Содержание материала

Кроме транспорта общего пользования, Единая транспортная система СССР включает в себя различные виды транспорта необщего пользования, принадлежащего предприятиям, организациям, стройкам (рис. 3.1). Наибольшая доля в объеме перевозок, выполняемых различными видами транспорта необщего пользования, приходится на промышленный железнодорожный транспорт. Структура его предприятий и подразделений зависит от характера и объема обслуживаемого производства, его технологических связей. 


Рис. 3.1. Промышленный транспорт а единой транспортной системе СССР

На предприятиях металлургии, машиностроения, строительной индустрии и др. со значительным объемом внешних и внутренних перевозок, в том числе технологических, транспортное обслуживание основного производства осуществляют управления железнодорожного транспорта (УЖДТ) или железнодорожные Цехи (ЖДЦ). В производственных объединениях угольной промышленности перевозки выполняют погрузочно-транспортные управления (ПТУ). Число таких предприятий (объединений) сравнительно невелико. Из общего числа 37 157 договоров на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей и договоров на подачу уборки вагонов (по состоянию на 1 января 1988 г.), заключенных между железными дорогами и предприятиями, только около 2% приходится на подъездные пути, имеющие среднесуточную погрузку и выгрузку свыше 50 вагонов. Примерно 21% подъездных путей, связанных договорными обязательствами с железными дорогами МПС, имеют суточный объем погрузки-выгрузки от 5 до 50 вагонов. Транспортное обслуживание указанных подъездных путей осуществляют ЖДЦ или железные дороги МПС. Оставшаяся часть подъездных путей (около 77%) — малодеятельные, с суточной погрузкой-выгрузкой до пяти вагонов. К малодеятельным относятся подъездные пути с малым объемом перевозок, целесообразность сохранения которых не может быть экономически оправдана.

 На долю межотраслевого промышленного железнодорожного транспорта приходится 4,7% объема перевозок промышленного железнодорожного транспорта, 3,8% грузооборота и 1,7% объема погрузочно- разгрузочных работ. К 1991 г. предусмотрено увеличить объемы перевозок грузов межотраслевым промышленным железнодорожным транспортом по сравнению с 1985 г. не менее чем на 30%. Выполнение этой задачи может быть достигнуто путем приема для транспортного обслуживания ППЖТ новых предприятий. Имеется реальная возможность охватить прогрессивной формой транспортного обслуживания к 2000 г. 16—18 тыс. малодеятельных подъездных путей. 
В соответствии с решением июньского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС о коренной перестройке управления экономикой с 1 января 1988 г промышленный транспорт перешел на двухзвенную структуру управления: транспортное управление (Главное управление промышленного железнодорожного транспорта) — производственные объединения (предприятия) промышленного транспорта.

  Производственные объединения промышленного железнодорожного транспорта (ОПЖТ) имеют в своем составе от двух до 33 ППЖТ, расположенных на территории союзных республик, областей или промышленных районов. На рис. 3.3 в качестве примера приведена схема управления ОПЖТ, структурными единицами которого являются 23 ППЖТ, ОПЖТ реализует свои функции по транспортному обслуживанию предприятий, организаций, строек в соответствии с Законом СССР «О государственном предприятии (объединении)».


Рис. 3.4. Структурная схема управления ПТУ

На предприятиях черной металлургии при значительном объеме транспортной работы, оцениваемой 141 и более баллами, создаются управления железнодорожного транспорта УЖДТ, в состав которых входят службы (отделы), секторы (отделы) и специализированные железнодорожные цехи: эксплуатации, подвижного состава, содержания и ремонта пути.
На предприятиях, где объем выполняемой работы оценивается 8 и более баллами (до 140), создаются железнодорожные цехи, в состав которых входят службы (производственные участки) и секторы (отделы). На предприятиях, железнодорожные хозяйства которых набирают менее 8 баллов, вместо цехов создается транспортный участок, входящий в одно из подразделений предприятий — транспортный цех, объединяющий разные виды транспорта, цех подготовки производства и др.

В угольной промышленности созданы крупные производственные объединения по добыче и обогащению каменного угля, транспортное обслуживание которых осуществляют погрузочно-транспортные управления. ПТУ являются структурными единицами производственных объединений. Располагая необходимыми техническими средствами (железнодорожными путями, парком локомотивов и вагонов, погрузочно-разгрузочной техникой), ПТУ по договорам на транспортное обслуживание осуществляют также подачу-уборку вагонов своими локомотивами предприятиям, организациям, не относящимся к Минуглерому СССР. В таких случаях функции ПТУ аналогичны функциям ОТХ и ППЖТ. На рис. 3.4 в качестве примера приведена структура управления ПТУ, осуществляющего транспортное обслуживание производственного объединения по добыче угля и предприятий (организаций) других ведомств, расположенных в одном промышленном районе с этим производственным объединением.

Вопросы для самостоятельной работы

  1. Какие перевозки осуществляет промышленный транспорт?
  2. Документы, регламентирующие отношения ППЖТ со станциями примыкания МПС и обслуживаемыми предприятиями.
  3. Каковы формы взаимодействия в работе магистрального и промышленного железнодорожного транспорта?
  4. Факторы, обусловливающие различные формы транспортного обслуживания предприятий (организаций).