Содержание материала

Глава 8
ПЛАНИРОВАНИЕ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК И ВЫБОР ВИДА ПРОМЫШЛЕННОГО ТРАНСПОРТА

8.1. ПОКАЗАТЕЛИ ОБЪЕМА ПЕРЕВОЗОК

Объем грузовых перевозок, выполняемых промышленным железнодорожным транспортом, измеряется в физических вагонах и тоннах

При планировании продукции в штуках нормы расхода материалов принимаются на одно изделие.
Объем отправления грузов определяется следующим образом: при планировании продукции в тоннах

При определении грузооборота внешних перевозок предприятие, имеющее свой или арендованный подъездной путь, который примыкает не к станции МПС, а к путям другого предприятия, учитывает расстояние до пункта примыкания к железнодорожным путям общего пользования.
Показатели перевозок на ППЖТ устанавливаются для каждого i-го предприятия в тоннах применительно к внешним, внутренним технологическим перевозкам

8.2. ПЛАНИРОВАНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК

Главной формой реализации целей и задач предприятия, предусмотренных основными направлениями развития народного хозяйства является пятилетний план, разрабатываемый в годовом разрезе. Предприятие исходя из цифр, предусмотренных в пятилетием плане, определяет свое развитие и объемы производства на каждый год. Составной частью планов предприятия являются планы перевозок. Так как в процессе перевозок участвуют различные виды магистрального и промышленного транспорта, то при представления заявок производственными цехами (предприятиями) указываются объемы перевозок, подлежащих освоению в планируемом периоде различными видами транспорта.
На промышленном железнодорожном транспорте осуществляется пятилетнее, годовое и оперативное планирование перевозок грузов в вагонах МПС (отправление груза).

Годовые с распределением по кварталам планы перевозок грузов разрабатываются и утверждаются на основе планов промышленного и сельскохозяйственного производства, капитального строительства, заготовок сельскохозяйственных продуктов, материально- технического снабжения и товарооборота. Указанные планы перевозок разрабатывают в тоннах по родам грузов централизованного планирования (15 грузов госзаказа, объем которых устанавливает Госплан СССР, и четыре груза госзаказа, объем которых устанавливает МПС) и планирования на местах (грузы 22 наименований) .
Квартальные с распределением по месяцам планы перевозок грузов устанавливаются на основе годовых планов перевозок и квартальных планов производства, капитального строительства, материально-технического снабжения и товарооборота, а также заданий по перевозкам грузов, установленных решениями Правительства СССР.
Планирование перевозок осуществляется на основе заявок, составленных и представленных организациями, планирующими производство, реализацию, сбыт и поставку продукции. В соответствии с установленными объемами производства предприятия дают заявки в отраслевые министерства на перевозку (отправление) грузов железнодорожным транспортом (они представляются также в управления железных дорог).       
В целях сокращения транспортных затрат в народном хозяйстве, а также рационального использования различных видов транспорта, устранения встречных, излишне дальних, повторных и других нерациональных перевозок планирование перевозок грузов производится в соответствии со схемами нормальных направлений грузопотоков.
Схемы нормальных направлений грузопотоков по железнодорожному транспорту составляются по перечню грузов, устанавливаемому Госпланом СССР и Госснабом СССР с учетом предложений министерств и ведомств СССР и Госпланов союзных республик. Разработка схем нормальных направлений грузопотоков производится на ЭВМ по методике ВНИИЖТа. Исходными данными для расчета служат сгруппированные данные об объемах отправления и прибытия грузов, полученные на основании годовых планов снабжения, а также постоянная экономическая информация и сведения о транспортной сети, хранящиеся в памяти ЭВМ.
В результате расчета выдаются на печать схемы нормальных направлений грузопотоков, а также объем перевозок, грузооборот, густота грузопотоков, средняя дальность перевозок. Железные дороги в целях проверки того, что перевозка является рациональной, могут потребовать от планирующих организаций-грузоотправителей необходимые данные, касающиеся отдельных видов продукции, перевозимой по железным дорогам.
Рациональность перевозок грузов, по которым не установлены схемы нормальных направлений грузопотоков, определяется управлениями железных дорог и грузоотправителями, а в необходимых случаях по согласованию с Министерством путей сообщения.
При исключении из плана в соответствии со статьей 26 Устава железных дорог Союза ССР нерациональных перевозок грузов железная дорога в суточный срок ставит в известность об этом грузоотправителей. Предприятия и организации-грузоотправители в течение трех суток с момента получения извещения железной дороги могут заменить исключенные нерациональные перевозки грузов перевозками рациональными.
Заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом на год (с распределением по кварталам) составляют предприятия по номенклатуре грузов из 41 наименования. В заявках указывают следующие данные: род груза, остатки готовой продукции на начало и конец года, размеры производства, общие ресурсы, оседание продукции в пункте производства, отправление грузов по железной дороге, а также автомобильным, водным и трубопроводным транспортом.
Заявки, поступившие от предприятий в отраслевое министерство, обобщаются, корректируются и вместе с необходимыми экономическими расчетами и обоснованиями представляются в отдел планирования перевозок транспортного управления министерства. Схема прохождения заявок и утвержденного годового плана перевозок представлена на рис. 8.1. С учетом окончания работ пр составлению проекта годового плана экономического и социального развития СССР к 15 августа заявки на перевозку грузов представляются предприятиями и объединениями в управления железных дорог до 20 мая.
Управления железных дорог проверяют с участием в необходимых случаях грузоотправителей экономическую обоснованность поданных заявок на перевозку грузов и представляют обобщенные заявки на перевозку грузов (с распределением по родам) в Министерство путей сообщения до 15 июня.
Министерства и ведомства СССР разрабатывают и представляют в Госплан СССР, Госснаб СССР и соответственно в МПС до 1 июля заявки на год (с распределением по кварталам и железным дорогам) на перевозку грузов по общему объему (в тоннах) с выделением перевозок основных грузов с необходимыми расчетами и обоснованиями. Одновременно представляются предложения по улучшению использования грузоподъемности и вместимости подвижного состава, а также по устранению нерациональных перевозок.


