Содержание материала

Г л а в a 10

ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

  1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ, ИХ СОСТАВ И СТРУКТУРА

В системе мер по повышению эффективности общественного производства XXVII съездом КПСС предусмотрено «ускорить обновление производственного аппарата в первую очередь за счет более быстрой замены малоэффективного оборудования прогрессивным, высокопроизводительным. Провести всеобщую инвентаризацию производственных основных фондов. Более чем на треть обновить их активную часть, ... интенсивнее использовать созданный производственный потенциал. Добиваться ритмичности производства, максимальной загрузки оборудования, существенно повысить сменность его работы»1. В этих условиях первостепенное значение имеет быстрое обновление производственных фондов путем широкого внедрения передовой техники, дальнейшей электрификации, роботизации и компьютеризации производства и лучшего использования основных фондов.

Материально-техническая база промышленного железнодорожного транспорта представляет собой совокупность средств производства, необходимых для выполнения перевозочного процесса и погрузочно-разгрузочных работ.
Средства производства состоят из средств труда и предметов труда. К средствам труда относятся орудия труда (машины, станки, транспортные средства, погрузочно-разгрузочные механизмы и т. д.), производственные здания, сооружения, устройства, т. е. все то, что необходимо для выполнения производственного процесса. Предметы труда — это сырье, материалы и т. п., т. е. комплекс предметов подвергаемых человеком обработке в процессе производства при помощи орудий труда.

Они характеризуют производственную мощность предприятия, обусловливают объем перевозок и погрузочно-разгрузочных работ и уровень производительности труда.
Основные фонды представляют собой средства труда, которые, сохраняя свою натуральную форму, участвуют в производстве продукции длительное время в течение нескольких производственных циклов. Стоимость их переносится на изготовляемую продукцию частями по мере износа в виде амортизационных отчислений.
Согласно существующей в СССР классификации основные фонды по своему назначению делятся на производственные и непроизводственные, по принадлежности — на собственные и арендованные, по характеру использования — на действующие и бездействующие.
На предприятиях промышленного железнодорожного транспорта к производственным основным фондам относят локомотивы, вагоны, устройства пути, искусственные сооружения, устройства СЦБ, производственные здания и другие виды имущества, непосредственно использующегося в производственном процессе. Доля производственных основных фондов составляет примерно 90 %.
К непроизводственным основным фондам относятся жилые дома, детские сады и ясли, школы, больницы и другие объекты, которые непосредственно не участвуют в производственном процессе. Их доля на предприятиях промышленного железнодорожного транспорта составляет около 10 %.
Собственные основные фонды — это фонды, числящиеся на балансе данного предприятия промышленного железнодорожного транспорта. Например, предприятия промышленного железнодорожного транспорта имеют собственные основные фонды, а основные фонды транспортных цехов являются частью основных фондов заводов. Так, доля транспортных средств в металлургической промышленности составляет около 8 % общей стоимости основных фондов.
Арендованные основные фонды включают в себя средства труда (локомотивы, вагоны, погрузочно-разгрузочные механизмы и т. д.), привлекаемые для производства работ на определенный период времени за установленную плату из других организаций и ведомств.
К действующим основным фондам относятся средства труда, которые в данный момент используются для производственных и непроизводственных нужд. Перерывы в использовании основных фондов, вызванные изменением фронта и характера работ, выполнением ремонта, передислокацией, не служат основанием для отнесения их к бездействующим.
К бездействующим основным фондам относятся фонды, находящиеся на консервации или в запасе.
Стоимость основных фондов промышленного железнодорожного транспорта превышает 25 млрд. руб. Техническое перевооружение промышленного Железнодорожного транспорта тесно связано с техническим прогрессом в народном хозяйстве и подчинено задачам создания материально-технической базы коммунизма. В целях ускорения технической реконструкции промышленного железнодорожного транспорта продолжается: укрепление его материально-технической и ремонтной базы, увеличение доли специализированных вагонов в эксплуатационном парке, внедрение комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ, более широкое применение прогрессивных способов перевозки грузов, увеличение перевозок в контейнерах и пакетах, расширение использования конвейерного, пневмоконтейнерного, канатно-подвесного и других видов непрерывных и специализированных видов промышленного транспорта, повышение темпов обновления подвижного состава и других технических средств.
В практике учета и планирования воспроизводства основных фондов промышленного железнодорожного транспорта применяются денежные и натуральные показатели. Денежная оценка основных фондов необходима для учета их динамики, планирования расширенного воспроизводства, установления степени износа, начисления амортизации; определения себестоимости продукции, рентабельности и других хозрасчетных показателей.
В связи с длительным участием основных фондов в процессе производства и постепенным их снашиванием, а также с изменением за период их службы условий воспроизводства применяется несколько видов денежной оценки: по полной первоначальной стоимости, по первоначальной стоимости за вычетом износа, по полной восстановительной стоимости, по восстановительной стоимости за вычетом износа.
Полная первоначальная стоимость подвижного состава, погрузочно-разгрузочных механизмов, передаточных устройств, зданий и других технических средств представляет собой фактическую величину денежных затрат по ценам приобретения (включая затраты на доставку и монтаж) или полную сметную стоимость строительства.
Первоначальная стоимость технических средств за вычетом износа определяется по полной первоначальной стоимости, еще не перенесенной на выработанную продукцию, но уменьшенной на величину износа основных фондов. Эту величину принято называть остаточной стоимостью.

