстановлению сыпучести смерзшихся грузов (гаражи размораживания, виброрыхлительные и бурорыхлительные устройства), создание снегоочистительной техники, разработка и внедрение АСУ промышленным транспортом, расширение и модернизация ремонтной базы промышленного транспорта.
Тепловозной тягой осваивается 83 % общего объема перевозок промышленного транспорта. Основными направлениями совершенствования промышленных тепловозов являются: увеличение надежности в целях повышения их производительности, сокращение трудовых и материальных затрат на ремонт тепловозов, сокращение расхода топлива на холостом ходу, снижение трудовых затрат при эксплуатации за счет создания конструкций тепловозов, отвечающих специфике работы на промышленном транспорте.
Однако, учитывая дефицит дизельного топлива, электрификация промышленного транспорта должна стать важнейшим направлением развития базы промышленного железнодорожного транспорта.
В перспективе объем перевозок электрической тягой должен увеличиться до 30—32 % (примерно в 2 раза), что позволит сэкономить на промышленном транспорте жидкого топлива 380—410 тыс. т. При полной замене тепловозов электровозами на крупных предприятиях Минчермета СССР, Минуглепрома СССР, Минстройматериалов СССР, Минудобрений СССР и доле конвейерного транспорта в объемах перевозок 70 % за счет электрификации можно сэкономить 5 млн. т топлива в год при дополнительной потребности электроэнергии около 23 млрд. кВт-ч. Годовая экономия приведенных затрат при этом составит 1,75 млрд. руб., капитальные вложения — примерно 8,5 млрд. руб. Для выполнения работ по электрификации промышленного транспорта производственные мощности электровозостроительных заводов по выпуску электровозов для предприятий открытых разработок необходимо увеличить в 1,5 раза, а выпуск электровозов для внутризаводского транспорта — в 9 раз по сравнению с существующим уровнем.
По расчетам головных отраслевых научно-исследовательских институтов грузоподъемность среднесписочного вагона на промышленном транспорте возрастет в ближайшие 10 лет на 14—15 % за счет улучшения структуры вагонных парков. Для перевозки грузов черной металлургии будут использоваться следующие типы новых вагонов: для перевозки длинномерных грузов, хоппер (крытый) для порошкообразных грузов, вагон с раскрывающейся крышей для холоднокатаной листовой стали. Для перевозок на карьерах создается 8-осный вагон-самосвал (думпкар) грузоподъемностью 170 т с односторонней разгрузкой для работы с экскаватором, оснащенным ковшом емкостью 12 м3 и более.
В зимних условиях значительные потери несет транспорт из-за смерзаемости сыпучих грузов. Поэтому предусмотрен ввод в эксплуатацию гаражей и установок по восстановлению сыпучести грузов и виброрыхлительных и бурорыхлительных устройств.
Развитие автомобильного промышленного транспорта идет по пути производства автосамосвалов грузоподъемностью 180—200 т, автоприцепов грузоподъемностью 20—40 т. Для нужд металлургического производства предусмотрен выпуск автомобилей-слябовозов грузоподъемностью 70—120 т.