Рис. 8.1. Схема прохождения заявок и годового плана; -«-заявки, госзаказ, договоры; —«-годовой план

Согласованный с Госпланом СССР план перевозок по родам грузов утверждается МПС и в 10-дневный срок сообщается соответствующим министерствам, ведомствам СССР, Госкомстату СССР. Госпланам союзных республик и соответствующим союзным снабсбытам при Госснабе СССР по грузам централизованного планирования, а они сообщают подведомственным предприятиям утвержденные им годовые с распределением по кварталам планы перевозок грузов. Одновременно МПС на основе полученных от железных дорог заявок и проектов планов и согласованного с Госпланом СССР сетевого плана разрабатывает проект плана по железным дорогам, 
родам грузов и после рассмотрения его с представителями дорог утверждает и в месячный срок сообщает дорогам (в установленные МПС сроки) общие размеры отправления грузов с выделением грузов централизованного планирования на год без распределения по кварталам. В 10-дневный срок после получения от МПС годового плана перевозок грузов министерства и ведомства СССР и Госпланы союзных республик сообщают Министерству путей сообщения о распределении объема перевозок по железным дорогам.
Разработка квартальных планов перевозок грузов железнодорожным транспортом с распределением по месяцам и дорогам производится в централизованном порядке МПС по номенклатуре грузов госзаказа — 19 наименований и на местах управлениями железных дорог по номенклатуре, включающей грузы 22 наименований; при планировании перевозок в централизованном порядке заявки на перевозку грузов с необходимыми расчетами и обоснованиями представляются не позднее чем за 40 дней до начала планируемого квартала министерствами и ведомствами СССР в МПС и в Госснаб СССР, а Госпланами союзных республик в МПС.