Восстановительная стоимость с учетом износа выражает часть основных фондов, еще не перенесенную на производственную продукцию.
Для учета и планирования основных фондов в денежном выражении необходимо, чтобы они учитывались и в натуральной форме в виде конкретных средств труда. Это необходимо для того, чтобы определять технический состав, производственную мощность предприятий и цехов, устанавливать задания на эту мощность и пути эффективного ее использования.
Классификация основных фондов предусматривает их деление на следующие группы:
здания (локомотивных и вагонных депо, станций, складов и т. д.);
сооружения — инженерно-строительные объекты, необходимые для осуществления перевозочного процесса (например, устройства пути, искусственные сооружения, системы водоснабжения и т. д.);
передаточные устройства — это устройства, с помощью которых производится передача электрической, тепловой и механической энергии, а также передача жидких, газообразных веществ. К этим устройствам относятся: электросети, трубопроводы и т. д.;
машины и оборудование. К этой группе относятся: силовые машины и оборудование (трансформаторы, сварочные агрегаты, электродвигатели, тракторы и т. д.); рабочие машины и оборудование (станки, конвейеры, погрузочно-разгрузочные механизмы и т. д.): измерительные и регулирующие приборы и устройства и лабораторное оборудование, вычислительная техника, прочие машины и оборудование;
транспортные средства (локомотивы, вагоны, автомобили и т. д.);
инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и другие виды основных фондов. Условно принято, что к основным фондам не относится инструмент, инвентарь и другое имущество стоимостью до 100 руб. независимо от срока их службы и стоимостью больше 100 руб., но со сроком службы менее одного года. Эти виды имущества, инструмент и инвентарь относятся к оборотным фондам.
Каждая из перечисленных групп в свою очередь подразделяется на подгруппы, которые состоят из еще более родственных основных фондов с примерно равными сроками службы, нормами амортизации и условиями эксплуатации.

Пользуясь приведенной группировкой, можно определить производственную структуру основных фондов, которая характеризуется удельным весом каждой группы в общей стоимости основных фондов предприятия или отрасли. Например, в металлургической промышленности в общей стоимости основных фондов промышленного железнодорожного транспорта стоимость зданий составляет около 3%, сооружений и передаточных устройств — 52%, транспортных средств — 39 % и прочих средств — 6 %. В основных производственных фондах предприятий промышленного железно дорожного транспорта относительно высока доля устройств пути, локомотивов и вагонов (примерно 80 %). Это объясняется особенностями технологии транспортного производства.
Производственная структура основных фондов и ее изменение за тот или иной период времени дают возможность характеризовать технический уровень предприятий и эффективность использования капитальных вложений в основные фонды. Например, чем выше в составе основных фондов доля подвижного состава, погрузочно-разгрузочных машин, оборудования и других элементов активной части основных фондов и чем интенсивнее они используются, тем больше продукции будет произведено на каждый рубль основных фондов.