Содержание материала

Численность работников, выполняющих подъемно-транспортные, погрузочно-разгрузочные и складские операции, составляет 26—33% общего числа трудящихся в народном хозяйстве. Объем погрузочно-разгрузочных работ на промышленном транспорте в 1990 г. должен достичь 60 млрд. тонно-операций, что превышает 90% общего объема погрузочно-разгрузочных работ в стране.

В Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986—1990 годы и на период до 2000 года указывается на необходимость значительно поднять уровень комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ. Механизация погрузочно-разгрузочных работ называется комплексной, если основные и вспомогательные операции по переработке грузов выполняются при помощи машин, механизмов, различных приспособлений и устройств.
Комплексная механизация способствует интенсификации переработки грузов, повышению производительности труда, эффективности использования подвижного состава, сокращению трудовых затрат, высвобождение персонала, занятого неквалифицированным опасным ручном трудом.
Уровень комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ, %,

На промышленном транспорте комплексно механизированы следующие процессы:
погрузка массовых насыпных грузов с помощью погрузочных комплексов, бункеров, ленточных конвейеров, экскаваторов;
выгрузка массовых насыпных грузов на вагоноопрокидывателях, эстакадах, приемных бункерах;
погрузка-выгрузка металла кранами с электромагнитными захватами;
погрузка-выгрузка пылевидных грузов пневматическими установками;
выгрузка грузов самотеком из самосвальных автомобилей и бункеров;
погрузка-выгрузка транспортных средств самоходом на железнодорожные платформы и с железнодорожных платформ;
погрузка-выгрузка грузов, перевозимых в универсальных и специальных контейнерах и на поддонах с помощью авто- и электропогрузчиков и кранов.
Достижения в области механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ связаны с механизацией операций с насыпными 

и навалочными грузами открытого хранения за счет применения специализированных комплексов на промышленных предприятиях, горно-обогатительных комбинатах, в угольных разрезах и на шахтах. Из общего годового объема грузопереработки, выполняемого на подъездных путях и составляющего по данным ИКТП 87% общего объема погрузки-выгрузки, доля насыпных грузов составляет 60,1%.
Примером комплексной механизации с элементами автоматизации рабочих процессов может служить углепогрузочный комплекс П-4В. Он предназначен для погрузки угля в полувагоны с весовым дозированием на угольных шахтах, разрезах и обогатительных фабриках, отгружающих рядовые угли, концентраты и отсевы с насыпной плотностью свыше 0,85 т/м3. В состав комплекса входят ленточный конвейер КЛ-4000 производительностью 4000 т/ч, весоизмерительная система, маятниковый пробоотборник, проборазделочные машины, элеватор для уборки проб груза, электротягач Э-2, аппаратура управления. Число полувагонов в составе 36 при использовании одного тягача и 72 при спаренном варианте.
Заложенные в системе технические решения позволяют обеспечить комплексную механизацию и автоматизацию рабочих процессов, увеличить производительность труда на погрузке в 5—8 раз, снизить трудоемкость работ и простой полувагонов, повысить эффективность взаимодействия промышленного и магистрального железнодорожного транспорта, улучшить условия труда обслуживающего персонала, осуществить разравнивание и уплотнение угля в полувагонах, обеспечить полное использование их грузоподъемности, уменьшить потери при транспортировке груза до потребителя.
Комплексы П-4В эксплуатируются на ряде обогатительных фабрик, намечено их применение на предприятиях Кузнецкого, Экибастузского и других угольных бассейнов. Применение комплекса на предприятиях с производственной мощностью 3—7,2 млн. т в год позволит сократить простои полувагонов под грузовыми операциями на 54—130 тыс. вагоно-ч и получить годовой экономический эффект 320—820 тыс. руб.
На выбор схемы комплексной механизации для переработки определенного груза оказывают существенное влияние размер годового грузооборота, физико-химические свойства и состояние груза, род подвижного состава, используемого для перевозки. С увеличением грузооборота улучшается использование машин и механизмов по времени, что способствует росту производительности труда и внедрению более совершенных типов машин, позволяющих в перспективе перейти к автоматизации переработки грузов.

Автоматизацией погрузочно-разгрузочных работ называется такой процесс переработки грузов, при котором все работы осуществляются машинами с управлением процессом системами и устройствами, заменяющими функции оператора. Важным средством автоматизации погрузочно-разгрузочных работ является строительство автоматизированных складов, крупных погрузочно-разгрузочных комплексов массовых грузов, управляемых с помощью микропроцессоров и микроЭВМ. Примером может служить высокопроизводительный разгрузочный комплекс, предусматривающий восстановление сыпучести смерзшихся углей и горных пород с использованием электрофизической индукционной установки (ЭФИУ). Он предназначен для ликвидации тяжелого ручного труда при выгрузке смерзшихся грузов из металлических полувагонов при больших грузопотоках и полной механизации и автоматизации процесса выгрузки.
Производительность этого комплекса 12—15 полувагонов/ч, к. п. д. рабочих органов 0,8—0,95, на обработку одного полувагона затрачивается 150 кВт-ч. Управление комплексом автоматическое по заданной программе.
' В основе нового технологического процесса, заложенного в комплексе с ЭФИУ, лежит одновременное тепловое и механическое воздействие на смерзшийся груз в зоне его контакта с металлическими стенками вагонов. При воздействии сильного переменного электромагнитного поля металлические стенки вагона нагреваются, а чередование включения и отключения тока по заданной программе приводит к появлению и снятию электромагнитных сил, вызывающих регулируемую вибрацию вагона. В случае смерзания груза в монолит для его рыхления создана бурорыхлительная установка. После рыхления монолита полувагон подается на ЭФИУ для отделения смерзшейся массы от металлической поверхности. Далее выгрузка сыпучей массы производится через вагоно-опрокидыватель.
Разгрузочный комплекс с ЭФИУ и бурорыхлительная установка по сравнению с тепляками размораживания или виброрыхлителями имеют более высокую  производительность, более экономичны. Годовой экономический эффект от внедрения комплекса составляет 350—400 тыс. руб.
Расширение сферы комплексной механизации и автоматизации переработки грузов осуществляется в соответствии с Комплексной программой развития механизации и автоматизации подъемнотранспортных, погрузочно-разгрузочных и складских работ в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте, в торговле, материально-техническом снабжении и сбыте, разработанной Госпланом СССР, Государственным комитетом СССР по науке и технике, Госснабом СССР совместно с рядом министерств и ведомств.
Целевая программа комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных и складских работ предполагает переход от отдельных машин и устройств к разработке и внедрению высокопроизводительных систем и комплексов машин и механизмов с улучшенными технико-экономическими и эксплуатационными характеристиками.

Выбор наиболее рациональной схемы комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ производится в результате технико-экономического сравнения вариантов. В сравниваемых вариантах рассматривают капитальные вложения, годовые эксплуатационные расходы, трудовые затраты, уровень комплексной механизации, простой подвижного состава и механизмов при погрузке и выгрузке, а также такие показатели, как производительность труда работников, экономические показатели и др.
Капитальные вложения в комплексную механизацию и автоматизацию

Себестоимость одной тонно-операции, руб/т,

При определении затрат труда на тонно-операцию учитывают также затраты труда на очистку вагонов, выполнение подготовительно-заключительных операций. В результате сопоставления капитальных вложений и годовых эксплуатационных расходов с учетом нормативного коэффициента сравнительной эффективности выбирают лучший вариант комплексной механизации и автоматизации.