При планировании перевозок на местах заявки представляются предприятиями, планирующими перевозки, в управления железных дорог не позднее чем за 45 дней до начала планируемого квартала. Если предприятия входят в состав объединений, то заявки на перевозку грузов представляют объединения. Предприятия, объединения, планирующие перевозки грузов, в заявках указывают проект квартального задания на перевозку грузов маршрутами в процентах от объема каждого подлежащего к перевозке груза.
Управления железных дорог рассматривают заявки на перевозки грузов, планируемых на местах, и не позднее чем за 35 дней до начала планируемого квартала представляют в МПС проекты квартальных планов перевозок грузов с распределением по месяцам и родам грузов в тоннах и в вагонах в среднем в сутки.
Предприятия, планирующие перевозки грузов и имеющие объем перевозок грузов, планируемых на местах, не более 30 вагонов в месяц по одной железной дороге отправления, освобождаются от представления заявок на перевозку грузов на квартал. Эти предприятия представляют ежемесячно в управления железных дорог развернутые планы перевозок грузов за 20 дней до начала планируемого месяца.
Министерства и ведомства СССР и Госпланы союзных республик на основе установленных для них квартальных планов перевозок грузов, планируемых в централизованном порядке:
устанавливают и не позднее чем за 24 дня до начала планируемого квартала сообщают объединениям и предприятиям планы перевозок грузов на квартал с распределением по месяцам, родам грузов и железным дорогам отправления в тоннах и вагонах в среднем в сутки;
сообщают объединениям и предприятиям не позднее чем за 22 дня до начала планируемого месяца планы перевозок грузов за месяц в тоннах и вагонах в среднем в сутки и направляют копии этих планов в управления железных дорог;
представляют Министерству путей сообщения не позднее чем за 20 дней до начала планируемого квартала планы перевозок грузов на квартал с распределением по месяцам, родам грузов и железным дорогам отправления в тоннах и вагонах в среднем в сутки.
Управления железных дорог в пределах установленных МПС объемов погрузки грузов, перевозки которых планируются на местах, по согласованию с предприятиями, представившими заявки на перевозки этих грузов, не позднее чем за 23 дня до начала планируемого квартала устанавливают для них планы перевозок грузов на квартал с распределением по месяцам и родам грузов в тоннах и вагонах в среднем в сутки.
Предприятия-грузоотправители не позднее чем за 14 дней до начала планируемого месяца представляют (в трех экземплярах, каждый из которых подписывает руководитель предприятия и заверяет печатью) в управление железных дорог месячные планы перевозок грузов по установленной для централизованного планирования и планирования на местах номенклатуре грузов с распределением по родам грузов, станциям отправления и железным дорогам назначения, а по грузам, перевозимым в пределах железной дороги отправления, — с распределением по станциям назначения. Эти планы грузоотправители представляют в тоннах и вагонах: по грузам, планируемым в тоннах и в вагонах, на основе установленной статической нагрузки, а по грузам, планируемым в вагонах, — исходя из технических норм загрузки.
Развернутые месячные планы перевозок грузов являются одним из основных первоисточников оперативного планирования работы на железнодорожном транспорте. От правильности составления грузоотправителями планов, их обоснованности и своевременности представления в управления железных дорог зависит качество планируемого перевозочного процесса. Планы составляются грузоотправителями на специальных бланках формы ГУ-12, кодированная форма которых позволяет обрабатывать их на ЭВМ.
Годовые, квартальные и месячные планы железнодорожных перевозок грузов составляются предприятием на основании следующих данных:                               
по внутренним перевозкам технологического сырья и отходов производства — расчетов объемов потребных перевозок, устанавливаемых плановым отделом предприятия;
по внутренним перевозкам сырья, топлива для производственных цехов — расчетов потребных перевозок, определяемых отделом сырья и топлива;
по внешним перевозкам готовой продукции, отправляемой на сеть МПС, — расчетов объемов потребных перевозок, устанавливаемых отделом сбыта предприятия;
по остальным категориям внутренних перевозок — на основе заявок, представляемых производственными цехами в управление железнодорожного транспорта (железнодорожный цех).
Расчеты и заявки по перевозкам представляются в установленные сроки до начала разработки годового, квартального и месячного планов. В них указывают: станцию отправления, станцию назначения, пункты погрузки и выгрузки, отправителя и получателя груза, наименование перевозимого груза и его массу в тоннах. Месячные заявки на перевозку грузов внутри предприятия составляют только цехи-отправители. Заявки должны соответствовать наличию запасов и производственной программе каждого отправителя, а также разгрузочным возможностям цеха-грузополучателя. Из планов грузовых перевозок, а также представляемых цехами на грузовые перевозки заявок исключаются перевозки, которые могут быть выполнены нерельсовыми видами транспорта.
Перевозка грузов, которые должны подаваться в цехи и на склады регулярно в определенное время, осуществляется по контактным графикам, увязанным с графиками работы цехов и агрегатов.
