Заработная плата представляет собой сумму денежных средств, выделенных государством для оплаты труда работников предприятия в соответствии с установленным планом производства. Планирование заработной платы на предприятии заключается в расчете общего фонда по категориям работников, а также фонда по непромышленной группе и несписочного состава. Общий фонд заработной платы образуется на очередной год из базового общего фонда заработной платы и суммы увеличения (уменьшения) этого фонда. Для предприятий промышленного железнодорожного транспорта норматив увеличения или уменьшения базового фонда заработной платы устанавливается в процентах на каждый процент прироста или снижения объема доходов. Объем доходов включает доходы от перевозок, погрузочно-разгрузочных работ и прочей деятельности.
Норматив прироста общего фонда заработной платы определяется к показателю, установленному министерствами и ведомствами, а для предприятий промышленного железнодорожного транспорта — объединениями для исчисления производительности труда. Расчет этого норматива производится на основе нормативов и показателей пятилетнего плана и соблюдения экономически обоснованных соотношений между приростом средней заработной платы и приростом производительности труда.
Базовым фондом заработной платы предприятия для разработки годовых планов является фонд заработной платы по отчету предшествующего года, который увеличивается на сумму относительной экономии фонда заработной платы или уменьшается на сумму относительного перерасхода, не возмещенного на начало планируемого периода. Базовый фонд заработной платы предприятия изменяется в случае изменения его производственной структуры и сохраняется, если рост производительности труда по плану, а также по отчету превышает или равен заданию пятилетнего плана на соответствующий год, исчисленному нарастающим итогом.
Базовый общий фонд заработной платы, рассчитанный по ожидаемому выполнению, уточняется по данным годового отчета, распределение его по кварталам производится предприятием самостоятельно и изменению не подлежит. При распределении базового фонда заработной платы по кварталам необходимо исходить из требований соблюдения экономически обоснованных соотношений между приростом производительности труда и приростом средней заработной платы промышленно-производственного персонала в планируемом периоде. Когда в расчетах к плану на тот или иной квартал прирост средней заработной платы опережает прирост производительности труда, то базовый общий фонд заработной платы устанавливают на уровне, равном фактическому фонду заработной платы за соответствующий квартал предыдущего года.
Общий плановый фонд заработной платы при нормативном методе планирования
Фонд заработной платы специалистов, служащих и других категорий работников определяется умножением месячного должностного оклада на число месяцев в году и число работников данной группы.
Для повышения престижности инженерного труда, поднятия роли и авторитета мастеров, усиления материального стимулирования труда руководителей, специалистов и служащих и обеспечения их творческого отношения к работе увеличены должностные оклады в среднем на 30—35%.
Совершенствование организации и введение новых условий оплаты труда осуществляются в период коренной перестройки экономики, перевода предприятий на полный хозрасчет и самофинансирование. Средства на повышение оплаты труда должны быть заработаны самими трудовыми коллективами. На повышение тарифных ставок и должностных окладов направляется вся экономия фонда заработной платы, включая экономию, полученную за счет уменьшения численности персонала, совершенствования структуры заработной платы, пересмотра норм выработки и других норм трудовых затрат, премиальных выплат, надбавок и доплат.
Руководители предприятий могут по согласованию с профсоюзными комитетами устанавливать бригадирам из числа рабочих, не освобожденных от основной работы, доплаты за руководство бригадой с численностью рабочих до 10 чел. не более 20 руб., свыше 10 чел. — 30 руб. и свыше 25 чел. — не более 50 руб в месяц. В бригадах, переведенных на хозяйственный расчет (подряд), доплаты при численности рабочих до 15 чел, не могут превышать 40 руб., а свыше 15 чел.— 50 руб. в месяц. Рабочим, мастерам, начальникам участков, специалистам и служащим устанавливаются доплаты до 50% тарифной ставки (оклада) в пределах экономии заработной платы за выполнение наряду со своей основной работой обязанностей временно отсутствующего работника.
Доплата за работу в ночное время производится при сменных работах в непрерывном производстве: за каждый час ночной работы 35% часовой тарифной ставки. Ночным считается местное время с 22 ч вечера до 6 ч утра.
При работе в праздничные дни оплата труда производится в двойном размере. В среднем число часов работы в праздничные дни, приходящееся на одного работника соответствующей категории (дежурные электромонтеры, монтеры пути, рабочие локомотивных бригад и др.), в месяц составляет 3,81 ч, а относительная величина доплат к тарифной части заработной платы — 2,2%.
За работу в сверхурочное время оплата труда производится: при повременной системе за первые 2 ч — в полуторном размере, а за последующие часы — в двойном размере; при сдельной системе, помимо заработка за работу, выполненную в сверхурочные часы, производится доплата за каждый из первых двух сверхурочных часов 50% и за каждый из последующих часов 100% повременной часовой тарифной ставки, соответствующей разряду данного рабочего.
Оплата перерывов на кормление ребенка, оплата отпусков, времени выполнения государственных и общественных обязанностей и других невыходов на работу, установленных законом, производится по среднему заработку.
Среднегодовая (среднемесячная) заработная плата всех категорий работников предприятия определяется делением годового (месячного) фонда на среднесписочную численность работников.
Не включается в фонд заработной платы, но учитывается при расчете среднегодовой (среднемесячной) заработной платы премия из фонда материального поощрения за рационализацию, изобретательство, экономию материальных ресурсов.
В плане по труду в заработной плате определяется также соотношение темпов роста производительности труда и темпов роста среднемесячной заработной платы. Опережающий рост производительности труда по сравнению с его оплатой является важной закономерностью социалистической экономики. Объясняется это необходимостью более быстрого роста фонда накопления по сравнению с фондом потребления, что является предпосылкой расширенного воспроизводства, обязательным условием снижения доли заработной платы в себестоимости единицы продукции, существенным влиянием факторов, на рост производительности труда и прежде всего за счет внедрения новой техники.
На практике применяется несколько способов измерения соотношения между рассматриваемыми показателями: определение абсолютной разности между темпами названных показателей, расчет коэффициента опережения как отношение индекса производительности труда к индексу средней заработной платы, определение процента прироста средней заработной платы на 1% прироста производительности труда. Наиболее точным является последний способ, который нашел широкое применение на предприятиях в новых условиях хозяйствования.
Вопросы для самостоятельной работы
- Разделы плана по труду и заработной плате.
- Производительность труда, ее измерение и методы определения.
- Пути повышения производительности труда.
- Определение численности работающих предприятий промышленного железнодорожного транспорта.
- Системы и формы оплаты труда, применяемые на предприятиях промышленного транспорта.
- Планирование фонда заработной платы в новых условиях хозяйствования.
- Основные виды доплат и порядок премирования работающих на предприятиях промышленного транспорта.
- Экономические нормативы, применяемые при планировании заработной платы и их сущность.