Распределение грузопотоков между станциями, цехами и складами внутри предприятий осуществляется с помощью косой таблицы (шахматки) корреспонденций грузов. Грузопотоки внутри предприятия при заполнении таблицы подразделяются на грузопотоки в вагонах МПС и в вагонах предприятия. Последние в свою очередь подразделяются на перевозки, выполняемые в вагонах общего и специального назначения.
В косой таблице корреспонденций вагонопотоков цифры, помещенные в горизонтальных графах, показывают размеры общего отправления грузов из цеха или склада и распределение их по отдельным цехам. Итоговые цифры вертикальных граф означают общее прибытие грузов в данный цех (склад).
При определении объема перевозок оценивается неравномерность внешних перевозок и перевозок внутри предприятий с помощью коэффициентов неравномерности.
На промышленном транспорте широкое распространение получили оперативные планы (задания), составляемые на сутки и смену. Их разработка является частью оперативно-производственного планирования. Сменно-суточное планирование направлено на обеспечение в конкретной транспортно-технологической обстановке выполнения государственного плана производства и перевозок, показателей использования технических средств, предусмотренных в основных транспортных нормативных документах, равномерной работы подразделений магистрального и промышленного транспорта и взаимодействующих с ними производственных объектов в течение суток и периодов их.
В суточном плане устанавливаются общие задания на сутки по основным показателям работы. Эти задания конкретизируются по каждому виду работ в сменных планах, являющихся основной формой оперативных планов, составляемых на 12-часовой период. Дальнейшее совершенствование техники и технологии передачи информации способствует составлению оперативных заданий на 3—6-часовые периоды, основанных на более достоверных данных о поездах, вагонах и грузах. Суточный и сменный планы содержат задания на обработку вагонов парка МПС и вагонов, принадлежащих промышленным предприятиям.
Для составления суточного плана работы станции примыкания сообщают в отделение дороги заявки предприятий на погрузку (в том числе маршрутов) с указанием рода грузов, потребного количества вагонов, назначения отправляемого груза.
План поездной и грузовой работы с вагонами МПС на сутки составляется отделом перевозок отделения дороги и за 2 ч до начала суток через дежурного по отделению в виде приказа-задания передается начальнику станции, обслуживающей предприятие.
Он включает в себя следующие данные: размеры погрузки и выгрузки в вагонах и тоннах в целом по станции и предприятию; число поездов, которые должны прибыть и отправиться и порядок обеспечения порожними вагонами; объем выполнения сдвоенных грузовых операций; сведения о подводе порожних вагонов с указанием  рода подвижного состава; регулировочное задание на сдачу порожних вагонов.
Сменный план поездной и грузовой работы составляется за 1 ч до начала смены заместителем начальника станции примыкания на основе суточного плана-задания отделения дороги, предварительной информации о подходе поездов, положения на станции и промпредприятиях, технологических норм на обработку поездов и погрузку-выгрузку вагонов.
План поездной работы содержит следующие показатели: общее количество поездов, намеченных к отправлению на конкретные направления, примыкающие к станции; количество вагонов, сдаваемых на промпредприятие и принимаемых с него; план обеспечения поездов локомотивами.
В плане грузовой работы предусматривается погрузка вагонов на путях промпредприятия по роду грузов; погрузка вагонов на путях общего пользования; выгрузка вагонов на путях промпредприятия с подразделением выгрузки по роду грузов; выгрузка вагонов на путях общего пользования с указанием предприятий, которые должны осуществлять операции по выгрузке вагонов; порядок обеспечения погрузки порожними вагонами.
Погрузка отправительских и ступенчатых маршрутов осуществляется по месячному плану, который для станций разрабатывается на основе задания управления дороги и утверждается начальником отделения дороги. В соответствии с ним составляется календарный план погрузки маршрутов по числам месяца.
За трое суток до наступления месяца в отделе сбыта предприятия работник станции примыкания производит разметку заказов-нарядов для отгрузки грузов по направлениям согласно утвержденному плану маршрутизации. Условная разметка, которая наносится на заказы-наряды, представляет собой цифровой код и название станции назначения (распыления) маршрутов. Разметку с заказов-нарядов работники отдела сбыта переносят в приказы на погрузку грузов по цехам и складам.
Планирование железнодорожных перевозок внутри предприятия осуществляется руководителями службы (цеха) эксплуатации на основе контактных графиков и заявок на перевозки, поступающих от производственных цехов и других служб железнодорожного транспорта (хозяйственные перевозки). В зависимости от технологии производства, объема, характера и структуры грузопотоков в оперативных планах могут быть выделены следующие категории перевозок, планирование которых имеет определенную специфику: технологические перевозки, выполняемые по нормативным графикам;
перевозки сырья, комплектующих деталей и других грузов, погрузка и выгрузка которых в равных количествах систематически повторяются не реже одного раза в сутки;

перевозки грузов, объем и сроки выполнения которых не являются постоянными.
Технологические перевозки регламентируются графиками работы промышленных установок, агрегатов, цехов, производств. Объем и сроки их выполнения зависят от мощности агрегатов, количества переделов, характера и продолжительности транспортно-технологического цикла и его составляющих и многих других факторов. Технологические перевозки планируют руководители производственных цехов (заместители по транспорту) и железнодорожных районов. Организацию и контроль перевозок осуществляют сменные помощники указанных руководителей.
Устойчивые грузоперевозки, систематически повторяющиеся по периодам суток, планируют один раз в год с разработкой специальных контактных графиков, в которых отражают: суточный объем перевозок, рабочий парк локомотивов и вагонов; время подачи, окончания, продолжительность выполнения грузовых операций с учетом технической оснащенности грузовых фронтов, время отправления и прибытия поездов на станции; организацию поездной, маневровой и грузовой работы на станциях и в производственных цехах в увязке с существующей технологией их работы.
Сменный план работы железнодорожного транспорта промышленного предприятия содержит: задания на погрузку и выгрузку отдельно в вагонах парка МПС и предприятия каждому грузовому пункту с указанием числа вагонов по родам грузов и назначениям, срока подачи вагонов и окончания грузовых операций, порядка обеспечения погрузки порожними вагонами; задания на организацию отправительских и ступенчатых маршрутов с указанием для каждого маршрута количества и сроков подачи вагонов, окончания погрузки, формирования и сдачи на станцию примыкания; размеры приема и отправления передаточных поездов с указанием времени прибытия и отправления каждого поезда и его состава; задания железнодорожным станциям и районам предприятия на расформирование и формирование передаточных, сборных, отправительских, ступенчатых и кольцевых маршрутов (вертушек), подачу вагонов под грузовые операции и уборку после их выполнения.
План работы железнодорожного транспорта предприятия увязывается с планом работы основного производства и станции примыкания и является его составной частью. В нем предусматривается обеспечение локомотивами перевозок по контактным графикам и суточных заданий, объем погрузки и выгрузки вагонов для обеспечения основного производства.
Обслуживание цехов и объектов предприятия перевозками в вагонах местного парка, не охваченных контактным графиком, осуществляется по суточному плану-заданию. Он составляется на основании заявок производственных цехов и заданий производственного отдела предприятия.
Ответственные за работу транспорта в производственных цехах не позднее 11 ч дня, предшествующего перевозкам, представляют письменную заявку (или передают телефонограмму) старшему диспетчеру железнодорожного цеха по следующей форме:

Заявки на перевозку грузов цехи-отправители должны согласовать с цехами-получателями. При отсутствии на предприятии должности старшего диспетчера заявки подаются в грузовую службу (бюро). Старший диспетчер на основании полученных заявок, заданий производственного отдела предприятия и расположения на 12 ч вагонов парка предприятия составляет до 14 ч суточный план- задание на перевозки по форме, приведенной ниже.

Суточный план-задание обеспечения подвижным составом заявок цехов на ... . 19 . .г.

При составлении плана-задания обращается внимание на максимальное осуществление сдвоенных грузовых операций. При заявке цеха на подачу порожних вагонов вагоны, находящиеся под выгрузкой, зачисляются в счет обеспечения погрузки.

Суточный план-задание утверждает начальник службы эксплуатации (заместитель начальника железнодорожного цеха) и не позднее 15 ч передает его для исполнения начальнику смены железнодорожного цеха. Копию суточного плана-задания направляют в производственный отдел предприятия для контроля за исполнением.
Начальник смены, ознакомившись с суточным планом-заданием, не позднее 16 ч передает его по селекторной связи дежурным по станциям. Ответственный за транспорт в производственном цехе до 17 ч получает у дежурного по станции сведения о запланированных на следующие сутки перевозках по плану-заданию.
Выполнение суточного плана-задания проверяется старшим диспетчером (начальником службы эксплуатации) и к 10 ч последующих суток сообщается диспетчеру-анализатору железнодорожного цеха для анализа. Начальник смены и дежурные по станциям при обслуживании производственных цехов руководствуются суточным планом-заданием и никаких дополнительных заявок не принимают.
На промышленном транспорте широкое распространение получили суточные планы-графики работы станции примыкания и транспорта предприятий по единому технологическому процессу, а также графики: контактные, движения различных категорий поездов, обработки вагонов МПС, поступающих на промпредприятие и отправляемых с него группами и маршрутами.
Графическое представление транспортных и грузовых операций, занятости локомотивов, механизмов, фронтов погрузки, выгрузки, путей перегонов и станций делает план более наглядным, облегчает обзор предстоящих работ по периодам суток при разработке регулировочных мероприятий и принятии управленческих решений диспетчерским аппаратом, упрощает анализ выполненного плана и расчет показателей.
Суточный план-график является важной частью единого технологического процесса работы станции примыкания и железнодорожного транспорта предприятия. Он составляется в соответствии с указаниями по разработке ЕТП и представляет собой графическое отображение всех грузовых и транспортных операций с вагонами МПС и парка предприятия, выполняемых на станции примыкания и на предприятии.
Исходные данные для составления суточного плана-графика: технико-эксплуатационные характеристики станции примыкания и транспорта предприятия;
расчетный грузооборот;
корреспонденция грузов и вагонов между станцией и предприятием, а также внутри предприятия;
порядок формирования поездов и маршрутов;
расписание движения передаточных поездов между станцией МПС и предприятием (интервалы между подачами вагонов);
нормы времени и графики обработки вагонов предприятия и парка МПС на станции и предприятии;
нормы времени на выполнение грузовых, технических и коммерческих операций;
схема станции примыкания и железнодорожных путей предприятия.
Суточный план-график обусловливает рациональную организацию работы станции примыкания и транспорта предприятия по расписанию, согласованному с графиком движения поездов и технологией производства, обеспечивает ритмичность грузовой и поездной работы, а также непрерывность выполнения операций и сокращение межоперационных интервалов, рациональное использование транспортных технических средств, позволяет выявить «узкие» места и разработать мероприятия для их ликвидации, нормировать время оборота вагонов на промпредприятии с расчленением его по элементам.
По суточному плану-графику определяются следующие основные показатели:
оборот вагона с одной и двумя грузовыми операциями, а также вагонов, прибывающих и отправляемых в маршрутах;
коэффициенты использования локомотивов, погрузочно-разгрузочных механизмов, занятия грузовых фронтов, путей и горловин станций;
объем работы (погрузка, выгрузка, операции с контейнерами); коэффициент сдвоенных операций. 
Контактный график — это плановая система организации перевозок внутри предприятия или промышленно-транспортного узла, предусматривающая взаимную увязку технологии работы производственных цехов (предприятий) с транспортным процессом. На некоторых предприятиях эта система охватывает до 90 % перевозок.
Контактный график включает в себя следующие нормативнотехнологические документы: график грузовых операций, предусматривающий начало и окончание погрузки-разгрузки вагонов с сырьем и материалами в производственных цехах и на складах; планы формирования поездов на станциях предприятия; графики движения с указанием времени оборота локомотивов. 
Со времени внедрения первых контактных графиков в 1940 г. на металлургическом заводе имени Петровского они получили широкое распространение не только в системе Министерства черной металлургии СССР, но и в других отраслях промышленности. В контактный график включают вагонопотоки грузов, характеризующиеся регулярностью погрузки, выгрузки, постоянные по величине, направлению следования, а также грузы, для которых невозможно установить начало грузовых и транспортных операций, но продолжительность их выполнения строго регламентирована.
Контактный график разрабатывает комиссия, возглавляемая главным инженером предприятия, по специальной методике, как правило, на год. В случае необходимости при изменении характера и объема производства контактный график может корректироваться.

Начальники производственных цехов в установленные сроки представляют ведомости исходных данных для разработки (корректировки) контактного графика с учетом требования технологии основного производства, в которых указывают:
род груза и наименование грузовой операции, цехи и станции отправления (получения) грузов;
объем перевозок за год (план и отчет за прошлый год) и сутки в вагонах и тоннах, в том числе объем перевозок автомобильным транспортом;
обоснование выбора конкретных типов вагонов, их статическая нагрузка, количество вагонов, необходимое для определенных перевозок, число подач в сутки и число вагонов в каждой подаче;
характеристика грузового фронта (наименование, длина фронта постановки и одновременной погрузки-выгрузки в вагонах и метрах), типы и число погрузочно-выгрузочных устройств и механизмов и их производительность, вместимость и максимальная пропускная способность складов;
нормы простоя под грузовыми и подготовительно-заключительными операциями на вагон и группу вагонов (подачу);
рациональное (с учетом требований технологии основного производства) время подачи и уборки вагонов и обоснование этого времени.
Объем перевозок определяется расчетом на основе данных, представленных производственными цехами с учетом коэффициента расхода материалов на 1 т готовой продукции, устанавливаемых производственным отделом предприятия. Продолжительность грузовых операций рассчитывается в зависимости от производительности средств механизации, рода груза, типа вагонов и других факторов.
В окончательном виде контактный график состоит из описательной части и приложений. Он утверждается приказом директора предприятия, в котором отмечаются срок ввода, мероприятия по внедрению и выполнению графика, система материального поощрения и штрафных санкций, порядок проведения ежесуточного, недельного и месячного анализа выполнения графика.
Основной частью контактного графика является график грузовых операций. Он представляет собой бланк, в левой части которого указаны сведения о станциях, цехах, вагонах и грузах, а в правой —  нанесена временная сетка с часовыми (получасовыми) делениями (см. фрагмент графика на рис. 8.2). В зависимости от сложности выполняемой работы временная сетка может быть 12- и 24-часовой. На нее наносят: количество подач в сутки по каждому грузовому фронту, число вагонов в подаче, время отправления со станции, время прибытия на станцию назначения, время начала и окончания грузовой операции. Продолжительность нахождения вагонов под погрузкой обозначается горизонтальной жирной линией, а под выгрузкой — двумя тонкими линиями. 


Рис. 8.2. Фрагмент контактного графика: а — график грузовых операций; б — график движения

Время нахождения вагонов на станции от прибытия до подачи на грузовой фронт и от окончания  грузовой операции до отправления со станции обозначается горизонтальной тонкой линией.
Над левой наклонной линией отмечают время окончания предыдущей грузовой операции и номер поезда, в составе которого прибыли вагоны. Под линией указывают цех-отправитель вагонов. Над правой наклонной линией отмечают номер поезда, в составе которого отправляются вагоны со станции, и время начала следующей грузовой операции, а под линией — цех назначения вагонов. Точки пересечения наклонной и горизонтальной линий соответствуют времени прибытия вагонов на станцию назначения или отправления со станции.
В случае уменьшения объема перевозок или отсутствия емкостей для приема грузов цехи (грузоотправитель и грузополучатель) уведомляют диспетчера завода об отказе от подачи вагонов по контактному графику за 4 и 6 ч соответственно. При этом указывается продолжительность отказа и номера поездов, подлежащих отмене. Диспетчер завода дает приказ начальнику смены железнодорожного цеха на отмену подачи вагонов по контактному графику в определенный период времени.
Нарушением графика считаются случаи, когда время подачи и уборки вагонов или выполнения грузовых операций превышает графиковое на 15 мин и более.
Графический учет выполнения контактного графика осуществляется диспетчерами, которые на бланке графика фиксируют фактическое время выполнения операций. Анализ выполнения контактного графика ведут на станции старшие нарядчики, а в целом по железнодорожному цеху инженеры-анализаторы (за смену и сутки). Процент выполнения контактного графика цехами железнодорожным γж, производственными γп и заводом в целом γз:

Экономическая эффективность работы по контактным графикам может быть достигнута за счет; сокращения условно-постоянной части расходов в результате прироста выпуска продукции основного производства, снижения эксплуатационных расходов по железнодорожному цеху в результате ускорения оборота и высвобождения вагонов парка предприятия, а также экономии основных фондов и снижения эксплуатационных расходов в результате сокращения времени оборота и рабочего парка вагонов МПС. Если при внедрении контактного графика потребуется осуществить реконструктивные или организационно-технические мероприятия, то затраты на них необходимо учитывать при оценке экономической эффективности внедрения контактных графиков.
Важным нормативно-технологическим документом является план формирования поездов, в соответствии с которым распределяется работа по расформированию-формированию составов поездов и маневровых передач между станциями предприятия. В основе плана формирования лежит специализация поездов и маневровых передач, которая предусматривает назначение поезда, дальность следования и порядок формирования.
График движения поездов является нормативно-технологическим документом, способствующим наиболее полному удовлетворению потребностей основного производства в перевозках, регламентированных временем и объемами доставляемых грузов. Основное назначение графика движения поездов — согласованность в работе производственных и транспортных подразделений, их персонала, обеспечение безопасности движения, эффективного использования подвижного состава, пропускной способности перегонов. В тех случаях, когда на предприятии перевозки осуществляются по контактному графику, график движения поездов — его часть.
Исходными данными для составления графика движения являются: план формирования поездов, план-график грузовой работы, нормы времени на обработку поездов на станциях, станционные и межпоездные интервалы, перегонное время хода поездов, расчетные нормы массы передаточных поездов и маневровых составов. При построении графика на сетке сначала прокладывают пассажирские, затем специализированные поезда (вертушки) и сборные. Линии хода поездов различных категорий различаются нумерацией, цветом и другими признаками.
Реализация размеров движения, предусмотренных графиком на смену и сутки, оценивается процентом выполнения графика

На основе контактного графика и инструкции по движению поездов и маневровой работе составляют Инструкцию по организации перевозок отдельных грузов в вертушках. В них излагают порядок выполнения транспортных и грузовых операций, а также прилагают график оборота вертушки с поэлементным указанием операций.

  Диспетчеры железнодорожного цеха и районов в ходе дежурства по докладам дежурных по станциям фиксируют на графике исполненной работы фактическое выполнение грузовых и транспортных операций. Для удобства на бланке такого графика типографским способом печатают план формирования и график движения поездов, график грузовых операций в цехах и на складах. Кроме того, на бланке записывают заданные на смену показатели работы.
По итогам работы за смену по каждому району и в целом по железнодорожному цеху определяют следующие показатели: выполнение планов погрузки и выгрузки за сутки и нарастающим итогом за месяц, обеспечение погрузки порожними вагонами (вагоны и проценты), остаток вагонов на 18 ч с полным сроком простоя, Сдача вагонов на сеть МПС (вагоны по норме, фактически и процент выполнения), простой вагона МПС за смену и с начала месяца (часы по норме, фактически и процент выполнения), число отправленных маршрутов по станциям их назначения (распыления), процент выполнения графиков движения и контактного за смену и с начала месяца.
Задачи сменно-суточного планирования относятся к классу экстремальных, связанных с большими объемами входной и выходной информации, и рассчитаны на широкое использование математических методов и ЭВМ. Предложен ряд методов решения таких задач. В числе их имитационные методы, позволяющие моделировать на ЭВМ технологический процесс, анализировать его, выдавать на печать оборот вагона (общий, с одной и двумя грузовыми операциями, расчлененный по элементам), коэффициенты использования локомотивов, простои в ожидании операций, количество переработанных вагонов.